пятница, 17 марта 2023 г.

«На фронте без перемен?»

 

«На фронте без перемен?»

Разумеется, в заглавии намерено опущено слово «западном», сразу относящее к великолепному роману Ремарка. Очередная его экранизация получила на недавней номинации Оскара статуэтку в номинации «лучший фильм на иностранном языке».

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Опередила фильм Ежи Сколимовского с бесподобным осликом, который ни разу не соврал в кадре! C не меньшим мастерством сыграл актерский состав, снял оператор, сознаюсь – искренне болел за «ЕО» (Иа). Надеялся, что «На Западном фронте…» Эдварда Бергера, получит приз «Лучшего фильма года», а за зарубежный фильм Оскар достанется Пану Ежи. Увы, академики решили по-другому. Оставлять без Оскара фильм, который многие считают наиболее злободневным в ситуации развязанной Россией войны на территории Украины и постоянных ядерных угрозах всему остальному цивилизованному человечеству было нельзя. Да это было бы и не заслужено, после всех наград, которые он уже успел заслуженно собрать. Фильм польского мэтра остался только с номинацией. В любом случае, как и сам фильм это можно и нужно считать очередным достижением, успехом знаменитого кинорежиссера Ежи Сколимовского.

Однако, вернусь к немецкому фильму «Im Westen nichts Neues», точнее, к его обсуждению. Действительно уже более года длящееся ежедневное кровопролитие, на достаточно небольшом участке, немного напоминает происходившее между германскими и французскими войсками под Верденом. В период Великой Войны (так она именуется в Западной историографии) там не осталось даже сантиметра, не политого чьей-нибудь кровью. Ежедневные кадры в выпусках новостей, своей беспредельной жестокостью с одной стороны и своим героизмом с другой стороны, вполне могут соперничать с тем, что удалось режиссеру, оператору, пиротехникам и другим специалистам кино. Но разница существенная! На съемках, на экране, ужас войны кинематографический, старающийся досконально воспроизвести современными средствами кино происходившее 100 лет назад – метафора. В новостях, не приукрашенные современные картины войны – реальность.

Некоторые утверждают перемен нет. Война и есть война. Увы, есть! Дело не в естественном в любых окопах и блиндажах военном братстве, как, впрочем, и во вражде, которая тоже случается и обычно заканчивается выстрелом в спину. Братство и вражда политы кровью и густо приправлены лишениями и физическими, и моральными, без которых на войне не бывает. Это характерно для любой армии. В белых перчатках воевали только в Наполеоновские времена, да и то офицеры, а не солдаты. Набор в армию легких на преступление, людей с большой дороги – это один из законов войны. Просто не всегда это объявлялось официально и делается столь бесстыдно как сегодня в России. Б. Брехт в пьесе «Мамаша Кураж» описывает старые времена, но фраза «Кому война горе, а кому мать родная» – на все времена.

Касается это не только политиков, военно-промышленный комплекс, наживающихся на войне, но и простых идущих на войну за легкой наживой, за приключениями, да и просто чтобы вырваться из болота серой беспросветной жизни. Разумеется, есть те, кто идет на войну с идеей, но, все равно любая армия состоит и из тех, и из других. В этом тождественность всех войн. Именно поэтому сравнение фильма и происходящего на полях Украины невольно приходит на ум зрителям и критикам. Однако есть и страшная разница. С момента Великой Войны непрямые жертвы войны возрастают в разы. Зверства против мирного населения становятся обыденностью и в период ВМВ. Превышают военные потери всех сторон. Технический прогресс расчеловечивает, хотя виноват не прогресс, а те кто его применяeт совсем не в прогрессивных целях. Об этом говорили и писали А.Д.Сахаров, А.Эйнштей и еще целый ряд выдающихся ученых. Однако остановить политиков и тем более политиканов даже выдающимся, гениальным единицам не дано. Это может сделать только общество, но общество – слишком часто безмолвствует. Более того, оболваненное и дезинформированное оно легко даже поддерживает агрессора. Правда, обычно только пока бомбы и ракеты падают на головы других. Возможность просто не думая, нажимать кнопки сделала преступление войны не только более массовым по количеству жертв, но и более не травмирующим психику убийцы. Теперь его не рвет при виде первой жертвы, что часто было реальностью, описывалось в книгах, показывалось в фильмах, теперь он вполне может одновременно играть в тетрис.

Увы, современная война действительно совсем другая и поэтому ее преступления все более или более страшные и массовые. А значит, ответственность тех, кто развязывает войны, должна возрастать и возрастать, так как любая война, в которой напрямую или косвенно замешаны миллионы граждан стран является преступлением против человечества и должна кончатся не примирением с агрессором, а его безоговорочным поражением и судом над военными преступниками и теми, кто способствовал, пропагандировал, прикрывал эти преступления. Перемены должны наступить…

Григорий Амнуэль

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Красильщиков Аркадий - сын Льва. Родился в Ленинграде. 18 декабря 1945 г. За годы трудовой деятельности перевел на стружку центнеры железа,километры кинопленки, тонну бумаги, иссушил море чернил, убил четыре компьютера и продолжает заниматься этой разрушительной деятельностью.
Плюсы: построил три дома (один в Израиле), родил двоих детей, посадил целую рощу, собрал 597 кг.грибов и увидел четырех внучек..