Авантюризм.
Борис Гулько
Волнующий вопрос: какая черта
характера и менталитета делает евреев евреями, людьми, отличными от прочих
наций? Я голосую за авантюризм.
Такими нас создавали. Мне рассказывал
свои впечатления пассажир самолёта, улетавшего из Египта: зелень вдоль берегов
Нила, а за ней – пустыня. И вот люди, решившиеся уйти из оазиса в пустыню,
стали евреями. 80% потомков Якова, сообщает мидраш, на уход не решились и
погибли в Египте. В евреи набирали только авантюристов.
Можно попробовать объяснить:
ушли потому, что Всевышний повелел. Но Тора повествует: лишь после рассечения
Красного моря и гибели в нём египтян евреи «Уверовали в Бога и в Моше,
служителя его» (Исход 14:31). Так что и про ман, который будет кормить нас в
пустыне, и про воду из скалы, которая будет поить, никто до ухода не знал.
Выходит – очевидные наши
качества – открытость приключениям и пренебрежение опасностью. Понятно тогда,
почему Бабель, перечисляя в рассказах отчаянных звёзд преступного мира самого
еврейского города начала ХХ века Одессы, называет евреев Фроима Грача, Хаима
Дронга, Любку Казак, «бешенного» Кольку Паковского, наконец «Короля» – Беню
Крика.
Русская революция также стала
магнитом для евреев-авантюристов. Помянутый «Король» – в жизни он носил кличку
«Мишка Япончик», организовал из одесских налётчиков полк, и в составе армии
Ионы Якира воевал с петлюровцами. Пока его не расстреляли красные.
Крупнейшим авантюристом ХХ века
стал другой еврей – Лейб Троцкий. Этот устроил революцию, сумел организовать
Красную армию и победить всех других участников Гражданской войны 1918-20
годов. Учитывая, что начинал он с нуля, да и специальной подготовки не имел,
военные достижения Троцкого представляются уникальными в военной истории.
Особенно привлекала евреев
служба в секретных войсках – самая опасная. Знаменитые разведчики Лев Маневич,
участники «Красной капеллы» Леопольда Теппера – шпионили против Третьего рейха.
Меньше славы досталось евреям, шпионившим против США, но и их достижения
велики. В первую очередь это выкраденный для СССР секрет атомной бомбы. Так,
имя казнённого за это Юлиуса Розенберга в России не воспето.
Еврейских авантюристов
естественно тянуло к людям искусства. Мишка Япончик дружил с молодым Леонидом
Утёсовым. Зловещий руководитель оперативной работой НКВД Яков Агранов стал
родственником Маяковского (через Лилю Брик). Ярчайший авантюрист века Яков
Блюмкин – убийца германского посла фон Мирбаха, начальник охраны, позже
адьютант наркомвоенмора Троцкого, организатор персидской компартии и Персидской
ССР (была такая), создатель шпионской сети в Палестине, участник
центрально-азиатской экспедиции Н.Рериха, и многое другое – был завсегдатаем
литературных клубов, дружил с Есениным. Н.Гумилёв гордо писал:
Человек, среди толпы народа
Застреливший императорского посла,
Подошёл пожать мне руку,
Поблагодарить за мои стихи.
Застреливший императорского посла,
Подошёл пожать мне руку,
Поблагодарить за мои стихи.
Отчаянно смелых евреев
цеховиков и валютчиков, восставших на нищету советской жизни, расстреливал
Хрущёв. Самый заметный из евреев-авантюристов современной России – Иосиф
Кобзон. 20 лет назад, приехав из Америки в Москву на шахматную олимпиаду, я
видел по ТВ интервью певца. «У Вас такой замечательный голос, Вы столь
популярны. Почему же Ваша компания – какие-то Япончики, Тайванчики» – допытывался
интервьюер с фонвизинской фамилией Караулов, называя имена знаменитых «воров в
законе». Кобзон молчал.
Сейчас подполковник КГБ В.
Попов, описавший в своей части книги «КГБ играет в шахматы» – как его
организация работала с шахматистами, в частности – с моей семьёй, «разоблачил»
в журнале Эхо России, что Кобзон был агентом КГБ. Как и в работе над книгой,
изложить свои знания Попову помог историк Ю.Фельштинский.
Занятно наблюдать, как после
краха СССР и приватизации всего, гебешники стали продавать то, что имели –
информацию. Тогда были «разоблачены» ценнейшие Эмс и Ханссен, шпионившие в
Америке. Следователи в своих публикациях критиковали поведение диссидентов на
допросах, по их мнению – недостаточно мужественное. Сообщение гебешника о
вербовке Кобзона мало что меняет в облике певца.
Любопытнее в публикации Попова
история, как Кобзон сумел вызволить из израильской тюрьмы авантюриста ещё
большего масштаба – своего друга советского шпиона Шабтая Калмановича. Шпионаж,
я уже помянул, принадлежит к излюбленным занятиям авантюристов.
Евреи в преступном мире Америки
начала ХХ века оказались не бледнее одесских. Суперзвездами здесь стали Бэгси
Сигель и «крёстный отец крёстных отцов» Меер Лански, у которого Аль Капоне был
на побегушках. Разбогатели эти ребята в период «сухого закона» на бутлегерстве.
В ту пору озеро Онтарио, через которое из Канады перевозили спиртное, приобрело
второе название: «Еврейское». Бэгси и Мееру принадлежит честь создания
североамериканской игорной империи и её жемчужины – Лас Вегаса.
Разбогатевший Лански много
делал для спасения европейских евреев во время Холокоста, для вооружения
Израиля. Переселившись туда, он вёл дружбу с Голдой Меир.
И всё же не для бутлегерства и
не для шпионажа Всевышний выводил из Египта и создавал народ, открытый новым
идеям. Мидраш повествует, что всем народам была предложена Тора, но только
евреи согласились принять её. Для этого – важнейшего в истории человечества
шага – из язычества в монотеизм – и требовался духовный динамизм евреев. А
также наша «жестоковыйность», поминаемая Торой – чтобы хранить доверенную нам
истину.
Авантюризм евреев востребовался
для драмы возвращения в Сион – заключительной части предсказанного в ТАНАХе.
Турецкое, позже английское владычество Землёй Израиля, многочисленные и
жестокие враги вокруг, казалось, не оставляли этому предприятию надежды. Зеев
Жаботинский в эссе «Об авантюризме» прочёл еврейской молодёжи целую «проповедь
в пользу авантюризма… у которого больше шансов на провал, чем на успех». «Где
написано, что во имя избавления нельзя использовать авантюру как средство?» –
риторически вопрошал Жаботинский. И привёл пример: «еврей, который грозил
донести на Моше из-за убийства надсмотрщика в Египте, тоже говорил ему: «Ты
авантюрист».
Отчаянный авантюризм
«самолётчиков» и других героев начала 70х позволил советским евреям прорвать
«железный занавес», начать эмиграцию, и способствовал гибели «Империи зла».
Понятно предостережение
Жаботинского: «Иногда авантюризм явление положительное, иногда — вредное».
Но как их разделить? Лидеры народа, зная наш характер, с целью предохранить нас
от «неправильного» авантюризма, разрабатывали подробные кодексы поведения и
мысли, даже закрепили на столетия форму одежды еврея. Преуспели ли они? Уже в
пустыне, по выходе из Египта, евреи трижды восставали против воли Творца,
сотворив Золотого тельца, последовав Кораху и разведчикам. Было немало
мятежников против учения иудаизма и позже: саддукеи, караимы, шаббатианцы,
социалисты. Сейчас в нормальную синагогу не пустят членов Натурей Карта, а
недавно возникшая в Израиле секта Лев Тахор мечется по свету, изгоняемая
отовсюду.
С другой стороны, каббалисты
Цфата и создатели хасидизма многим обогатили классический иудаизм. А
изобретённое евреями христианство, хоть и не принесло нам счастья, освободило
большую часть мира от язычества.
Успех прорыва политического
сионизма, в соединении с динамизмом иудаизма, создали на базе учения рава Кука
религиозный сионизм. Эта, важнейшая для современного Израиля форма иудаизма, по
дизайну должна развиваться вместе со стремительно меняющимся миром, и поэтому
соответствует как этому миру, так и мятежной еврейской душе.
Духовная подвижность евреев
тревожит окружающие нас народы. Этим народам свойственно чувство: «Это моё
мнение, поскольку так считали мои отцы и деды». И угроза такому мнению, как
любому устоявшемуся, исходящая от евреев – одна из основных причин нелюбви к
евреям, антисемитизму. В ироничной форме это хорошо выразил Кевин О'Нил в
эссе: Почему я не могу простить этих евреев… (перевод Е.Любченко)
Я пишу из Англии, этого драгоценного каменного острова в
серебряном море, где наши предки радовались благословенным свободам здорового
язычества. Мы смаковали наши изобретательные суеверия и гордились
необузданными страстями. Мы молились 14 богам, поклонялись бесам и всю свою
жизнь были рабами неумолимого рока, зловеще известного как Вирд. Стандарты у
нас были приятно низкими.
Конечно, мы были отчаянными головорезами, скованными лишь неизменными решениями богов. Но нам нравилась наша грубая жизнь, и мы сами нравились себе. Мы все были в одной лодке, каждый не лучше и не хуже, чем другие.
Конечно, мы были отчаянными головорезами, скованными лишь неизменными решениями богов. Но нам нравилась наша грубая жизнь, и мы сами нравились себе. Мы все были в одной лодке, каждый не лучше и не хуже, чем другие.
Однако, как далекие
раскаты приближающегося ливня, в 1ом веке наших берегов достигло учение Еврейского Мессии. Его
голос становился все громче. Еврейский Мессия и еврейская Библия станут нашей
Немезидой и взломают наш маленький мир…
Это было грубым пробуждением. Наше каменное убежище было разрушено… Небеса принадлежат Богу. А Земля была бы наша, если бы не евреи. Непростительно...
Это было грубым пробуждением. Наше каменное убежище было разрушено… Небеса принадлежат Богу. А Земля была бы наша, если бы не евреи. Непростительно...
Не все результаты духовного
динамизма евреев, очевидно, позитивны. Мне стыдно за секулярный либерализм,
который ушедшие от иудаизма евреи несут в сегодняшний мир взамен морали ТАНАХа.
Уже очевиден пагубный провал этой авантюры.
Однако, из времён занятия наукой я вынес правило:
негативный результат эксперимента – это тоже результат. Провал либерализма
может открыть людям глаза на истину.
Комментариев нет:
Отправить комментарий