пятница, 6 января 2023 г.

Умереть, но остаться евреем

 


Умереть, но остаться евреем

(К 81-й годовщине со дня смерти Анри Бергсона, 1859–1941 гг.)

К сожалению, не написал об этом великом еврее к 80-летию со дня смерти в прошлом году, но, по-моему, для такого человека, как Бергсон, достаточная круглость даты имеет второстепенное значение. Для меня Анри Бергсон великий не только и даже не столько потому, что он видный философ, автор замечательных книг и лауреат Нобелевской премии, а потому что этот человек, которого ожидала смерть после оккупации гитлеровцами Парижа в 1940 году, будучи больным стариком, отказался от предложения французских властей вычеркнуть его имя из указа, направленного против евреев, и простоял много часов в очереди, чтобы зарегистрироваться евреем. Не уверен, что способен в подобной ситуации на такой поступок.

Анри-Луи Бергсон (Henri Bergson) родился 18 октября 1859 года в Париже в еврейской семье композитора Михаила Бергсона и врача Кэтрин Левинсон. Когда малышу исполнился год, семья переехала в Лондон, где родители между собой говорили по-английски. Так что muttersprahe у маленького Генри, как его звали родители, английский. Они возвратились в Париж, когда ему было восемь лет, в 1867 году. С 1868 по 1878 год Анри учится в лицее и одновременно получает религиозное образование в еврейской школе.

После лицея Анри поступает на литературный факультет Педагогического института, а с 1882 года работает учителем литературы в лицее города Анжер. В это же время увлекается учением немецкого философа Артура Шопенгауэра и мистическими идеями Будды, связанными с уходом в нирвану путем отказа от желаний, самоограничения и медитации.

 

Бергсон о времени

Вы наверняка замечали, что время то летит с невероятной скоростью, то медленно тянется. Причем эти ощущения могут существенно отличаться от реальных, которые действительно имеют место в жизни. Бергсон объяснил такой феномен убедительно и понятно. В статье "О непосредственных данных сознания" ученый пишет как раз об этом. В кратком и несколько упрощенном пересказе его идея заключается в том, что мы фиксируем в сознании только два момента: начало и конец времени.

"Интервал длительности, — считал Бергсон, — с научной точки зрения не засчитывается. Этот интервал существует только субъективно для нас."

Мы ощущаем продолжительность времени внутри себя, независимо от таких его внешних фиксаторов как часы или календари. Такую фиксацию психологи называют субъективным временем. Это ощущение может отличаться от реального хода времени. Если мы в хорошем настроении или занимаемся привычным делом — время пролетает быстрее, если погружены в депрессию или тяжело осваиваем новое дело — время может тянуться очень медленно. Примерил эти рассуждения Бергсона на себя и убедился, что именно так всё и происходит. Настроение влияет на восприятие времени.

К основным работам нобелевского лауреата, которые до сих пор не утратили научного значения, исследователи относят книги "Творческая эволюция" (1907 г.) и "Два источника морали и религии". Познакомился с ними и к своему, признаюсь, удивлению, увидел, что даже для неподготовленного человека, они интересны.

 

"Творческая эволюция" (L’Évolution créatrice. P., 1907г.)

Основная идея состоит в том, что существуют два направления человеческой деятельности: деятельность инстинктивная, или генетически предопределённая, и деятельность интеллектуальная, вытекающая из полученных знаний и из полученного опыта. Эволюция, по Бергсону, это и есть путь от прошлого опыта, как генетически заложенного, так и приобретённого, к опыту настоящему.

Анри считал, что нам ничего не дано сразу в конечном виде, а только в движении, в эволюции. Жизнь как постоянное изменение, по Бергсону, далеко превосходит границы интеллекта. Кроме того, мы не способны осмыслить текущее время. Мы только пытаемся оценить то, что уже прошло и представить то, что нас ожидает. Но и то и другое крайне субъективно. Поэтому идеи Бога, устройства Вселенной, происхождения Земли и происхождения жизни на голубой планете постоянно трансформируются и дают новые и новые толкования.

Интеллект — это всегда усилие преобразования материи в орудие, которое изначально не планировалось природой. Философ считает, что неорганическая материя дана человеку в виде дополнения к его существованию, чтобы он мог превращать её в орудие для своих нужд, организовывать природу для управления ей. Так было, например, в самом начале появления человека разумного (homo Sapiens), когда он впервые попытался не только пользоваться природой, но и сделать из неё что-то ему необходимое. Например, сделать из обычного камня при помощи другого камня молоток или топор. Это и было начало движения по пути, который через много веков несколько пафосно сформулировал Иван Владимирович Мичурин: "Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у неё — наша задача".

 

Два источника морали и религии (1932 г.)

Это была последняя и оставившая наибольший след в мировой философской мысли книга Бергсона. При этом "Два источника…" не просто книга, а книга пророческая. Бергсон пишет в ней об опасностях, которые ожидают жителей планеты. Многие из его пророчеств нашли впоследствии воплощение в реальной жизни. В книге появились новые для первой половины 20 века идеи об изменениях, которые ожидают религию. По его мнению, приближается время, когда из религии, застывшей на века, она превратится в религию, которая с ходом времени видоизменяется. Эта идея видоизменения религии вызывает несогласие как у некоторых иудеев, так и у представителей других религий.

Среди его пророчеств есть и пророчество об опасности прихода к власти в той или иной стране диктатора. Мы знаем, насколько это пророчество актуально сегодня, когда одна страна во главе с диктатором пытается не только оккупировать другую страну, но и навязать ей свои взгляды и свои представления…

Анри пытается прийти к гармонии между верой и разумом. На фоне взаимопроникновения веры и разума философ вводит новые для его времени термины сверхсознания (понятие близкое к вере в Бога) и жизненного порыва. Согласно философу лишь существование жизненного или творческого порыва, лишь существование стремления создавать или творить новое позволяют человечеству развиваться. Так через жизненно—творческий порыв Бергсон вводит понятие интуиции. По его мнению, без развитой интуиции, т.е. без так называемого шестого чувства, без подсознательного, интуитивного анализа ситуации творчество, или, по Бергсону, творческий порыв невозможен.

Закончить хочу цитатой из Бергсона, в которой, на мой взгляд, суть его мировоззрения: "Половина нашей морали включает в себя обязанности, повелительный характер которых, в конечном счете, объясняется давлением общества на индивида. Другая половина выражает определенное эмоциональное состояние, и здесь уже не давление, а притяжение, источником которого являются скрытые в глубине человека эмоции. Скрытое в глубине человека сверхсознание".

Именно Бог становится по Бергсону носителем сверхсознания, которое в "Творческой эволюции" называется источником жизненного порыва. 

Источник: "Мастерская"

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Красильщиков Аркадий - сын Льва. Родился в Ленинграде. 18 декабря 1945 г. За годы трудовой деятельности перевел на стружку центнеры железа,километры кинопленки, тонну бумаги, иссушил море чернил, убил четыре компьютера и продолжает заниматься этой разрушительной деятельностью.
Плюсы: построил три дома (один в Израиле), родил двоих детей, посадил целую рощу, собрал 597 кг.грибов и увидел четырех внучек..