Говорит и показывает: Мауриц Эшер о порядке и хаосе, чудесах и границах, игре и науке
Тот, кто удивляется, обнаруживает, что это само по себе удивительно.
Я не вырасту. Во мне сидит ребёнок из моего детства.
Только тот, кто пытается сделать абсурдное, добивается невозможного.
Мы обожаем хаос, потому что любим наводить порядок.
Простота и порядок — если не основной, то, безусловно, самый важный принцип
для человеческого существования в целом.
Простота и порядок — если не основной, то, безусловно, самый важный принцип
для человеческого существования в целом.
Порядок — это повторение элементов.
Хаос — многообразие без ритма.
Хаос — многообразие без ритма.
Жители разных миров не могут ходить, сидеть или стоять на одном этаже, потому что у них разные представления о том, что горизонтально, а что вертикально. Тем не менее,они могут хорошо пользоваться одной и той же лестницей. На верхней лестнице,изображённой здесь, два человека движутся бок о бок и в одном направлении, и всё же один из них идёт вниз, а другой вверх. О контакте между ними не может быть и речи,поскольку они живут в разных мирах и потому понятия не имеют о существовании друг друга.
Руки — наичестнейшая часть человеческого тела. Они не могут лгать так, как лгут смеющиеся глаза и рот.
Обмен идеями — часть человеческой натуры. И я считаю, что, в конце концов,
каждый художник хочет не больше, чем поделиться с миром тем, что у него есть.
каждый художник хочет не больше, чем поделиться с миром тем, что у него есть.
Я мог бы заполнить всю следующую жизнь работой над своей графикой.
В моменты прилива энтузиазма мне кажется, что никто в мире никогда не делал
что-то столь же красивое и важное.
что-то столь же красивое и важное.
То, что я хочу выразить, красиво и чисто.
Моя работа — это игра. Очень серьёзная игра.
Метаморфозы III
1968, 19.2×680 см
«Эшер мечтал о карьере архитектора,но вынужден был отказаться от нее из-за слабого здоровья. Позже он увлекся гравюрами, и первыми его популярными работами стали пейзажи, которые он запечатлевал в многочисленных путешествиях. Мировую известность Эшер получил в середине 50-х годов ХХ века, хотя за всю жизнь не написал ни одного живописного полотна…» — биография художника в Артхиве.
В законах есть нечто, захватывающее дух. Это не открытия или изобретения человеческого разума, а нечто, существующее независимо от нас. В момент просветления можно обнаружить, что они есть, и обратить на них внимание. Задолго до того, как на земле появились люди, на земной поверхности уже росли кристаллы. Однажды человек впервые наткнулся на такой искрящийся кусочек регулярности,лежащий на земле, или ударил по нему своим каменным орудием, тот отломился и упал к его ногам, и он поднял его, рассмотрел на ладони и был поражён.
То, чему я придаю форму при свете дня, — лишь один процент от того,
что я вижу в темноте.
Я не употребляю наркотики, мои видения и без того достаточно пугающие.
что я вижу в темноте.
Я не употребляю наркотики, мои видения и без того достаточно пугающие.
Наука и искусство иногда могут соприкасаться, как две части головоломки, которая является нашей жизнью. И этот контакт происходит через границу между двумя соответствующими территориями.
Я никогда не получал хороших оценок по математике… И, представьте себе, теперь математики используют мою графику для иллюстрации своих книг.
Я никогда не получал хороших оценок по математике… И, представьте себе, теперь математики используют мою графику для иллюстрации своих книг.
Хотя я до сих пор всё ещё дилетант в области математики и мне не хватает теоретических знаний, сами математики и, в частности, кристаллографы, оказали значительное влияние на мою работу за последние двадцать лет. Законы явлений вокруг нас — порядок, закономерность, циклическое повторение и обновления — приобретают для меня всё большее значение. Осознание их присутствия даёт мне покой и поддержку. В своей графике я пытаюсь показать, что мы живём в красивом и упорядоченном мире, а не в бесформенном хаосе, как иногда кажется.
Регулярное деление плоскости было рассмотрено теоретически, в математических кабинетах… [Математики] открыли ворота, ведущие на обширную территорию, но сами не ступили на неё. По своей природе они больше интересуются тем, как открываются ворота, чем садом, лежащим за ними.
Я всегда блуждаю в загадках. Есть молодые люди, которые постоянно твердят мне: вы тоже делаете оп-арт. Не имею ни малейшего представления, что такое оп-арт. Я занимаюсь этим уже тридцать лет.
Вопрос, относится ли [эта работа] к области математики или к искусству, для меня остаётся открытым.
Вопрос, относится ли [эта работа] к области математики или к искусству, для меня остаётся открытым.
Давайте попытаемся подняться на гору, но, не ступая на то, что под нами, а подтягиваясь к тому, что выше нас. Что касается меня, это звёзды; аминь.
Лестница. Новогодняя поздравительная открытка
1946, 11.7×10.2 см
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
Высказывания перевел Влад Маслов. Источники: официальный сайт, посвященный творчеству художника, также видеоматериалы, другие публикации. Главная иллюстрация (источник фото): художник позирует для известного автопортрета.
Высказывания перевел Влад Маслов. Источники: официальный сайт, посвященный творчеству художника, также видеоматериалы, другие публикации. Главная иллюстрация (источник фото): художник позирует для известного автопортрета.
Комментариев нет:
Отправить комментарий