Марк Шагал: "Жёлтый Христос"
Евреи и христиане-евангелисты
"Идите по миру и проповедуйте Евангелие всей твари"
"Цитата из Библии)
Весной 1993 года, когда я только-только приехал в Германию и поселился в Магдебурге (городе, который мне был известен ещё со школы по урокам физики) произошла эта неожиданная встреча. Прошло с тех пор более 30 лет, но помню её (хотя память уже начинает пошаливать), как будто она была вчера. Так бывает только с особенно важными событиями, которые затрагивают эмоциональную сферу. Тем более, что раньше ничего подобного в моей жизни не происходило.
В воскресенье мы гуляли с приятелем, тоже бывшим москвичом, по пешеходной зоне и удивлялись, как немцы умеют мирно и дружелюбно (это особенно было заметно после бандитской Москвы 90-х) веселиться. В центре площади молодой человек раскладывал на небольшом столике какие-то книги и брошюры. Подошли ближе и увидели, что это была христианская, религиозная литература: Новый и Ветхий Завет, псалмы Давида, жития святых и многое другое.
- Возьмите Новый Завет, - обратился ко мне молодой человек. - Это бесплатно. - Спасибо, но я еврей. Мне бы больше подошёл Ветхий Завет. И тут молодой человек на глазах у переполненной площади вышел из-за стола и встал передо мной на колени: "Вы, евреи, - наши старшие братья. Спасибо вам".
Я смутился, не знал, что сказать, и мы с приятелем быстро ушли, смешавшись с толпой. Именно после этого случая заинтересовался отношением протестантов к евреям и понял, что оно неоднозначно и колеблется от негативного, даже юдофобского, до, как в случае на площади, юдофильского. Если у сегодняшних протестантов-лютеран отношение к потомкам Авраама меняется к лучшему, то у самого Лютера (1483-1536 гг.) всё было с точностью наоборот.
В первый период, примерно до 1823 года, он призывал к "христианской терпимости" по отношению к евреям, к тому, чтобы не преувеличивать их негативное отношение к Христу. В памфлете "О том, что Христос родился евреем" Лютер (1523) даже писал, что если бы он сам был евреем, то, "видя тех дураков и мошенников, которые учат христианству, предпочёл бы превратиться в свинью, чем стать христианином".
Но постепенно Мартин убедился, что подавляющее большинство иудеев остаются верными своему традиционному пониманию Библии, и из защитника евреев превратился в ярого их ненавистника. В поздних памфлетах "О евреях и их лжи" и "О непроизносимом имени Божием" Лютер пишет уже о "неподатливых евреях с железным сердцем и упрямых как дьявол". Призывает к их изгнанию. Его антиеврейская риторика становится ругательной и нетерпимой: "отвратительные паразиты", "воры и разбойники, отравляющие колодцы и похищающие людей" и т.п. Именно поздние работы Лютера формировали враждебное отношение лютеран к иудеям, стали истоком их травли и антисемитской пропаганды, включая нацистскую.
Впрочем, Лютер несколько преувеличивал, говоря о "неподатливых евреях с железным сердцем". Шли годы, и его желание привести иудеев к принятию Христа нашло своих последователей. В 1973 году в Сан-Франциско (США) еврей Мартин Розен основал организацию "Евреи за Иисуса". Постепенно это движение расширилось, и подобные организации, которые некоторые религиоведы называют сектами, возникли не только в США, но и в Англии, Франции России, Израиле. Всего в 11 странах.
"Евреи за Иисуса" - миссионерская организация. В Берлине я встречал на улице активистов движения. Названия брошюр, которые они раздают бесплатно, как и слоганы на их свитерах и майках не оставляют сомнений в том, какую организацию эти активисты представляют. Такие, например, как "Иисус любит евреев", "Евреем были первые христиане", "Христос еврей" и т.п.
Много лет назад, ещё когда жил в Москве, разговорился с одним из активистов этого движения Игорем Славутиным, молодым человеком лет 25 (мама - еврейка, далекая от религии, папа - русский, православный) в вестибюле метро. Разговор получился интересный, и я пригласил его домой. Из наших бесед, из брошюр, которые мне Игорь передал, из других источников я убедился, что религиозные постулаты "Евреев за Иисуса" мало чем отличаются от постулатов евангелической церкви. Вот главные:
- Иисус Христос из Назарета - сын Б-га.
- Иисус был Мессией и скоро вернётся на Землю.
- Ветхий и Новый Завет являются Боговдохновенным Словом Божьим.
- Чтобы спастись, надо поверить в Иисуса и раскаяться в грехах.
- Б-г существует в трёх ипостасях - Б-г отец, Б-г сын и Б-г Святой дух.
- Евреи - избранный народ.
Есть, правда, и некоторые, специфическо-еврейские акценты. "Евреи за Иисуса" отмечают не только христианские, но и еврейские праздники: Пурим, Суккот, Хануку, еврейский Новый год. Некоторые одевают на Б-гослужение кипу. Другими словами, считают себя евреями и христианами одновременно.
И всё же, несмотря на желание евреев-христиан подчеркнуть свои еврейские корни и еврейскую составляющую, иудаистские религиозные организации, независимо, ортодоксальные или реформистские, относятся к "Евреям за Иисуса" резко отрицательно. Призывают потомков Авраама не поддаваться на провокации, не вступать в контакт и не посещать их мероприятия. Неоднозначное отношение к христианам-евреям и у представителей католических и православных конфессий, считающих их прозелитами, то есть перешедшими в христианство из другой веры. Ни в православии, ни в католицизме такие "новообращённые" не вызывают особого доверия.
Но вернёмся к лютеранам. Многие из них, в отличие от католиков и православных, принимают потомков евреев в лоно своей церкви, что называется, с распростёртыми объятиями. Считают, как и молодой человек, ставший передо мной на колени в Магдебурге, "старшими братьями".
В заключение хочу отметить, что евреи становятся христианами не только в рамках протестантизма. В начале 90-х знакомая, живущая в Москве, крестившаяся еврейка, пригласила меня посетить церковь в центре города во время Б-гослужения. Я был поражён количеством прихожан - евреев. Да и священник, проводивший службу, оказался евреем. Это были не "Евреи за Иисуса". Это были евреи-православные. Такое ощущение, что процесс христианизации евреев набирает силу. Позитивное это явление? Не думаю. Впрочем, время покажет…
Источник: "МАСТЕРСКАЯ"
Комментариев нет:
Отправить комментарий