четверг, 16 января 2025 г.

Раскрытие сокровенного: Зачем нужны три знака, которые Ашем дает Моше у тернового куста

 

Раскрытие сокровенного: Зачем нужны три знака, которые Ашем дает Моше у тернового куста

Йосеф Менделевич 15 января 2025
Поделиться3
 
Твитнуть
 
Поделиться

В мидраше Шир а‑ширим приводится спор мудрецов на строфу «вот уже слышится настойчивый голос любимого» (Шир а‑ширим, 5). Приводятся три мнения. Рабби Йеуда говорит, что, когда Моше‑рабейну пришел к народу Израиля в Египте и сообщил, что в этом месяце народ Израиля выйдет, по слову Ашема, из Египта, они сказали ему: «Но ведь еще не прошло 400 лет рабства». Ответил им Моше: «Сам Ашем решил вас освободить, оставьте свои подсчеты».

Рабби Нехемья говорит, что они возразили: «А мы ведь этого не заслужили своими делами». Ответил он им: «Ашему нужно вас освободить, поэтому Его не интересует ваше поведение». А мудрецы говорят, что сыны Израиля сказали так: «Ведь весь Египет полон нашим идолопоклонством». А Моше ответил: «Он не обращает внимания на вашу авода зара».

Именно поэтому Моше просил сообщить ему Имя, с которым будут выведены сыны Израиля, так как по Дин (по критериям строгого суда) они не заслуживали освобождения, согласно этим трем опасениям. Даже если это будет по закону рахамим, зачем же брать драгоценности у египтянок, ведь в этом случае они превращаются в грабителей, и тогда это Дин, а не рахамим. Именно поэтому Моше сомневался, что ему поверят сыны Израиля. Грабителям не положено рахамим. В таком же положении очутился Адам Ришон, когда Ашем сказал ему, что, когда (если) он будет есть от Древа познания добра и зла, он станет смертным, — это оказалось неизбежным (по мнению Аризаля).

Та же ситуация возникла, когда Моше сказал, что они не поверят ему. Хотя он понимал: поскольку речь идет о нарушении законов Творения, это само по себе часть Творения. А при Творении действовали совместно два мидот (способа руководства) — Дин и рахамим. Тем не менее как только Моше‑рабейну во время диалога у тернового куста высказал подобного рода сомнение, тем самым он посеял сомнение и в сердцах народа Израиля (по трем аспектам, упомянутым выше). Поэтому, когда Моше‑рабейну высказал в диалоге у тернового куста свои сомнения относительного готовности народа освободиться из египетского рабства, это был лашон а‑ра  , который повлиял на сынов Израиля . И тогда Моше были даны три знака в ответ на эти три вида сомнений.

Первый знак — превращение посоха в змею и наоборот; второй — появление цараат на здоровом теле и исчезновение ее; третий знак — превращение воды в кровь и наоборот.

Эти знаки даны для того, чтобы развеять последние сомнения у сынов Израиля. Хотя они и поверили бы в миссию Моше, у них остались бы сомнения в том, что их грехи прощены.

Первый знак свидетельствует о сомнениях народа Израиля, что изменения в их жизни могут произойти так быстро и что они в силах выйти из рабства (вместо установленного срока в 400 лет всего за 210 лет египетского плена). Посох, который обращается в змею, является символом того, что грех можно изжить. Ведь основой греховности человека было его совращение Нахашем. И фараон считался великим богом — Нахаш (крокодил = змея). Поэтому Моше должен был продемонстрировать: достаточно ухватить змею за хвост, и она превращается в посох главы племени , а значит, одним устранением от греха уже можно совершить добро. В тот момент, когда удается овладеть змеем, начинается исправление, так что в самом змее заложен положительный фактор.

Второй знак символизирует следующее: быстрый переход от цараат в состояние здорового тела призвано продемонстрировать, что изменения могут происходить очень быстро. (Это верно для всех поколений, включая наше. Когда события происходят от имени Рахамим, это Шем Авайе  — ипостась Творца. Он — Творец материи, пространства и времени и поэтому не подпадает под критерии времени — Он над временем.)

Знак с превращением воды в кровь. Вода — это символ материи , символ апатии и меланхолии; раб теряет силы к борьбе. Таким было состояние народа Израиля в момент прихода Моше. Кровь в данном случае — это символ активности и энергии . Моше показал, что нельзя по временной апатии судить об отсутствии сил. Та же вода как символ бессилия может превратиться в источник силы и энергии и стать источником добрых дел.

 

После изгнания из Ган Эдена Адам Ришон отдалился от Хавы, полагая, что их соитие было причиной всех остальных событий. И только через 130 лет рождаются Каин и Авель. Но, как у всякого мужчины, у Адама было непроизвольное выделение семени. Таким образом появились бестелесные души, которые в этом смысле были абсолютно чисты, однако причина их появления на свет имела оттенок греховности. Поэтому их души были также заражены тремя пороками, которые получил Адам Ришон: склонность к убийству, половая распущенность и авода зара.

Для очищения от этого и превращения в высшие души потребовалось провести их через поколения а‑Мабуль  и Дор а‑Афлаг , а затем и через рабство в Египте.

В книге Магид мейшарим  рабби Йосеф Каро пишет, что бывают настолько грешные души, что если их держать в Геиноме, то они выгорят полностью и не будет им исправления. Если просто подвергнуть их гильгулю , то, не исправив предыдущей греховности, они еще более погрязнут в том же грехе. Поэтому единственным способом их очищения будет попеременное помещение в Геиноме для ослабления их греховности (но не полного уничтожения, так как тогда и душа аннигилирует) и возвращение душ в гильгуль для продолжения исправления.

Вообще, исправление возможно только благодаря исполнению требований Торы, но ведь это происходило еще до дарования Торы. Другой проблемой было то, что эти души в реальности не совершали грехов. Поэтому единственным способом очищения для них было перенесение страданий в реальном мире. Именно поэтому они были помещены попеременно в эти три круга испытаний. Оказавшись в тех трех периодах времени, они «запачкались», а их исправление стало возможным через страдания в Геиноме и гильгуль душ.

Итак, в период Мабуля (Потопа) они были наказаны за половую распущенность. Во время поколения Афлага они были наказаны за авода зара и грех убийства, так как не проявляли сострадания и не оказали помощи тем, кто погибал при строительстве Вавилонской башни.

Остался один грех, причиной которого было их появление в этом мире из семени Адама Ришона, как сказано: появились бестелесные души, то есть души, лишенные жизни. На примере неумышленных преступников (шогег) мы видим, что их спасение — убежище в городах левитов. Имя Леви происходит из слов Леи: «Теперь прилепится муж мой ко мне и будет сопровождать меня» — и означает «присоединение, сопровождение». Особенность Леви в том, что он прилепляется к Ашему, и это дает ему особенную жизненность, которая выражается в его роли в Бейт а‑микдаше — песнопении.

И это как раз то, что было утрачено. Поэтому для возвращения к жизни того, что растратил Адам Ришон, эти души были помещены в Египет. Как мы помним, наказание Адама Ришона — это грусть и печаль, на которую он был обречен (см. Берешит, 3:17: «В печали ты будешь есть свой хлеб»).

Жизнь в Египте до закабаления принесла радость сынам Израиля. Поэтому и сказано про Яакова, что он «жил», а не «был». Мидраш рассказывает, что в первый день порабощения, чтобы завлечь их, фараон сам явился на «воскресник» и подал пример ударного труда. (Напоминает картину «Ленин на субботнике в Кремле». — Й. М.) Это увлекло сынов Израиля, и в первый день выработка была высокой. После этого фараон уже, естественно, не участвовал в труде, но высокая норма выработки сохранилась, и поэтому сыны Израиля должны были продолжить трудиться в том же лихорадочном темпе.

Это и было той «новизной», о которой пишет Тора.

Можно отнести слова об «обновлении»  к тому, что в рабстве египетском каждый день обновлялись и увеличивались требования поработителей. Эта постоянная новизна вывела из рутины жизни и подготовила сынов Израиля к гораздо большей новизне — новизне получения Торы.

И еще одна важная перемена происходит с ними. Впервые в Торе сыны Израиля упоминаются не как индивидуумы, а как одно целое. Так «говорит Ашем Моше: “Я видел мучения народа Моего и спустился спасти его из рук Египта и вывести его из этой страны в страну, текущую молоком и медом”» (Шмот, 3:7). Ибо только Страна Израиля действительно объединяет народ. Более того, это страна святости, а святость есть жизнь. К тому же Эрец‑Исраэль связана с высшим миром, поэтому там присутствует особая жизненная сила.

Причина, по которой пароль освобождения, передававшийся из поколения в поколение, был удвоенным: «освободить — освобожу вас», заключается в том, что они действительно нуждались в двух освобождениях — освобождении от рабского гнета и освобождении от проклятия быть безжизненными душами.

Книгу Йосефа Менделевича «Раскрытие сокровенного» можно приобрести на сайте издательства «Книжники» в ИзраилеРоссии и других странах

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Красильщиков Аркадий - сын Льва. Родился в Ленинграде. 18 декабря 1945 г. За годы трудовой деятельности перевел на стружку центнеры железа,километры кинопленки, тонну бумаги, иссушил море чернил, убил четыре компьютера и продолжает заниматься этой разрушительной деятельностью.
Плюсы: построил три дома (один в Израиле), родил двоих детей, посадил целую рощу, собрал 597 кг.грибов и увидел четырех внучек..