Несколько фактов о хевронском погроме
Есть в ФБ такая израильская группа – Любители Истории. Сейчас-то она о-го-го, близка к 200,000 юзеров, что для ивритского сектора и закрытого сообщества число немыслимое, а я помню её еще маленькой припевочкой. Отцом-основателем группы является образованный сороколетний холостяк крайне левых взглядов, который для сохранения популярности и ради плюрализма очень старается это свойство, то есть оба, нивелировать. Хотя нет-нет, да и прорывается в комментариях то тоска по мапайному социализму, то уважение к заслугам товарища Сталину, то лобзанье светлого образа Че Геварры и тому подобное так называемое «совкодрочерство». И это, и два грамотно организованных кампейна по поиску аналогичной спутницы жизни участники сообщества принимают легко, ибо все мы живые люди, а не корзинки с муляжными фруктами. Тем более, что сообщество действительно удачное, богатое на интересные посты и на просвещающие фотографии как документы эпохи. Подходит репатриантам, аннотации к фотографиям можно и через автопереводчик пропустить. Неоднократно оставляют благодарности комментаторы, сетующие, что такую страничку не встретили во время школьных курсов истории и только сейчас заинтересовались этим предметом так, что и не оторвать.
Масштабных холивара в сообществе я засекла два. Первая волна выходов из группы, забанов и расфрендов участников в позапрошлом году была обусловлена перепечаткой из старого выпуска газеты «Гаарец» с крупным фото солдат Армии Обороны Израиля 1940-х годов. «Гаарец» поведала нам о групповом изнасиловании солдатами бедуинской девочки на заре войны за Независимость, каковое изнасилование, по словам журналиста, привело к смерти ребёнка. После визгливого скандала модератор полностью стёр возбуждающий пост.
Второй случился в последний день уходящего года. Сам отец-основатель решил проводить 2017-ый год фотографией старого еврея из Гарвардского архива, покидающего Хеврон в 1929-ом году. Преамбула гласила: «Всего 67 евреев погибли в хевронском погроме, 90% спаслись благодаря активной защите своих мусульманских соседей, спасавших их жизни». Осведомлённых блогеров, сообщивших, что это на 90% ложь, а на остальные – тень на плетень, тут же выпилили из группы.
А я ушла сама.
Но решила перевести для вас удалённый из «Любителей Истории» комментарий Ави Грина, пожилого полицейского офицера из области информации и технологий.
Ави Грин перепостил его в другом закрытом сообществе, где этот текст находится и сейчас. Это обстоятельства хевронской резни.
Так всегда выглядит погром. В 1919 году в Тетиеве; в 1929 – в Хевроне; в 1939 – в Едбавне, в 1947 – в Адене… Нельзя об этом забывать. Нельзя допускать переписывание событий. Поэтому я перевожу то, что перевожу, хотя многие написали Ави Грину, что они – видевшие смерть взрослые люди, знавшие вроде бы о событиях 1929-го, которые должны были себе представлять, как выглядит бойня – не смогли дочитать этот фейсбучный статус до конца.
Вы предупреждены. Это страшный текст. Вот он:
Были опубликованы так называемые «факты» о хевронском погроме. Сказали, что только 10% еврейских жителей города пострадали, а все остальные были спасены благодаря защитившим их мусульманам.
Я осмелился описать правдиво те события. Истина состоит в том, что резня продолжалась три дня и спасением для евреев стало только их бегство из Хеврона, иначе их просто продолжали бы убивать.
Действительно в Хевроне было уничтожено 67 человек, убийства прокатились по всей стране, а всего убили 133 еврея. Относительно общего еврейского населения – 150 тысяч человек – это как будто бы за пару дней сегодня расправились бы с 5.400 нынешними израильтянами.
Наша ангажированная пресса не отреагировала на день памяти к 80-летию хевронского погрома, эта дата просто пролетела мимо них, как будто ничего и не случилось. Можно предположить, что журналистов не очень интересует массовое убийство евреев арабами. Вот что должно было быть опубликовано, если бы всё ж таки кто-то взялся рассказать об этой страшной трагедии.
Вечером перед 24 августа 1929 года, когда вовсю уже ходили слухи о грядущем погроме, в Хеврон зашли вооруженные воины Хаганы для защиты мирных обывателей Хеврона. Местное руководство попросило их покинуть город, предполагая, что, принимая во внимание хорошие многовековые отношения с арабами, евреев здесь никто не тронет.
Предводитель хевронских головорезов, шейх Талиб, пламенно призвал убийц словами: «Вы, мусульмане, режьте евреев, пейте их кровь, это день ислама, велик Аллах, убивайте их везде, вперёд за мной, к прекрасным еврейским юницам».
Это не было похоже на огнестрельный террор, в котором люди погибают в считанные секунды – это трёхдневная страшная мучительная смерть невообразимо жестоким способом, с пытками, которые невозможно себе представить. Людей истязали с детьми и младенцами.
Орудия убийства:
— палица для дробления голов;
— ножи для разделки туш;
— топоры для рубки мяса;
— мясницкие топорики для отсечения голов;
— стальные прутья для дробления костей;
— отвёртка (для выкалывания глаз).
Ужасающие мучения, которым подверглись евреи:
— вспоротые животы;
— разбитые всмятку черепа;
— старик, которого перед смертью оскопили;
— женщина, подвешенная вверх ногами со снятым скальпом;
— сожжённая в примусе голова;
— девочка, изнасилованная до смерти 13-ю арабами;
— девушка, изнасилованная на глазах у отца, после чего эти глаза были выколоты, а оба они убиты.
Хевронские арабы, получившие травмы в процессе бойни, получили лечение в больнице «Адасса», вокруг которой по сей день режут евреев.
Во время погрома люди в «Адассе» заперли ворота. Под дверь явилась арабка и постучала. Сомнения, стоит ли открыть дверь и не требуется ли немедленная помощь больной женщине, были отброшены, а когда ворота открыли – внутрь ворвались погромщики и истерзали медицинский персонал больницы.
Вот несколько примеров «благородной активности арабских соседей»:
- В доме Брайзманов. Шалом Брайзман был схвачен и пытался выкупить свою жизнь. После получения денег арабы выкололи ему глаза, прирезали и столкнули труп на улицу. Его тёща, уроженка Хеврона, умоляла о пощаде убийцу по имени. Кричала, как это возможно, ведь ты меня всю жизнь знаешь, сколько добра ты от меня видел, зачем же душу из меня выпускаешь? Это не спасло ни её, ни её семью. Все были убиты с беспримерной жестокостью.
- В доме Абушдид. Младенца били головой об стену до смерти. Жену бросили оземь и каблуками разбили ей голову вдребезги. Все мучители прекрасно знали жертв.
- В прачечной. Выкололи глаза отцу семейства и зарезали. Дочь пытались изнасиловать, но она отбивалась руками — и руки ей отрубили. Потом садистки убили.
- В доме мудреца Хасина. Облили бензином и подожгли дом, потом схватили самого раввина и его супругу и бросили живых в пламя.
- В пекарне. Опалили голову под примусом, но пекарь был всё еще жив. Тогда ему кинжалом выпустили кишки.
- У раввина Орлинского. Ему раскроили голову и вышибли из черепа мозги, его жену разорвали. Они погибли все вместе, с дочерью, зятем и четырёхлетним внуком.
- Аптекарь Бен Цион Гершон учился в константинопольском университете, бедных арабов лечил бесплатно. Преданно служил своему призванию на протяжении 40 лет. Все убийцы были его бывшими пациентами. Аптекарь умолял о пощаде, но ему выкололи глаза, отрубили пальцы и кололи нижами, покуда он не испустил дух. Его 13-летнюю дочку насиловали и кроваво замучали.
- Двухлетнему Менахему Сегалю отрубили голову. В горле потом нашли сперму.
- Ноаха Имбермана сунули головой в печь и сожгли живьём.
- Раввину Гольдшмиту выкололи глаза и спалили его голову на плите.
- Маленький Цахи Гелер кричал: «Я же ребёнок, за что меня убивать?». Убийцы кололи его ножами.
Они убивали, грабили, сжигали всё, что свято еврейской душе.
С освобождением Хеврона в Шестидневной Войне мусульмане ожидали, что евреи страшно отомстят за пролитую в 1929-ом году кровь. Глава муниципалитета в 1967-ом году как раз был одним из головорезов. Он сам признался, что не ждал ничего иного, кроме мести, как и принято в арабской культуре.
Ави Грин, перевод и аннотация Лоры Шавит
Комментариев нет:
Отправить комментарий