Александр МЕЛАМЕД | Чудесные были и правдивые легенды Моцартштадта
Часть третья
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
Предыдущие части здесь: Часть первая. Часть вторая.
Дворец на экране, горы на столе
В пестром (и зачастую противоречивом) наборе историй, связанных с исторической памятью Зальцбурга, моцартовская ее составляющая далеко не единственная. Это связано не только с Моцартом, но не в меньшей степени с голливудским фильмом 1965 года «Звуки музыки» (десять «Оскаров»!), который снимался в Зальцбурге. С американского шедевра началась другая биография города – кинематографическая.
В Зальцбурге, если верить опубликованным источникам, было снято более 200 игровых и документальных фильмов. Моцартштадт с его дворцом Мирабель и парком – европейский собрат Торонто с его Distillery District, чей облик из XIX века послужил фоном для 800 кино- и телевизионных постановок.
Саломея была отчаянной сладкоежкой и замечательной фантазеркой. Соединившись, два эти увлечения привели к чудесному результату. Она родила, кроме 15 детей (в фактическом 22-летнем браке с Вольфом Дитрихом), легкий десерт из яиц и сахара, похожий на воздушное суфле. Блюдо вошло в кулинарную книгу Европы как Salzburger Nockerln.
Три «пика» десерта символизируют три холма Mönchsberg, Kapuzinerberg и Rainberg, окружающие центр Зальцбурга. Порой меж аппетитных холмов протекает ручеек – это – малиновый соус, изображающий отбрасываемую ими тень в час заката. Вот как выглядит город с холма Mönchsberg.
Между прочим, изыск Саломеи был запечатлен в оперетте «Сезон в Зальцбурге-Зальцбургский нокерльн», где о нем спето: «Сладкий, как любовь, и нежный, как поцелуй».
Один из немногих в истории случаев, когда кулинарный шедевр породил музыкальный. Обычно бывало наоборот.
Мраморный зал Mirabell Palace считается одним из самых красивых и исторически важных концертных залов в Зальцбурге и Европе. Семья Моцарта, которая здесь ублажала слух городской знати, видимо, удивилась бы новой профессии здания. Здесь под марш Мендельсона в исполнении лучших музыкантов Австрии могут заключить брачный союз граждане любой страны, готовые выложить за церемонию солидные деньги. К примеру, для пары, регистрирующей первый брак, от $1900. Вряд ли правы путеводители, утверждая, что в Мраморном зале ежегодно регистрируется 1600 браков. Об этом чуть позже. А пока предлагаю полюбоваться красотой этого помещения и заветным столом, на котором расписываются в брачном контракте счастливцы.
Привычный марш Мендельсона – единственно допустимое нарушение традиции, которая свято соблюдается в Мраморном зале, где любая концертная программа начинается с произведения Моцарта. Хотя слово «единственно» вряд ли уместно: проведение 15-минутных церемоний трижды в неделю означает брачный конвейер в главном ЗАГСе мира, как говорят знатоки. То есть ежегодно – уточняю вышеприведенную цифру – 1095 браков. В среднем. Бывали годы, когда цифра доходили до 1200. Зафиксирован рекорд – 7 бракосочетаний в день.
Попутно. Потомки Вольфа Дитриха и Саломеи до сих пор живут в Зальцбурге. В обычном доме. В отличие от городской администрации, для которой во дворце нашлись роскошные апартаменты. Если учесть, что Mirabell Palace – резиденция мэра города, который вместе с подчиненными живет здесь же, можно утверждать: зальцбургский чиновный люд зарабатывает, по сути, не выходя из своего дома.
До- и послемоцартовская слава Зальцбурга
Моцарт, при всем к нему уважении, не единственная персона, прославившая Зальцбург. Есть еще две. При этом одна из них появилась задолго до Моцарта, вторая – после него.
В Зальцбурге Бомбаст фон Гогенхайм провел последние дни (точнее, полгода) своей 47-летней жизни. Мир знает его Парацельсом. Человеком, который в своих изысканиях причудливо сочетал знания химии и мистику, социальную этику и алхимию, теологию и врачебные навыки. Он вызвал бурю возмущения тем, что основные медицинские трактаты написал не на латыни, как было принято в мире от Скрибония Ларга, древнеримского врача (I в.н.э.), а на немецком – языке его родины, на котором заговорил в Эгге (ныне швейцарский кантон Швиц).
Славя его злым язычком, врачи-современники, корпевшие над переводом с немецкого, объясняли эту весьма непростую процедуру местом рождения Парацельса. Дескать, чего вы хотите от уроженца Эгга, если на гербе его селения в две сотни душ изображена кружка с пестиком для всяких там снадобий, которые знахарки готовили из сушёных петушиных лапок и вороньих перьев. Иные знатоки добавляли: «Да и родился от в двух шагах от Чертова моста. Так что сатанинское начало налицо». Никого при этом не смущало, что последняя просьба Парацельса – похоронить на кладбище Святого Себастьяна.
Неизвестно точно, каким силам поклонялся Парацельс.
Но, как бы там ни было, он прославился. Как первый врач, применивший настойку опийного мака в качестве анестезийного средства при операциях. Как избавитель Старого Света от сифилиса благодаря им разработанной ртутной терапии и найденной им точной лечебной дозы. Ртутные препараты сыграли жестокую шутку с создателем. Современные судебно-медицинские экспертизы обнаружили в его костях концентрацию нерастворимой ртути, в сто раз превышающую допустимую.
Зальцбург стал финалом бесконечных скитаний Парацельса по Старому Свету. Этому предшествовала череда событий: спешный переезд в Зальцбург; поездка на Вольфгангзее, близ Сант-Гильгена, имеющего прямое отношение к родителям Моцарта, где он якобы получил озарение свыше; оглашение 21 сентября 1541 года своей воли Зальцбурге перед свидетелями ввиду своей смерти через считанные часы; кончина тремя днями спустя, 24-го.
К своему последнему часу он пришел разноплановым реформатором. Он преобразил медицину, фактически вернув ее к истокам, когда были неотделимы друг от друга с одной стороны, попеременное применение молитв, заговоров и натуральных ингредиентов, с другой стороны, медицинские тексты из Corpus Hippocraticum, актуализированные опытом последующих за Гиппократом веков. Медицина после Парацельса разделилась на папацельсистов и галенистов.
Его перу принадлежат библейские комментарии и их связь с практической христианской жизнью, а также теория колдовства, включая заклинания, просьбы о наведении порчи, разрушительных штормах, выстрелах ведьмы, применении ядов. Историки указывают, что и многолетние скитания Парацельса были не случайны: он, предпринимая многочисленные путешествия, возможно, являлся основателем тайных обществ, которых в Европе в ту пору было немало. Он участвовал в качестве медика в военных кампаниях, наведывался во Францию, Англию, Шотландию, Испанию, Португалию, страны Скандинавии, Польшу, Литву, Пруссию, Венгрию, Трансильванию, Валахию, государства Апеннинского полуострова. Ходили слухи, что он побывал в Северной Африке, Палестине, России и даже в татарском плену. По заслуживающим уважения источникам известно, что в 1521 году Парацельс прибыл в Константинополь, где получил так называемый Философский камень.
Он читал курсы медицины в университетах Европы, причем, в Базельском на немецком, что считалось вызовом традиции, обязывавшей преподавать только на латыни. Его лекции были построены своеобразно. Перечисляя воззрения Галена, Гиппократа и Авиценны, он излагал собственную точку зрения, ужасая коллег и восхищая студентов. Он сумел стать вровень с древнеримскими врачами, среди которых был великий Цельс, заложивший основы медицинской терминологии. Он выбрал себе псевдоним Paracelsus. Слово Para толкуется как «выше», «сверх», «помимо», а Celsus может быть связано с латинским словом, означающим «высший» или «превосходящий». Так что Paracelsus, скорее всего, «выше прочих».
Жители Зальцбурга рассуждают по этому поводу так. Если принять во внимание заоблачную известность Моцарта, то Парацельс вполне вписывается в обойму исключительно редких граждан города. Пусть даже проживших здесь считанные месяцы.
Не исключено, что среди зальцбургских мальчуганов, дразнивших очаровательную даму Собачьей графиней, был и Кристиан – родившийся и учившийся на соседней улице. Будущий выдающийся физик и астроном Кристиан Допплер, именем которого назван эффект, известный специалистам авиационной и космической техники. В частности, как меняются частотные характеристики при приближении и удалении от источника излучения. Это и другие открытия Допплера легли в основу многих работ таких ведущих ученых, включая Альберта Эйнштейна.
Парацельс, баронесса Вольфсберг, Допплер… Эти имена всемирно известны. По этой причине город смело можно назвать причастным к развитию мировой медицины, охраны окружающей среды и к прорыву в космос.
Но в австрийском народном сознании Зальцбург, получивший название из-за месторождений поваренной соли, которой хватит, говорят, еще лет на 400, остался моцартовским.
Вся соль Зальцбурга – именно в нем, в Моцарте.
Моцарт повсюду
Однажды немецкое издание Die Welt опубликовало интересную статью, в которой выражались сомнения в том, что влияние классической музыки на еще не родившихся малышей решительно ускоряют их будущие достижения в учебе. Возможно, эффект Моцарта является заблуждением. На чем основывалось это предположение, поставившее под вопрос явление, названное в 1993 году американским психологом Френсис Раушер из Калифорнийского университета в Ирвайне эффектом Моцарта? По словам Раушер, некоторые из ее учеников лучше решали визуально-пространственные задачи после того, как до этого 10 минут слушали одну из сонат Моцарта. Этот факт приводился как доказательство воздействия музыки на умственные способности людей. Сообщение о феномене «эффект Моцарта» привело к вручению родителям в двух штатах США после рождения ребенка CD-диска с записями композитора.
В научном мире объявление о феномене вызвало разноречивую оценку. Рассуждая о дородовом воздействии музыки на интеллект, память, речь неродившихся детей, каждый отдельный случай надо рассматривать дифференцировано. Таково было мнение психолога Джованни Салой из японского Университета здоровья Фудзита и специалиста по когнитивным исследованиям Фернана Гобе из Лондонской школы экономики и политических наук. Проанализировав результаты 54 исследований, проведенных с 1986 по 2019 год, в которых в общей сложности приняли участие 6984 ребенка в возрасте от 3 до 16 лет, они пришли к выводу, что музыкальное воспитание не оказывает положительного воздействия на когнитивные способности детей, включая их школьную успеваемость по математике, чтению и письму.
Благодаря игре на флейте никто не станет лучше решать дифференциальные уравнения, но об этом и не идет речи, убежден нейропсихолог Лутц Йэнке из Цюрихского университета. При этом, подчеркивает Штефан Кёльш, психолог и нейробиолог из Бергенского университета в Норвегии, музыкальное воспитание полезно прежде всего детям с нарушениями развития, например, с аутизмом, или трудностями в обучении. Можно было бы разработать музыкальные тесты, с помощью которых можно было бы выявлять нарушения в развитии значительно раньше, чем с использованием привычных методов. «Тесты на чувство ритма можно проводить уже для 2-летних детей с проблемами». Нет сомнений, что игра на музыкальном инструменте положительно сказывается на внимательности, самоконтроле и дисциплине и важна для самовыражения и саморазвития – а эти аспекты, по словам Йэнке, «гораздо важнее для формирования личности, нежели хорошие оценки по математике».
Иными словами, научный мир пришел к однозначному выводу: невозможно утверждать, что благодаря музыке дети непременно становятся умнее. А вот формирование когнитивно-анатомического резерва, который действует вплоть до преклонного возраста, вполне вероятно.
Что в вымени тебе моем?
А теперь перенесёмся в швейцарскую деревню Бургдорф, где каждый посетитель сыроварни Бита Вампфлера может покупать продукт, исходя из своих предпочтений. Они обусловлены музыкой и гастрономическими особенностями, которые крепко между собой связаны.
Наука, ремесло и искусство всегда наиболее эффективны, если не спорят, что важнее, а действуют рука об руку. В нашем случае это сыровар Бит Вампфлер из швейцарской деревни Бургдорф, Беньямин Луцуй, шеф-повар одного из ресторанов Женевы, и Петер Краут, декан музыкального отделения Университета искусств Берна.
Чтобы понять, какая необычная проблема их занимает, начнем с музыкотерапии. Она основана на непосредственной связи произведений композиторов с изменением состояний человека. Музыкотерапевты настаивают: есть аккорды, которые помогают справиться с депрессией, сердечно-сосудистыми болезнями, эпилепсией и даже онкологическими недугами. Свои мелодии для взрослых, свои для детей. Сложно сказать, помогают ли мелодии в 100 процентах случаев. Но, возможно, действует правило: помогает то, во что веришь.
Однажды я готовил статью про знаменитые швейцарские оазисы и дошел до объяснения, которое, как оказалось, было не поверхности. Коровы-швейцарки оттого и рекордсменки, что им дозволено все. В стране из коров-рекордисток королеву кантона выбирают, призами награждают, позолоченные колокольца на шею повязывают, им, случается, поэмы посвящают.
А что дозволено корове, спросите вы. Да все. Бродить по холмам, выискивать траву посочней. Корова без подсказок знает, чем подкрепиться. И так целый световой день. И никто ее не понукает, люцерной обрыдлой насильно не закармливает, за неподчинение хворостиной не охаживает. Она поест-попьет, и сама, родимая, на закате бредет к ферме – чаще всего, частной. Я этот колокольный перезвон в горах слышал. Симфония! Никакой музыки для стимуляции лактации не надо. Сами звенят, сами молочко накапливают. Еще чуть-чуть – сами доиться начнут.
А едва пастух заподозрит что-то неладное, звонит ветеринару. Тот на вертолете прибывает. Точно по той песенке: «Прилетит вдруг волшебник в голубом вертолете». Здоровье бурёнушкам вернет и рукой помашет: выпасайтесь на здоровье, радуйте хозяев.
В Альпах корова питается не в режимном порядке в коровниках на сплошной электронике, как, к примеру, в Израиле, а когда захочется. Впрочем, в Земле Обетованной исключения составляют буренки, обитающие в оазисах. Вот какую очаровательную я встретил на горе Фавор.
Никто альпийскую уроженку не стимулирует, массажей вымени не делает. Вот она при таком способе ухода, в основе которого свободный выпас, вознаграждает молоком, в котором пенка, считай, готовое масло. Только тару подставляй.
Корова в Швейцарии – член семьи, от которого в немалой степени зависит ее благосостояние, уважаемая личность, которую холят, берегут и равняют с хозяйкой поместья. Именно швейцарцы способны понять жителей Индии, которые на корову молятся.
Казалось бы, буренка в Швейцарии на таком пьедестале, что лучшего и желать невозможно?!
Нет, дорогие читатели. Корма и молоко – только первый шаг к сыру. Далее следует довольно трудоемкий процесс, который заканчивается на фазе созревания сыра. От нескольких месяцев до нескольких лет. Как вино у виноделов.
Как озвучить сыр?
Вот тут мы к главному подошли. Названная выше троица спецов озаботилась проблемой: какая музыка уместнее всего в период созревания сыра (по-научному – аффинаж)? Казалось бы, сыровар, шеф-повар и декан Университета разом умом тронулись… Ничего подобного.
Поскольку в СМИ Швейцарии не раскрывается технология воздействия музыки на сырные блины, хранящиеся в специальных деревянных боксах, можно предположить, как это может происходить.
Скорее всего, исследователи исходят из того, что как травы и молоко, сыр – живой продукт. У него своя непростая жизнь, которая заканчивается на нашем обеденном столе. А изготавливают этот продукт в таком виде, каким мы его любим, микроорганизмы. Если быть точным – молочнокислые бактерии.
И вот представьте: в течение шести месяцев каждая из восьми головок созревающего сыра сорта Эмменталь «слушала» свою музыку: начиная от песни Stairway To Heaven группы Led Zeppelin, минималистического техно и заканчивая хип-хопом группы A Tribe Called Quest и «Волшебной флейтой» Моцарта. Моцарт в этой линейке появился по традиции: уже много лет считается, что именно его произведения самым благотворным образом действуют и на пациентов специальных клиник, которые практикуют музыкотерапию, и на удойных коров. Иными словами, Моцарт многократно опробован в качестве целителя. Да-да, сработала известность эффекта Моцарта.
Поэтому Моцарт оказался вне конкуренции задолго до сырного эксперимента в Швейцарии. Ну а теперь эмментальские страсти.
Что очень важно, каждый сырный блин был изготовлен из одного и того же молока и обрабатывался в одном и том же котле в один и тот же день производства. То есть исходный материал был одним и тем же. Но блинов было на самом деле больше. Контрольный сыр, который созревал без музыки, и еще три сырных батона, которые были обработаны ультразвуком с высокой, средней и низкой синусоидальной частотой. Чтобы было с чем сравнивать блины, «обработанные» музыкой классиков, Rock, Techno.
Как указывают СМИ Швейцарии, по окончании эксперимента вкусовые качества сыра оценивались жюри, состоящим из восьми гастрономических экспертов. Никто из них не знал, какой именно сыр он пробует и как именно был озвучен: какой музыкой, просто ультразвуком или вовсе не обработан.
Сырные блины одного и того же сорта Эмменталь отличались и вкусом, и запахом. Разная музыка – разные частотные воздействия. При одних – один аромат, при других – другой. Восемь совершенно разных результатов. Впрочем, есть и общая черта для всех. Бит Вампфлер подчеркивает: «Вкус всех сыров, созревавших под воздействием музыки, оказался более мягким в сравнении с сырами, созревавшими в обычных условиях».
И (внимание!) маленькая сенсация. Оказывается, самым ароматным и самым ярким по вкусу (фруктово-цветочным, как указали спецы) оказался блин, созревавший под музыку хип-хоп. Особенно это поразило Петера Краута, декана музотделения Университета искусств в Берне: «Вот этого никто не ожидал. Все были уверены, что Моцарт, как всегда, одержит верх. А тот же хип-хоп – музыкальный стиль уличных танцев, который родился в Нью-Йорке в середине 70-х годов прошлого столетия, – будет посрамлен».
Сырный эксперт Беньямин Луцуй, шеф-повар одного из ресторанов Женевы, тоже не скрывал своего удивления: «Различия были однозначными в том, что касается текстуры, вкуса и внешнего вида».
Продолжение эксперимента
Но отзывы сырных спецов – только первая часть эксперимента. Вторая – исследование биохимических отличий сыров, которое ведут в Цюрихском университете прикладных наук. Вот тогда, судя по всему, можно будет детальней изучить механизм реагирования на музыку микроорганизмов, от которых зависит вкус сыра.
Но открытие уже сегодня используется сыроваром Вампфлером. Теперь он с чистой совестью может предлагать своим покупателям сыр в зависимости от персональных музыкальных предпочтений. К слову сказать, Вампфлер не только сыровар, но еще и обладатель стада коров, молоко которых использует для изготовления сыра. Более того, он еще и лечит своих буренушек: его вторая профессия, подтвержденная сертификатом, – ветеринар. В его сыроварне в деревне Бургдорф, которая сегодня – самая продвинутая в Швейцарии, не протолкнуться от посетителей.
– Мне пожалуйста, сыр от хип-хопа! – просит девушка в джинсах с прорехами такого вида, будто их недавно посекли осколки снаряда. – У нас вечеринка любителей этого вида творчества, так что такой Эмменталь как раз к застолью.
– А мне сыр такого… возвышенного направления, – обмахиваясь короткополой шляпой с набором значков, заказывает пенсионер. – Что-нибудь из Моцарта. Если можно, «Реквием».
– «Реквием» кончился. Возьмите «Интермеццо» Брамса, поверьте, ничуть не хуже. А ваш заказ по «Реквиему» я внесу в свой компьютер. Вам какого веса? Ах, целый блин? Телефон оставьте, пожалуйста. Как только «моцартовский» сыр созреет, я вам непременно позвоню.
ФОТО АВТОРА.
Использованы данные cайтов welt.de; schlosskonzerte-salzburg.at; wikipedia.jrg; burgdorf.ch; скриншоты из видеофильмов о Зальцбурге
После окончания факультета журналистика ТашГУ работал в ряде республиканских газет, журналов, редакций Узбекского радио.
Комментариев нет:
Отправить комментарий