Певзнер Борис Моисеевич : – род. 12 августа 1927 года. Радиоинженер, к.т.н., закончил Ленинградский Электротехнический институт, несколько лет работал на заводе, изготовлявшем аппаратуру слепой посадки самолётов, руководил бригадами по установке этой аппаратуры на военных аэродромах. С 1954 по 1990 г. работал во ВНИИ Телевидения, участвовал в разработке аппаратуры телецентров и в выборе системы цветного телевидения. Был научным руководителем нескольких тем, главным конструктором. Борис Певзнер является одним из пионеров советского цветного телевидения. Он автор четырёх книг по телевидению, многих статей и изобретений.
С 1989 г. стал выступать с публицистическими статьями в ленинградских газетах («Смена», «Литератор»). В 1993 г. эмигрировал с семьей в США. Публиковался в русских газетах США («Панорама», «Новое Русское Слово», «Части Целого», «Филадельфия» и др.). Живет в Пенсильвании.
В год столетия Русской революции всё чаще приходится читать обвинения, что евреи «сделали Октябрьскую революцию» и тем погубили Россию. Долгие годы и десятилетия, пока эта революция считалась великим благом, русский народ честь ее осуществления евреям не отдавал. Помните ежегодные призывы ЦК КПСС к празднику 7 ноября, где кого только шаблонно не славили, от работников текстильной промышленности до свободолюбивых народов Африки, (от года к году перебирая все отрасли и народы по очереди)? В этих призывах что-то ни разу не звучало – «Слава еврейскому народу, внесшему решающий вклад в осуществление Великой Октябрьской революции!» Гордо говорилось "Русская революция", как ее и называли во всем мире. Но когда в России стало дозволено говорить об Октябрьской революции, как о великом несчастьи, вот тут-то и понадобились евреи, и “национал-патриоты” принялись яростно переделывать русскую революцию в еврейскую. И опровергать эти утверждения не так-то просто, потому что евреи действительно были "на виду" после Октябрьской революции. Однако, их участие далеко не было решающим, и отнюдь не было еврейским национальным движением. Русскую революцию сделали не евреи! В Февральской они вообще не участвовали, а в Октябрьской приняли участие в роли отдельных деятелей, и далеко не такое, чтобы сравниться с ролью восставших народых масс. Ниже мы рассмотрим этот вопрос более подробно.
Данная статья не дает обзора участия евреев в революционном движении России. Обстоятельное исследование этого вопроса есть, например, в книге Д.Шуба “Политические деятели России (1850-х—1920-х гг).”, издание “Нового журнала”, Нью-Йорк 1969, гл.12 - Евреи в русской революции. Недавно эта глава была помещена в интернете ldn-knigi.lib.ru/JUDAICA/ShubEvr.htm.
В недрах царской России веками существовали острые противоречия, звавшие к революционным изменениям – между крайне неравноправными сословиями, между трудом и капиталом, между бедностью и богатством. Не уступало им по остроте и проблема национального притеснения, дискриминации, бесправия еврейского народа. Несомненно, это была одна из главных внутренних проблем Российской империи. Какие-то ограничения в правах “инородцев” были делом обычным, но евреи, точнее, иудеи, были единственной нацией, столь униженной и закрепощенной. Вся их жизнь была, точно липкой паутиной, опутана сетью дискриминационных законов, которых было несколько сотен! Не только запрещение жить вне черты оседлости, но и запрещение владеть землей, жить в деревне и работать на земле. Иудеев не брали на государственную службу, даже рабочими на железные дороги, на почту и телеграф, на военные заводы.
Они не могли иметь чины и звания, быть офицерами (призыву в армию они подлежали, но солдат–иудей мог дослужиться лишь до унтер-офицера, не выше). В высшие учебные заведения иудеев принимали не свыше 3% в столицах, 5% в других городах и 10% в черте оседлости. И многие другие ограничения на каждом шагу. Все они касались лиц иудейского вероисповедания, но выкрестов было мало, так что понятие "иудей" относилось почти ко всем евреям.
Результатом всего этого была – не могла не быть! – нищета большой части еврейского населения. В начале своего царствования Александр III учредил “Высшую комиссию для пересмотра действующих законов о евреях” под председательством графа Палена. После 5-ти лет неспешной работы комиссия Палена представила “Общую записку”, в которой говорилось:
«Число исключительных для евреев законов в нашем своде простирается до 650 и устанавливаемые ими стеснения и ограничения имеют естественным своим следствием то, что огромному большинству евреев живется до сих пор в России крайне тяжело. ... Около 90% всего еврейского населения составляют ничем не обеспеченную массу, напоминающую отчасти пролетариат, массу, живущую со дня на день, в нищете, при самых тяжелых гигиеничских и бытовых условиях. Против этих пролетариев возникают иногда и буйные восстания народа; масса живет под страхом погромов, под страхом насилия.» (Полный текст “Записки” приведен в книге: С.М.Дубнов. Новейшая история еврейского народа. Том 3. Берлин, “Грани”, 1923, стр. 160-161.)
И далее эти сановники, честность которых перевесила их неприязнь к евреям, делают следующее заключение:
«Отнюдь не с точки зрения защиты или симпатии к евреям, но с точки зрения государственной справедливости, высшего беспристрастия и правосудия, нельзя не признать, что евреи имеют право жаловаться на свое положение. ...Сама история законодательства, несмотря на то, что она слагалась большей частью под влиянием самого сурового взгляда на евреев, учит нас, что существует лишь один исход и один путь – освободительный, объединяющий евреев со всем населением под сенью одних и тех же законов.» (Там же.)
Но Александр III не дал хода этим предложениям, напротив, за время его царствования положение евреев стало еще хуже. Именно при нём возобновились еврейские погромы, которых до того в России не было 100 лет.
Министр внутренних дел граф Витте писал:
«Еврейский вопрос сопровождался погромами. Они были особенно сильны при графе Игнатьеве. Граф Толстой, вступивший вместо Игнатьева, сразу их прекратил. Затем, когда министром внутренних дел стал Плеве, то он, ища перелома в революционном настроении масс, ...искал его в еврейских погромах, ...из которых был особенно безобразен дикий и жестокий погром в Кишиневе.» (С.Ю.Витте. Воспоминания.)
Вот так. Еврейские погромы как государственные мероприятия. Один министр проводил, другой нет... Сколько же можно было это терпеть?! Кишиневский погром, «устроенный правительством Плеве, свел евреев с ума и толкнул их окончательно в революцию (выделено мной - Б.П.). Ужасная, но еще более идиотская политика.» (Там же.) Было от чего сойти с ума – в кишиневской резне было убито 50 человек и изувечено несколько сотен, и это в мирную эпоху, не привыкшую еще к массовым убийствам. Быть может, с этого события 1904-го года, а не с "Цусимы", и начался для России кошмарный ХХ век?
В 1897 году в России была проведена первая перепись населения, которая дала такие цифры:
– русских 83933 тысячи, в том числе великороссов 55667 тысяч, малороссов 22380 тысяч, белоруссов 5886 тысяч,
– поляков 7931 тысяча,
– евреев 5063 тысячи,
и далее по убывающей шли закавказские и среднеазиатские народы.
Лиц иудейского вероисповедания было 5215 тысяч, то есть больше, чем было записано евреями, так как национальность в той переписи определялась по родному языку. Значит, 149 тысяч евреев назвали своим родным языком русский, оставаясь иудеями. Если учесть еще и выкрестов, число которых было невелико и точно не известно, но которые сегодня, несомненно считались бы евреями, то фактическое число евреев в России в конце ХIХ века было не менее 5,5 миллионов человек, более 5% от всего населения страны Почти все они жили в черте оседлости, составляя там 13 – 17% населения, то есть эта западная полоса России от Балтики до Черноморья, включавшая 15 губерний, была русско-еврейской и польско-еврейской страной. В городах там доля евреев достигала половины, так как иудеям запрещалось жить в деревнях. Среди евреев практически не было крестьян, которые составляли тогда 80% населения России и “в политику” шли очень слабо. По одному этому вероятность участия евреев в революционном движении была в пять раз выше, чем для граждан России в целом.
Итак, свыше пяти миллионов евреев, пятый по численности народ в огромной Российской империи, народ, отличающийся высокой активностью, и при этом наиболее жестоко дискриминированный – как же ему было не участвовать в революционном движении?
Тем не менее, непосредственно в осуществлении революций евреи участия не принимали. Революции произошли в Петрограде, где евреям, как известно, жить строго запрещалось. Перед Февральской революцией их там и не было, кроме очень небольшого числа купцов 1-й гильдии, зубных врачей и юристов. Революцию начали бедные слои населения, стоящие в долгих очередях за хлебом, и ее подхватили столичные рабочие, среди которых евреев не было. Не было их ни одного и в комиссии Государственной Думы, заставившей царя отречься от престола, и среди командущих фронтами, поддержавших требование отречься. За полгода, остававшиеся до Октябрьской революции, в Петроград приехал из Америки Троцкий, и Ленин привез с собой в пломбированном вагоне Зиновьева, но какое-либо заметное еврейское присутствие в столице появиться еще не успело. Ленин и Троцкий произвели Октябрьский переворот силами русских рабочих, матросов и дезертировавших солдат.
Революционное брожение в России пошло не от евреев. В Русском демократическом движении первые сто лет, (считая от Радищева), их вообще не было. Декабристы, Белинский и Грановский, Герцен и Огарев, Чернышевский, кружки Петрашевского и Ишутина–Каракозова без них расшатывали устои самодержавия и пробуждали русское общество. Почти не было их и среди народников и в обществе “Земля и воля”. В пяти судебных процессах над членами общества “Народная воля” (1880–84 годы) проходило 73 обвиняемых, из них лишь 8 евреев на второстепенных ролях. Именно рост русского бунтарского движения в конце ХIX века пробудил и втянул в это движение еврейскую молодежь.
Первой еврейской политической организацией стал Бунд – “Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России”, основанный в Вильно в 1897 году. Несколько лет Бунд входил в состав РСДРП, но когда на 2-м съезде этой партии к ее руководству пришел Ленин, бундовцы, поняв, что с Лениным им не по пути, покинули съезд и партию. Правда, они вернулись через 3 года, но в 1912 году были из РСДРП исключены и в последующем боролись против большевиков и Октябрьской революции.
Но Бунд был лишь небольшой частью еврейского общественно-политического движения, лишь одной из линий в его широком спектре. Кроме него, в 1906 – 1918 годах в России существовали:
– Сионистская партия, выступавшая за переселение евреев в Палестину и против русификации – за использование национальных языков иврита и идиш в общественной жизни.
– Сионистская партия труда (Пале Цион), выступавшая за переселение в Палестину и создание там социалистического государства.
– Сионистская рабочая партия (Сионисты-территориалисты), выступавшая за переселение евреев на любую территорию, не обязательно в Палестину, с установлением там социалистического строя.
– Еврейская социалистическая рабочая партия (Сеймовцы), выступавшая за полную национальную автономию в России, включая создание своего сейма (парламента). После февраля 1917 года две последние партии слились в Объединенную еврейскую социалистическую партию (Ферэйнигте).
– Еврейская народная партия (под руководством выдающегося историка С.М.Дубнова), выступавшая за гражданские и национальные права евреев в России, но не отрицавшая и эмиграцию.
– Еврейская народная группа и близкая к ней Еврейская демократическая группа – принципиальные противники сионизма и эмиграции, выступавшие за гражданское равноправие евреев в России в тесном союзе с прогрессивным русским обществом.
После февраля 1917 года возник также ряд мелких партий религиозного направления: Традиций и свободы, Стражей Израиля, Израильской ассамблеи, Единства Израиля, Общины Израиля.
Этот перечень показывает, что пролетарская революция не только не была главной задачей политической борьбы евреев России, но вообще не входила в число ее задач. Общественное движение евреев, как нации, было устремлено совершенно к другому. К 1917 году Сионистская партия насчитывала 300 тысяч членов, а Бунд – лишь 34 тысячи, но даже и Бунд, самый левый из всех партий, был против пролетарской революции.
Конечно, евреи входили и в российские партии, но в основном в партию социалистов-революционеров (эсеров). Здесь важно подчеркнуть, что в партиях, боровшихся против пролетарской революции, было гораздо большее число евреев, чем среди большевиков. После раскола РСДРП входившие в нее евреи стали, в основном меньшевиками. Не кто иной, как Сталин, который, оказывается, уже тогда внимательно подсчитывал национальный состав партии, писал в 1907 году в статье “Лондонский съезд РСДРП” :
«Большинство меньшевистской фракции составляют евреи (не считая, конечно, бундовцев), далее идут грузины, потом русские. Зато громадное большинство большевистской фракции составляют русские, далее идут евреи (не считая, конечно, поляков и латышей), затем грузины, и т.д. По этому поводу кто-то из большевиков заметил, шутя (кажется, тов. Алексинский), что меньшевики – еврейская фракция, большевики – истинно-русская, стало быть, не мешало бы нам, большевикам, устроить в партии погром. ... А такой состав фракций – пишет далее Сталин – нетрудно объяснить. Очагами большевизма являются, главным образом, крупные промышленные районы, районы чисто русские, за исключением Польши, тогда как меньшевистские районы, районы мелкого производства, являются в то же время районами евреев, грузин и т.д.»
К 1917 году среди большевиков, которых было 240 тысяч, евреи составляли лишь несколько процентов. Даже после гражданской войны и массового отхода евреев-бедняков к большевикам в составе партии их было менее 5% (русских 375,9 тысяч, евреев 19,6 тысяч). Но в силу большей активности евреев, среди делегатов VI cъезда (июль 1917 года) их было 16%, а в октябрьском ЦК, избранном на этом съезде, их было 7 из 24 человек (29%). Вот эти имена: Троцкий, Свердлов, Зиновьев, Каменев, Урицкий, Сокольников, Иоффе. Но и из них двое – Зиновьев и Каменев – выступали (единственные из всего ЦК!) против октябрьского захвата власти в стране. Все эти революционеры были евреи полностью обрусевшие, выступавшие не как представители своей нации, а как выразители интересов российского рабочего класса и активные интернационалисты. “Национальность – большевик”, так называлась моя статья по этому вопросу в газете “Панорама” (Лос Анджелес, 10 ноября 1999 г.) На гребне русского революционного движения они оказались только в силу своих личных качеств, бесспорно, выдающихся. Не будучи выразителями каких-то “еврейских интересов”, они и не подумали объединиться на национальной основе в борьбе за власть, развернувшейся после смерти Ленина. Известная «Тройка» Зиновьев – Каменев – Сталин свергла Троцкого и помогла захватить власть Сталину, что имело самые трагические последствия для евреев России, и не только России, а всей Европы. В сталинских застенках после пыток и в ожидании казни у Зиновьева и Каменева было время горько пожалеть о своей позиции 1924 года...
Для русских евреев-большевиков национальные интересы российского еврейства были не просто чужды, а во многом враждебны, ибо эти политики ставили классовую принадлежность много выше национальной. Большевики были не только категорически против сионизма, они – единственные из всех российских партий (!) – были и против национально–культурной автономии евреев в России. Они видели будущее этой нации только в полной ассимиляции, то есть в постепенном исчезновении (и, надо признать, позже в этом весьма преуспели). Если считать Троцкого, Свердлова и иже с ними не русскими деятелями, а евреями, то тогда надо считать Николая II и всю его семью немцами (в нем была лишь одна 128-я доля русской крови, а в его детях еще вдвое меньшая). Вполне можно было бы развивать тезис “главный виновник революции и гибели старой России, царь Николай II – немец”, однако об этом никто и не заикается. Наоборот, его в православные святые возвели. А вот еврейское происхождение Троцкого и Зиновьева, забытое ими самими, очень понадобилось.
В 1917 году среди меньшевиков евреи, хотя уже и не были в большинстве, как отмечал в 1907 году Сталин, но составляли 20%, а лидерами партии были Ю.О.Цедербаум, М.И.Гольдман и Ф.И.Гурвич, вошедшие в историю как Мартов, Либер и Дан. Большую роль евреи играли и в руководстве партии эсеров, также занимавшей антибольшевистскую позицию, кроме ее левого крыла во главе со Спиридоновой, примкнувшего в октябре не надолго к большевикам. С марта 1917 года Петроградским Советом руководили эсеры и меньшевики. Когда 25 октября в Смольном открылся 2-й Съезд Советов, на котором большинство перешло к большевикам и левым эсерам, то прежние лидеры, открыв съезд, уступили место новым. Президиум покинули Дан, Либер, Бройдо, Богданов, Гоц и Филипповский, а их места под гром аплодисментов заняли Троцкий, Коллонтай, Луначарский, Ногин, Зиновьев, Камков, Спиридонова, Мстиславский и др. Как видим, в день Октябрьской революции доля евреев в руководстве Съезда Советов сильно упала. В образованном на следующий же день новом правительстве – Совете Народных Комиссаров – из 18 наркомов был лишь один еврей – Лев Троцкий (Бронштейн). Были также поляк, грузин и три украинца, остальные – русские. Надо сказать, что состав первого Совнаркома сейчас является излюбленным предметом фальсификаций, в особенности – в интернете. "Погуглив", можно даже найти вариант, в котором все наркомы были евреями, кроме Чичерина и Ленина, да и его именуют Ульянов-Левин! (Чичерин был замнаркома иностранных дел и стал наркомом с 13 марта 1918 г, когда Троцкий перешел на пост наркомвоенмора). Антисемитский угар лишает подобных “авторов” не только стыда, но и здравого смысла. Наиболее достоверные сведения, включая фотокопию газеты с сообщением о создании Совнаркома и фотографиями 15-ти наркомов, приведены в Википедии. Тот же список дает и английская Wikipedia (Council of People’s Commissars). Он практически совпадает со списком, который я выписывал в начале перестройки из 1-го издания Большой Советской Энциклопедии, вышедшего еще до «сталинской эпохи», в 1930-х годах. Таким образом, из 19-ти человек (включая секретаря Совнаркома Николая Горбунова) был один еврей – Троцкий. Второй появился ненадолго через месяц – Исаак Штейнберг, нарком юстиции с декабря 1917 по март 1918 г, левый эсер. И вот этот состав белогварейцы называли “жидовским правительством! Уж с куда большим основанием его можно было назвать “дворянским правительством”, ибо в нем было 5 человек из дворян, включая и председателя Совнаркома; но это же не значило, что революцию сделали дворяне!
Гораздо больше еврейских имен мы видим среди тех, кто немедленно начал бороться против незаконного захвата власти большевиками. Утром 25 октября руководитель меньшевиков Юлий Мартов сделал срочное заявление – призыв урегулировать политический кризис мирным путем. Когда съезд всё же был поставлен перед фактом военного переворота, член ЦК партии эсэров адвокат Михаил Гендельман зачитал заявление партии: «Констатируя захват власти партией большевиков, ...фракция социалистов-революционеров возлагает на них всю ответственность за последствия их безумного и преступного шага, и устанавливая вследствие этого невозможность совместной с ними работы, ... покидает съезд.» Далее выступил представитель Бунда и призвал делегатов съезда присоединиться к мирному шествию гласных Городской Думы к Зимнему дворцу в знак протеста против ареста Временного Правительства. После этого эсеры, меньшевики, бундовцы и члены “Фронтовой группы” встали и под крики остальных “Дезертиры! Лакеи буржуазии! Враги народа!” демонстративно покинули зал.
В дальнейшем борьба усилилась. Фаня Каплан стреляла в Ленина, Леонид Каннгисер убил Урицкого, и эти еврейские выстрелы были единственными выстрелами в вождей за все годы советской власти!
Фёдор Родичев, министр Временного правительства и один из лидеров партии кадетов, писал: «Большевики – это власть жидов, – говорят нам. Откуда это? Большевиков вознесла к власти разлагающаяся армия, а не евреи. Не евреи убивали в Петрограде защищавших Временное правительство юнкеров. Не евреи бомбили Москву. Матросы-убийцы, плававшие не по морю, а по крови офицеров, – не евреи. ... Те, кто по призыву Ленина бросились на грабеж усадеб и убивали по системе и с наслаждением – не евреи, а подлинные русские обыватели. ... Если много евреев в большевиках, то не меньше их и в числе гонимых большевиками.» (Цитирую по книге: Юрий Окунев. Ось всемирной истории. СПб, 2004, стр. 509.)
С развертыванием гражданской войны евреи–меньшевики, эсеры и другие борцы с большевиками попали в очень сложное, можно сказать – трагическое положение. В ходе войны определилась антисемитская направленность белогвардейского и петлюровского движения. А что при этом оставалось делать самим евреям? Реальность гражданской войны толкнула массы еврейского населения к большевикам, и с этого времени пошло обобщение “жидов и коммунистов”. Конечно, эта позиция белого офицерства была в русле традиционного антисемитизма, продолжением привычной политики сваливать все трудности страны на евреев. Теперь эту политику белогвардейцы объясняли “местью евреям за революцию”, то есть, намного преувеличая роль евреев в революции, они видели лишь тех евреев, кто в ней участвовал, но не желали видеть тех, кто с нею боролся.
В бедствиях гражданской войны, как и на всех переломах истории, больше всего страдали евреи: к общим страданиям для них добавились массовые погромы. Так, в погромах на Украине в 1918 – 20 годах было убито более 200 тысяч евреев (!) и сверх того до 1 миллиона избито и ограблено. Такая поляризация сил привела к тому, что евреи стали самым подходящим материалом для вербовки их в ЧК – подозревать еврея-бедняка в приверженности белым было почти так же нелепо, как в Отечественную войну – в пособничестве фашистам. Вообще, в карательные органы всегда привлекали людей со стороны: у царя были казаки и “дикая дивизия”, в СССР власть над НКВД в национальных республиках всегда была у русского, а в России она была у поляков, еврея, грузина (правда, когда на время пришел русский Ежов, то стало еще хуже). Объясняя, как получилось, что лиц еврейской национальности оказалось непропорционально много в карательных органах, я их нисколько не оправдываю, (хотя многие шли туда по идейным убеждениям или из мести за убитых в погромах родных), и могу лишь горько посетовать, что в очередной раз ход истории подставил евреям одну из презренных профессий.
Куда склонились бы чаши весов истории России, если (о, мечта национал-патриотов!) вообще убрать из нее евреев? Так как на чаше противников пролетарской революции евреев было намного больше, чем на чаше сторонников, то без них весы склонились бы к революции еще сильнее! Русский “Человек с ружьем” свою революцию совершил бы и без Троцкого, и отстоял бы ее при поддержке латышских стрелков, германских военнопленных и других наемников. И уж конечно, если, наоборот, оставить на весах истории одних евреев, то они бы за большевиками не пошли. Февральская революция полностью уравняла их в правах с другими гражданами России, и новая революция была им совершенно ни к чему.
Борис Певзнер
1999 – май 2017
С 1989 г. стал выступать с публицистическими статьями в ленинградских газетах («Смена», «Литератор»). В 1993 г. эмигрировал с семьей в США. Публиковался в русских газетах США («Панорама», «Новое Русское Слово», «Части Целого», «Филадельфия» и др.). Живет в Пенсильвании.
В год столетия Русской революции всё чаще приходится читать обвинения, что евреи «сделали Октябрьскую революцию» и тем погубили Россию. Долгие годы и десятилетия, пока эта революция считалась великим благом, русский народ честь ее осуществления евреям не отдавал. Помните ежегодные призывы ЦК КПСС к празднику 7 ноября, где кого только шаблонно не славили, от работников текстильной промышленности до свободолюбивых народов Африки, (от года к году перебирая все отрасли и народы по очереди)? В этих призывах что-то ни разу не звучало – «Слава еврейскому народу, внесшему решающий вклад в осуществление Великой Октябрьской революции!» Гордо говорилось "Русская революция", как ее и называли во всем мире. Но когда в России стало дозволено говорить об Октябрьской революции, как о великом несчастьи, вот тут-то и понадобились евреи, и “национал-патриоты” принялись яростно переделывать русскую революцию в еврейскую. И опровергать эти утверждения не так-то просто, потому что евреи действительно были "на виду" после Октябрьской революции. Однако, их участие далеко не было решающим, и отнюдь не было еврейским национальным движением. Русскую революцию сделали не евреи! В Февральской они вообще не участвовали, а в Октябрьской приняли участие в роли отдельных деятелей, и далеко не такое, чтобы сравниться с ролью восставших народых масс. Ниже мы рассмотрим этот вопрос более подробно.
Данная статья не дает обзора участия евреев в революционном движении России. Обстоятельное исследование этого вопроса есть, например, в книге Д.Шуба “Политические деятели России (1850-х—1920-х гг).”, издание “Нового журнала”, Нью-Йорк 1969, гл.12 - Евреи в русской революции. Недавно эта глава была помещена в интернете ldn-knigi.lib.ru/JUDAICA/ShubEvr.htm.
В недрах царской России веками существовали острые противоречия, звавшие к революционным изменениям – между крайне неравноправными сословиями, между трудом и капиталом, между бедностью и богатством. Не уступало им по остроте и проблема национального притеснения, дискриминации, бесправия еврейского народа. Несомненно, это была одна из главных внутренних проблем Российской империи. Какие-то ограничения в правах “инородцев” были делом обычным, но евреи, точнее, иудеи, были единственной нацией, столь униженной и закрепощенной. Вся их жизнь была, точно липкой паутиной, опутана сетью дискриминационных законов, которых было несколько сотен! Не только запрещение жить вне черты оседлости, но и запрещение владеть землей, жить в деревне и работать на земле. Иудеев не брали на государственную службу, даже рабочими на железные дороги, на почту и телеграф, на военные заводы.
Они не могли иметь чины и звания, быть офицерами (призыву в армию они подлежали, но солдат–иудей мог дослужиться лишь до унтер-офицера, не выше). В высшие учебные заведения иудеев принимали не свыше 3% в столицах, 5% в других городах и 10% в черте оседлости. И многие другие ограничения на каждом шагу. Все они касались лиц иудейского вероисповедания, но выкрестов было мало, так что понятие "иудей" относилось почти ко всем евреям.
Результатом всего этого была – не могла не быть! – нищета большой части еврейского населения. В начале своего царствования Александр III учредил “Высшую комиссию для пересмотра действующих законов о евреях” под председательством графа Палена. После 5-ти лет неспешной работы комиссия Палена представила “Общую записку”, в которой говорилось:
«Число исключительных для евреев законов в нашем своде простирается до 650 и устанавливаемые ими стеснения и ограничения имеют естественным своим следствием то, что огромному большинству евреев живется до сих пор в России крайне тяжело. ... Около 90% всего еврейского населения составляют ничем не обеспеченную массу, напоминающую отчасти пролетариат, массу, живущую со дня на день, в нищете, при самых тяжелых гигиеничских и бытовых условиях. Против этих пролетариев возникают иногда и буйные восстания народа; масса живет под страхом погромов, под страхом насилия.» (Полный текст “Записки” приведен в книге: С.М.Дубнов. Новейшая история еврейского народа. Том 3. Берлин, “Грани”, 1923, стр. 160-161.)
И далее эти сановники, честность которых перевесила их неприязнь к евреям, делают следующее заключение:
«Отнюдь не с точки зрения защиты или симпатии к евреям, но с точки зрения государственной справедливости, высшего беспристрастия и правосудия, нельзя не признать, что евреи имеют право жаловаться на свое положение. ...Сама история законодательства, несмотря на то, что она слагалась большей частью под влиянием самого сурового взгляда на евреев, учит нас, что существует лишь один исход и один путь – освободительный, объединяющий евреев со всем населением под сенью одних и тех же законов.» (Там же.)
Но Александр III не дал хода этим предложениям, напротив, за время его царствования положение евреев стало еще хуже. Именно при нём возобновились еврейские погромы, которых до того в России не было 100 лет.
Министр внутренних дел граф Витте писал:
«Еврейский вопрос сопровождался погромами. Они были особенно сильны при графе Игнатьеве. Граф Толстой, вступивший вместо Игнатьева, сразу их прекратил. Затем, когда министром внутренних дел стал Плеве, то он, ища перелома в революционном настроении масс, ...искал его в еврейских погромах, ...из которых был особенно безобразен дикий и жестокий погром в Кишиневе.» (С.Ю.Витте. Воспоминания.)
Вот так. Еврейские погромы как государственные мероприятия. Один министр проводил, другой нет... Сколько же можно было это терпеть?! Кишиневский погром, «устроенный правительством Плеве, свел евреев с ума и толкнул их окончательно в революцию (выделено мной - Б.П.). Ужасная, но еще более идиотская политика.» (Там же.) Было от чего сойти с ума – в кишиневской резне было убито 50 человек и изувечено несколько сотен, и это в мирную эпоху, не привыкшую еще к массовым убийствам. Быть может, с этого события 1904-го года, а не с "Цусимы", и начался для России кошмарный ХХ век?
В 1897 году в России была проведена первая перепись населения, которая дала такие цифры:
– русских 83933 тысячи, в том числе великороссов 55667 тысяч, малороссов 22380 тысяч, белоруссов 5886 тысяч,
– поляков 7931 тысяча,
– евреев 5063 тысячи,
и далее по убывающей шли закавказские и среднеазиатские народы.
Лиц иудейского вероисповедания было 5215 тысяч, то есть больше, чем было записано евреями, так как национальность в той переписи определялась по родному языку. Значит, 149 тысяч евреев назвали своим родным языком русский, оставаясь иудеями. Если учесть еще и выкрестов, число которых было невелико и точно не известно, но которые сегодня, несомненно считались бы евреями, то фактическое число евреев в России в конце ХIХ века было не менее 5,5 миллионов человек, более 5% от всего населения страны Почти все они жили в черте оседлости, составляя там 13 – 17% населения, то есть эта западная полоса России от Балтики до Черноморья, включавшая 15 губерний, была русско-еврейской и польско-еврейской страной. В городах там доля евреев достигала половины, так как иудеям запрещалось жить в деревнях. Среди евреев практически не было крестьян, которые составляли тогда 80% населения России и “в политику” шли очень слабо. По одному этому вероятность участия евреев в революционном движении была в пять раз выше, чем для граждан России в целом.
Итак, свыше пяти миллионов евреев, пятый по численности народ в огромной Российской империи, народ, отличающийся высокой активностью, и при этом наиболее жестоко дискриминированный – как же ему было не участвовать в революционном движении?
Тем не менее, непосредственно в осуществлении революций евреи участия не принимали. Революции произошли в Петрограде, где евреям, как известно, жить строго запрещалось. Перед Февральской революцией их там и не было, кроме очень небольшого числа купцов 1-й гильдии, зубных врачей и юристов. Революцию начали бедные слои населения, стоящие в долгих очередях за хлебом, и ее подхватили столичные рабочие, среди которых евреев не было. Не было их ни одного и в комиссии Государственной Думы, заставившей царя отречься от престола, и среди командущих фронтами, поддержавших требование отречься. За полгода, остававшиеся до Октябрьской революции, в Петроград приехал из Америки Троцкий, и Ленин привез с собой в пломбированном вагоне Зиновьева, но какое-либо заметное еврейское присутствие в столице появиться еще не успело. Ленин и Троцкий произвели Октябрьский переворот силами русских рабочих, матросов и дезертировавших солдат.
Революционное брожение в России пошло не от евреев. В Русском демократическом движении первые сто лет, (считая от Радищева), их вообще не было. Декабристы, Белинский и Грановский, Герцен и Огарев, Чернышевский, кружки Петрашевского и Ишутина–Каракозова без них расшатывали устои самодержавия и пробуждали русское общество. Почти не было их и среди народников и в обществе “Земля и воля”. В пяти судебных процессах над членами общества “Народная воля” (1880–84 годы) проходило 73 обвиняемых, из них лишь 8 евреев на второстепенных ролях. Именно рост русского бунтарского движения в конце ХIX века пробудил и втянул в это движение еврейскую молодежь.
Первой еврейской политической организацией стал Бунд – “Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России”, основанный в Вильно в 1897 году. Несколько лет Бунд входил в состав РСДРП, но когда на 2-м съезде этой партии к ее руководству пришел Ленин, бундовцы, поняв, что с Лениным им не по пути, покинули съезд и партию. Правда, они вернулись через 3 года, но в 1912 году были из РСДРП исключены и в последующем боролись против большевиков и Октябрьской революции.
Но Бунд был лишь небольшой частью еврейского общественно-политического движения, лишь одной из линий в его широком спектре. Кроме него, в 1906 – 1918 годах в России существовали:
– Сионистская партия, выступавшая за переселение евреев в Палестину и против русификации – за использование национальных языков иврита и идиш в общественной жизни.
– Сионистская партия труда (Пале Цион), выступавшая за переселение в Палестину и создание там социалистического государства.
– Сионистская рабочая партия (Сионисты-территориалисты), выступавшая за переселение евреев на любую территорию, не обязательно в Палестину, с установлением там социалистического строя.
– Еврейская социалистическая рабочая партия (Сеймовцы), выступавшая за полную национальную автономию в России, включая создание своего сейма (парламента). После февраля 1917 года две последние партии слились в Объединенную еврейскую социалистическую партию (Ферэйнигте).
– Еврейская народная партия (под руководством выдающегося историка С.М.Дубнова), выступавшая за гражданские и национальные права евреев в России, но не отрицавшая и эмиграцию.
– Еврейская народная группа и близкая к ней Еврейская демократическая группа – принципиальные противники сионизма и эмиграции, выступавшие за гражданское равноправие евреев в России в тесном союзе с прогрессивным русским обществом.
После февраля 1917 года возник также ряд мелких партий религиозного направления: Традиций и свободы, Стражей Израиля, Израильской ассамблеи, Единства Израиля, Общины Израиля.
Этот перечень показывает, что пролетарская революция не только не была главной задачей политической борьбы евреев России, но вообще не входила в число ее задач. Общественное движение евреев, как нации, было устремлено совершенно к другому. К 1917 году Сионистская партия насчитывала 300 тысяч членов, а Бунд – лишь 34 тысячи, но даже и Бунд, самый левый из всех партий, был против пролетарской революции.
Конечно, евреи входили и в российские партии, но в основном в партию социалистов-революционеров (эсеров). Здесь важно подчеркнуть, что в партиях, боровшихся против пролетарской революции, было гораздо большее число евреев, чем среди большевиков. После раскола РСДРП входившие в нее евреи стали, в основном меньшевиками. Не кто иной, как Сталин, который, оказывается, уже тогда внимательно подсчитывал национальный состав партии, писал в 1907 году в статье “Лондонский съезд РСДРП” :
«Большинство меньшевистской фракции составляют евреи (не считая, конечно, бундовцев), далее идут грузины, потом русские. Зато громадное большинство большевистской фракции составляют русские, далее идут евреи (не считая, конечно, поляков и латышей), затем грузины, и т.д. По этому поводу кто-то из большевиков заметил, шутя (кажется, тов. Алексинский), что меньшевики – еврейская фракция, большевики – истинно-русская, стало быть, не мешало бы нам, большевикам, устроить в партии погром. ... А такой состав фракций – пишет далее Сталин – нетрудно объяснить. Очагами большевизма являются, главным образом, крупные промышленные районы, районы чисто русские, за исключением Польши, тогда как меньшевистские районы, районы мелкого производства, являются в то же время районами евреев, грузин и т.д.»
К 1917 году среди большевиков, которых было 240 тысяч, евреи составляли лишь несколько процентов. Даже после гражданской войны и массового отхода евреев-бедняков к большевикам в составе партии их было менее 5% (русских 375,9 тысяч, евреев 19,6 тысяч). Но в силу большей активности евреев, среди делегатов VI cъезда (июль 1917 года) их было 16%, а в октябрьском ЦК, избранном на этом съезде, их было 7 из 24 человек (29%). Вот эти имена: Троцкий, Свердлов, Зиновьев, Каменев, Урицкий, Сокольников, Иоффе. Но и из них двое – Зиновьев и Каменев – выступали (единственные из всего ЦК!) против октябрьского захвата власти в стране. Все эти революционеры были евреи полностью обрусевшие, выступавшие не как представители своей нации, а как выразители интересов российского рабочего класса и активные интернационалисты. “Национальность – большевик”, так называлась моя статья по этому вопросу в газете “Панорама” (Лос Анджелес, 10 ноября 1999 г.) На гребне русского революционного движения они оказались только в силу своих личных качеств, бесспорно, выдающихся. Не будучи выразителями каких-то “еврейских интересов”, они и не подумали объединиться на национальной основе в борьбе за власть, развернувшейся после смерти Ленина. Известная «Тройка» Зиновьев – Каменев – Сталин свергла Троцкого и помогла захватить власть Сталину, что имело самые трагические последствия для евреев России, и не только России, а всей Европы. В сталинских застенках после пыток и в ожидании казни у Зиновьева и Каменева было время горько пожалеть о своей позиции 1924 года...
Для русских евреев-большевиков национальные интересы российского еврейства были не просто чужды, а во многом враждебны, ибо эти политики ставили классовую принадлежность много выше национальной. Большевики были не только категорически против сионизма, они – единственные из всех российских партий (!) – были и против национально–культурной автономии евреев в России. Они видели будущее этой нации только в полной ассимиляции, то есть в постепенном исчезновении (и, надо признать, позже в этом весьма преуспели). Если считать Троцкого, Свердлова и иже с ними не русскими деятелями, а евреями, то тогда надо считать Николая II и всю его семью немцами (в нем была лишь одна 128-я доля русской крови, а в его детях еще вдвое меньшая). Вполне можно было бы развивать тезис “главный виновник революции и гибели старой России, царь Николай II – немец”, однако об этом никто и не заикается. Наоборот, его в православные святые возвели. А вот еврейское происхождение Троцкого и Зиновьева, забытое ими самими, очень понадобилось.
В 1917 году среди меньшевиков евреи, хотя уже и не были в большинстве, как отмечал в 1907 году Сталин, но составляли 20%, а лидерами партии были Ю.О.Цедербаум, М.И.Гольдман и Ф.И.Гурвич, вошедшие в историю как Мартов, Либер и Дан. Большую роль евреи играли и в руководстве партии эсеров, также занимавшей антибольшевистскую позицию, кроме ее левого крыла во главе со Спиридоновой, примкнувшего в октябре не надолго к большевикам. С марта 1917 года Петроградским Советом руководили эсеры и меньшевики. Когда 25 октября в Смольном открылся 2-й Съезд Советов, на котором большинство перешло к большевикам и левым эсерам, то прежние лидеры, открыв съезд, уступили место новым. Президиум покинули Дан, Либер, Бройдо, Богданов, Гоц и Филипповский, а их места под гром аплодисментов заняли Троцкий, Коллонтай, Луначарский, Ногин, Зиновьев, Камков, Спиридонова, Мстиславский и др. Как видим, в день Октябрьской революции доля евреев в руководстве Съезда Советов сильно упала. В образованном на следующий же день новом правительстве – Совете Народных Комиссаров – из 18 наркомов был лишь один еврей – Лев Троцкий (Бронштейн). Были также поляк, грузин и три украинца, остальные – русские. Надо сказать, что состав первого Совнаркома сейчас является излюбленным предметом фальсификаций, в особенности – в интернете. "Погуглив", можно даже найти вариант, в котором все наркомы были евреями, кроме Чичерина и Ленина, да и его именуют Ульянов-Левин! (Чичерин был замнаркома иностранных дел и стал наркомом с 13 марта 1918 г, когда Троцкий перешел на пост наркомвоенмора). Антисемитский угар лишает подобных “авторов” не только стыда, но и здравого смысла. Наиболее достоверные сведения, включая фотокопию газеты с сообщением о создании Совнаркома и фотографиями 15-ти наркомов, приведены в Википедии. Тот же список дает и английская Wikipedia (Council of People’s Commissars). Он практически совпадает со списком, который я выписывал в начале перестройки из 1-го издания Большой Советской Энциклопедии, вышедшего еще до «сталинской эпохи», в 1930-х годах. Таким образом, из 19-ти человек (включая секретаря Совнаркома Николая Горбунова) был один еврей – Троцкий. Второй появился ненадолго через месяц – Исаак Штейнберг, нарком юстиции с декабря 1917 по март 1918 г, левый эсер. И вот этот состав белогварейцы называли “жидовским правительством! Уж с куда большим основанием его можно было назвать “дворянским правительством”, ибо в нем было 5 человек из дворян, включая и председателя Совнаркома; но это же не значило, что революцию сделали дворяне!
Гораздо больше еврейских имен мы видим среди тех, кто немедленно начал бороться против незаконного захвата власти большевиками. Утром 25 октября руководитель меньшевиков Юлий Мартов сделал срочное заявление – призыв урегулировать политический кризис мирным путем. Когда съезд всё же был поставлен перед фактом военного переворота, член ЦК партии эсэров адвокат Михаил Гендельман зачитал заявление партии: «Констатируя захват власти партией большевиков, ...фракция социалистов-революционеров возлагает на них всю ответственность за последствия их безумного и преступного шага, и устанавливая вследствие этого невозможность совместной с ними работы, ... покидает съезд.» Далее выступил представитель Бунда и призвал делегатов съезда присоединиться к мирному шествию гласных Городской Думы к Зимнему дворцу в знак протеста против ареста Временного Правительства. После этого эсеры, меньшевики, бундовцы и члены “Фронтовой группы” встали и под крики остальных “Дезертиры! Лакеи буржуазии! Враги народа!” демонстративно покинули зал.
В дальнейшем борьба усилилась. Фаня Каплан стреляла в Ленина, Леонид Каннгисер убил Урицкого, и эти еврейские выстрелы были единственными выстрелами в вождей за все годы советской власти!
Фёдор Родичев, министр Временного правительства и один из лидеров партии кадетов, писал: «Большевики – это власть жидов, – говорят нам. Откуда это? Большевиков вознесла к власти разлагающаяся армия, а не евреи. Не евреи убивали в Петрограде защищавших Временное правительство юнкеров. Не евреи бомбили Москву. Матросы-убийцы, плававшие не по морю, а по крови офицеров, – не евреи. ... Те, кто по призыву Ленина бросились на грабеж усадеб и убивали по системе и с наслаждением – не евреи, а подлинные русские обыватели. ... Если много евреев в большевиках, то не меньше их и в числе гонимых большевиками.» (Цитирую по книге: Юрий Окунев. Ось всемирной истории. СПб, 2004, стр. 509.)
С развертыванием гражданской войны евреи–меньшевики, эсеры и другие борцы с большевиками попали в очень сложное, можно сказать – трагическое положение. В ходе войны определилась антисемитская направленность белогвардейского и петлюровского движения. А что при этом оставалось делать самим евреям? Реальность гражданской войны толкнула массы еврейского населения к большевикам, и с этого времени пошло обобщение “жидов и коммунистов”. Конечно, эта позиция белого офицерства была в русле традиционного антисемитизма, продолжением привычной политики сваливать все трудности страны на евреев. Теперь эту политику белогвардейцы объясняли “местью евреям за революцию”, то есть, намного преувеличая роль евреев в революции, они видели лишь тех евреев, кто в ней участвовал, но не желали видеть тех, кто с нею боролся.
В бедствиях гражданской войны, как и на всех переломах истории, больше всего страдали евреи: к общим страданиям для них добавились массовые погромы. Так, в погромах на Украине в 1918 – 20 годах было убито более 200 тысяч евреев (!) и сверх того до 1 миллиона избито и ограблено. Такая поляризация сил привела к тому, что евреи стали самым подходящим материалом для вербовки их в ЧК – подозревать еврея-бедняка в приверженности белым было почти так же нелепо, как в Отечественную войну – в пособничестве фашистам. Вообще, в карательные органы всегда привлекали людей со стороны: у царя были казаки и “дикая дивизия”, в СССР власть над НКВД в национальных республиках всегда была у русского, а в России она была у поляков, еврея, грузина (правда, когда на время пришел русский Ежов, то стало еще хуже). Объясняя, как получилось, что лиц еврейской национальности оказалось непропорционально много в карательных органах, я их нисколько не оправдываю, (хотя многие шли туда по идейным убеждениям или из мести за убитых в погромах родных), и могу лишь горько посетовать, что в очередной раз ход истории подставил евреям одну из презренных профессий.
Куда склонились бы чаши весов истории России, если (о, мечта национал-патриотов!) вообще убрать из нее евреев? Так как на чаше противников пролетарской революции евреев было намного больше, чем на чаше сторонников, то без них весы склонились бы к революции еще сильнее! Русский “Человек с ружьем” свою революцию совершил бы и без Троцкого, и отстоял бы ее при поддержке латышских стрелков, германских военнопленных и других наемников. И уж конечно, если, наоборот, оставить на весах истории одних евреев, то они бы за большевиками не пошли. Февральская революция полностью уравняла их в правах с другими гражданами России, и новая революция была им совершенно ни к чему.
Борис Певзнер
1999 – май 2017
Источник: lebed.com
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий