четверг, 16 января 2025 г.

ВОРОНКИ ДЕМОНОВ

 

Воронки демонов

Михаил Майзульс 14 января 2025
Поделиться2
 
Твитнуть
 
Поделиться

Проект «Идеи без границ» культурного центра «Бейт Ави Хай» на страницах «Лехаима» представляет свой новый сериал «Бог в деталях», каждый эпизод которого рассказывает о еврейской теме в мировом искусстве через одну мелкую, но важную деталь.

Одна из примет, по которым сразу можно узнать работы Иеронима Босха или его подражателей, — это странные головные уборы в форме перевернутой воронки, или, скорее даже, обычные воронки, водруженные персонажам на голову, словно шляпы. За примерами далеко ходить не нужно. Вспомним «Искушение св. Антония»: там появляется птица-почтальон в красном плаще, на голове у нее воронка, в воронке – сухая веточка.

Или в сцене извлечения камня глупости из головы наивного простофили: у врача-шарлатана на голове такая же воронка.

Или у толстяка, восседающего на бочке с пивом или вином: одна из работ Босха, олицетворяющих пьянство и разгул. Таких примеров очень много.

«Интересно, — скажете вы, — но при чем тут евреи?» 

Вопрос закономерный. Попытаемся разобраться, в чем же тут дело.

Существует несколько версий того, откуда у Босха взялись и что значили эти металлические головные уборы: как в XX веке у Железного Дровосека из «Волшебника Изумрудного города». 

Начнем с простого. Для чего вообще нужна воронка? Чтобы переливать что-нибудь в узкое горлышко. Где она применялась? Там же, где и сегодня: на кухне, в погребке, в химической (или, в реалиях того времени, алхимической) лаборатории. Но зачем она понадобилась мастеру из Хертогенбоса? Версий много.

Историки видят в этом странном головном уборе замену шутовского колпака: знак глупости, безумия и карнавального разгула. И действительно, во время гуляний металлические воронки использовались для того, чтобы наделать много шума. В этом знаке видят напоминание о торжестве зла в мире, где все перевернуто. Ведь для того чтобы водрузить воронку на голову в качестве головного убора, ее требуется перевернуть.

Дирк Бакс, один из самых внимательных исследователей босховских миров и знаток нидерландской народной культуры, предположил, что воронка олицетворяла нестабильность, расточительность, распутство, пьянство. Почему? А потому что через нее все течет — мысли растекаются, деньги утекают, вино или пиво текут рекой. Со всеми вытекающими отсюда последствиями. 

Потому и после Босха воронка регулярно появлялась на изображениях, посвященных карнавальному разгулу. И неудивительно, ведь обильная выпивка — его вечный катализатор. 

Главный сюжет, который стоит здесь вспомнить, — аллегорическая битва двух противоположных, но связанных друг с другом начал: Карнавала и Поста, разгульного веселья и аскетичной серьезности, обжорства и благочестивого самоограничения.

Взглянем на один пример. На гравюре середины XVI века развеселая толпа везет на повозке толстяка.

Он держит в руках вертел, на вертеле — курица, на его шее — ожерелье из сосисок, а на голове — коническая шапка. Перед повозкой идет тощий человек в очках. И на его голове тоже похожей формы воронка, из которой торчит павлинье перо. И чревоугодие, и выпивка, и красованье. 

Американский историк Лоринда Диксон, которая много писала об алхимических подтекстах в работах Босха, интерпретировала перевернутую воронку — стандартный лабораторный инструмент — на голове доктора, обещавшего излечить человека от глупости, как насмешку над шарлатанством, профанацией алхимической премудрости.

Версии разные, но совместимые друг с другом. И все же остается вопрос. Почему Босх превратил воронку в головной убор? 

И тут трудно отделаться от мысли, что металлический конус, водруженный на голову, очень похож на юденхут. Помните рассказ об остроконечных шапках, которые с XI по XV век в западноевропейском искусстве служили главными знаками иудейства?

Их одевали и на почитаемых ветхозаветных пророков, и на израильтян, устремившихся вслед за Моисеем в обещанный им Ханаан, и на иудейских первосвященников с фарисеями — то есть антигероев новозаветной истории, и на средневековых иудеев, которые на христианских изображениях обычно представали в зловещих ролях. Выглядели эти головные уборы по-разному. Иногда это были мягкие, загнутые вперед, колпаки, похожие на фригийские, иногда треугольнички, устремленные вверх, иногда шляпы с широкими полями, острым шипом и шариком наверху.

Но для нас важна одна нидерландская миниатюра, созданная на рубеже XIV-XV веков.

На ней шапки израильтян, выстроившихся перед пророком Моисеем, выглядят как невысокие конусы. Почти точь-в-точь воронки. Босх, как никто другой умевший превращать простые предметы и домашнюю утварь в атрибуты или даже части тела своих инфернальных созданий, возможно обратил внимание на сходство «еврейской шапки» и обычной воронки. Перевернув, он трансформировал ее в головной убор.

Зачем ему это понадобилось? Представляя демонов, осаждавших в египетской пустыне св. Антония Великого, или лекарей-обманщиков, он едва ли в действительности обличал иудеев. Не будем упрощать. Конечно, в позднесредневековой Европе юдофобия была очень сильна, но к ней все не сводится. Скорее на головах бесов и персонажей, воплощавших различные пороки, шапка-воронка напоминала не только о пьянстве, глупости или псевдоучености, но и об иноверии, враждебной инакости.

Можно ли доказать это предположение? Трудно, но попытаемся. На панели «Се человек», которая хранится во Франкфурте, Босх изобразил иерусалимскую толпу, требующую у Пилата распять Христа.

Здесь все как на множестве других подобных сюжетов: скорбный, израненный Спаситель, улюлюкающая, уродливая, вздевающая вверх руки толпа, со множеством признаков демонического, которое Босх использовал для того, чтобы обличать грешников. На лицах — гримасы, у одного из персонажей – щит, а на щите громадная жаба: привычный дьявольский атрибут. Однако для нас важнее всего шапки. 

Один из «бюргеров» на переднем плане одет в зеленый головной убор, напоминающий средневековый юденхут. В глубине, из-за спин выглядывает другой человек – в металлическом шлеме с высоким шипом.

Это словно бронированный вариант той же еврейской шапки. Такой головной убор — юденхут из металла — в мирах Босха редкость. А персонажей в воронках — вне всякой критики иудеев — у него множество. Очертания этих шапок слишком близки, чтобы счесть их сходство случайностью.

Вероятно, изобретательный мастер из Хертогенбоса, часто превращавший повседневные предметы в элементы адских пейзажей или тел демонов, соединил всем знакомые очертания юденхута и воронки, напоминавшей и об ученой лаборатории, и о пьяном разгуле. 

В мирах Босха воронки не только служили головными уборами демонов и грешников, но и — в увеличенных версиях — превращались в орудия загробных мук и элементы инфернальных пейзажей.

Именно так возник образ-гибрид, каких в работах Босха не счесть.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Красильщиков Аркадий - сын Льва. Родился в Ленинграде. 18 декабря 1945 г. За годы трудовой деятельности перевел на стружку центнеры железа,километры кинопленки, тонну бумаги, иссушил море чернил, убил четыре компьютера и продолжает заниматься этой разрушительной деятельностью.
Плюсы: построил три дома (один в Израиле), родил двоих детей, посадил целую рощу, собрал 597 кг.грибов и увидел четырех внучек..