Виктор Шендерович: «За эту работу я ручаюсь»
Виктор Шендерович - частый гость в нашей стране, но
на этот раз нас ждут не совсем обычные гастроли знаменитого писателя.
Во-первых, он порадует поклонников своими новыми текстами, премьера которых
состоится именно в Израиле, а во-вторых, он предстанет в новом неожиданном
амплуа драматического актера в спектакле «Какого черта?», поставленного в лондонском театре «Табернакл» по пьесе Ирины Иоаннесян и Натэллы Болтянской. В
предвкушении этих событий мы поговорили с Виктором о его любви к театру и о
многом другом.
-
Добрый день, Виктор! Расскажите, как живется писателю-сатирику в современной
России?
- Живется вполне счастливо, хотя существует одна
профессиональная проблема. Она заключается в том, что нашу жизнь невозможно перешутить.
Российская политическая реальность настолько монструозна, что любой гротеск
меркнет перед ее лицом. Мы живем в информационном балагане. Цитаты,
телевизионные синхроны, законы, которые принимаются Думой, то, что отмачивает
глава государства – все это смешнее, пахучее и ярче, чем все, что можно
придумать по этому поводу. Поэтому сатирику лучше отойти на какую-то дистанцию
и посмотреть на пейзаж с другого ракурса, может быть, под историческим углом.
Сменить точку обзора. Чем я и занят последние годы. Пишу пьесы, эссе, и если
говорить именно о сатирической части моей работы, то, это скорее, осмысление с
дистанции, чем попытка угнаться за злобой дня.
- Чем
вы на этот раз порадуете израильскую публику?
- В Израиль я приеду с программой ТЕАТР ОДНОГО
ШЕНДЕРОВИЧА. Буду читать (немного играя, разумеется) собственную драматургию. В
том числе - несколько текстов, которые
еще никто не слышал. Тут мы плавно переходим от собственно политической сатиры
к литературной работе. Мои пьесы – это и сатира, конечно, но и прежде всего,
театр. Тот волшебный поворот рычага, который превращает спичечную коробочку в
космос. Вот эта булгаковская коробочка из «Театрального романа» - главное мое писательское
счастье. Когда там начинает происходить что-то, когда уже в процессе написания
заявляет о себе жанр, когда персонажи начинают действовать сами и там возникает
своя жизнь... Для меня только это и интересно, потому что в тысячный раз
крикнуть про преступный режим – это уже банальность, тратить на это время не
стоит. А вот попытаться нащупать какое-то театральное волшебство... Я человек
театральный, для меня естественный способ изложения мыслей – драматургический
способ. За последний год я написал две пьесы, отрывки из которых тоже прочитаю
в Израиле.
- Обращение
к театру, видимо, неслучайно, ведь русский театр в данный момент переживает период
расцвета?
- Театр актуален по определению. Писатель может
писать в стол, художник и композитор рассчитывать на то, что его увидят и
услышат через столетия. У актера такой возможности нет, он обращается только к
современникам - вспомните
рассуждения Гамлета по этому поводу. Театр обречен на актуальность. А
чем хуже времена, тем острее театр, тем больше в театр ходят за прямым
политическим высказыванием... Во времена общественной гармонии, когда политическая и общественная жизнь
в стране налажена, театр уходит в зону
развлечения. А когда закона нет, правды нет, когда в воздухе копится напряжение,
это напряжение потом выбрасывается сильнейшим образом в театральном зале. Мы
это помним по Таганке и «Современнику». Впрочем, с греческих и римских времен театр
- совершенно легитимный способ выброса общественной энергии. Чем хуже время –
тем лучше для театра, разумеется.
-
Расскажите о вашем актерском дебюте. Вы сразу приняли предложение сыграть в
пьесе «Какого черта?».
- Сначала я сразу отказался - даже не читая пьесы.
Моя юность прошла в табаковской студии и за кулисами «Современника», и я знаю,
что такое хороший актер. Это, мягко говоря, не я. Я много раз отказывался
играть в сериалах... Но тут поступило предложение, от которого я не смог
отказаться: сыграть вместе с Адой Роговцевой, в которую я был влюблен 40 лет
назад, вместе со всем советским народом! Оказаться с ней на одной сцене, да еще
в Лондоне… Я решил, что должен попробовать. И это, конечно, вызов, потому что
на театральную сцену я не выходил никогда. То есть я, конечно, выходил со
своими текстами, но это совсем другое дело. Одно дело - эстрадное существование,
а другое – немыслимая возможность сыграть главную роль в театральном спектакле
в паре с Роговцевой. Я согласился, хотя, конечно, и трусил отчаянно - в шестьдесят лет дебютировать
на драматической сцене… Но все оказалось и не страшно, и интересно - и, к моему
удивлению, то, что мы сделали, оказалось востребовано. Я-то был готов к тому,
что все ограничится лондонской премьерой и несколькими спектаклями, что это
будет просто такой опыт на память. Но оказалось, что люди по всему миру хотят
увидеть наш спектакль. И я с очередным приступом страха поеду сначала в
Украину, а потом в Израиль, потому что это, конечно, большая ответственность.
- На мой взгляд, роль веселого черта вам очень
идет. А как вам работалось с Адой Роговцевой?
- Отлично работалось. Она в замечательной форме - и
актерской, и человеческой. Она ведь работала с партнерами, которые уступают ей
в профессиональном плане. И могу себе представить, с какой интонацией могла бы
репетировать та или иная «звезда», демонстрируя свое превосходство. Роговцева всех
поддерживала, помогала, очень ненавязчиво и профессионально вытягивала нас,
своих партнеров, наверх. И, конечно, когда она появляется на площадке, ты
чувствуешь, что по проводам побежало совсем другое электричество...
Кроме того, очень важно, чтобы работа была
по-человечески в радость. Известны вполне трагикомические ситуации, когда две
голливудские звезды, блистательно игравшие любовь на экране, за пределами
съемочной площадки видеть друг друга не могли. Их работа - свидетельство высочайшего профессионализма, но
ситуация, конечно, пиковая... Важно, чтобы хотелось просто видеть партнеров,
чтобы было в радость и в перекур, в обеденный перерыв. Ада Роговцева создавала
прекрасную, теплую и дружественную атмосферу. Ну и просто по-человечески она
вызывает восторг: актриса, которая в 80 лет выступает в госпиталях почти на
линии фронта, как положено актеру во время войны, за что и получила звание
«Героя Украины», за что и наказана запретом на въезд в Россию.
- Вам жаль,
что эту пьесу в России не увидят?
- Жаль, конечно: глупость страшная. Мы живем среди преступных
руководящих идиотов. Какой-то безвестный номенклатурный негодяй решил наказать
рублем народную артистку СССР Аду Роговцеву! Закрыл ей въезд в Россию, не дал
сниматься в российских фильмах и сериалах. Заодно он наказал - и сильно - сотни
тысяч россиян.
- Сейчас
много талантливых людей уезжает из России. Какие на ваш взгляд перспективы у
русской культуры за рубежом?
- Это продолжается уже век, ничего нового в этом
нет. Огромная «запасная Россия» размазана по всему земному шару. Уезжают
замечательные люди, люди русской культуры. Их дети, может быть, будут говорить
по-русски, но уже с акцентом. А внуки по-русски говорить почти не будут, и надо
отдавать себе в этом отчет. Это драматическая история. Для отдельных людей история
отъезда, безусловно, может оказаться и счастливой, но это драматическая история
для русской цивилизации, которая истекает кровью столетие напролет.
-
Пьесу «Какого черта?» Болтянская и Иоаннесян тоже, кстати, написали на чужбине,
в Лондоне. Расскажите немного о пьесе.
- Очень симпатичная пьеса, и мне есть, что там играть! В процессе
репетиций она претерпела некоторые изменения и стала еще динамичнее, но меня
с самого начала заинтересовал поворот темы. Ведь это парафраз вечного сюжета о
покупке-продаже души, и авторы нашли некоторый новый ход... Спойлерства не
будет - приходите на спектакль!
От постановки пьеса выиграла - хороший молодой
режиссер Алеся Маньковская поставила ее очень точно и энергично. Получился
спектакль, за который совершенно не стыдно. А к израильским гастролям
(интригую) в состав добавилась еще одна звезда... Приходите, за этот спектакль я
ручаюсь.
*****
Заказ
билетов на спектакль «Какого черта?!» (представления с 25 по 31 января)–на
сайте продюсера гастролей, компании RestInternational - restinter.com
Линк на видео - https://www.youtube.com/watch?v=keMwcONhVlU
Заказ
билетов на вечера «Театр одного Шендеровича – Посленовогодний вечер»(23 и 24
января) – на сайте продюсера гастролей, компании RestInternational - restinter.com
Интервью
взяла Рита Крупенькова.
Комментариев нет:
Отправить комментарий