Борис Гулько: «Понимание – это
процесс, а не состояние, и важно, чтобы он не прекращался»
АНАЛИТИКА 7.02.2022 БОРИС ГУЛЬКО
Борис Гулько родился в Германии 9
февраля 1947 года, жил в Москве. Закончил факультет психологии МГУ, четыре года
работал научным сотрудником. С 1975 года – международный гроссмейстер,
профессиональный шахматист.
Photo
copyright: James F. Perry, CC BY-SA 3.0
Чемпион СССР 1977 года, дважды был
чемпионом Москвы. Семь лет – с 1979 по 1986 год – отказник. После тяжёлой
борьбы – три голодовки, месяц ежедневных демонстраций с арестами – покинул
СССР. Следующие 33 года жил в Америке.
Чемпион США 1994 и 1999 годов, дважды
побеждал и в Открытых первенствах США. В 1994 году – среди восьми претендентов
на матч с чемпионом мира, в 2000 году – среди 16 участников 1/8 финала
первенства мира.
Победитель многих международных и
национальных турниров. Имеет позитивный счёт с Гарри Каспаровым – 3 победы, 1
поражение и 4 ничьи.
Автор статей и эссе по широкому кругу
тем, публиковавшихся в США, Израиле, Германии, России, а также в электронной
прессе. Колумнист ряда русскоязычных газет и интернет-сайтов.
Автор книги «Написание буквы Алеф», под
обложкой «КГБ играет в шахматы» изданной на русском, немецком, английском и
эстонском языках; сборника мемуаров «Путешествие с пересадками»; коллекций эссе
«Мир еврея» в двух частях; двухтомника «Поиски смыслов», а также трёх томов
шахматных трудов «Lessons with a grandmaster» (изданы на английском, испанском и
русском языках). В ближайшее время выходит из печати его «Psychology of chess».
В канун 75-летия гроссмейстера с ним
побеседовала Наталья Голованова.
Наталья: Борис, честно говоря, я не знаю, на
каком языке нам с вами лучше говорить. На иврите? Язык – это код, тайна, который
во многом определяет человека. С вами хочется говорить именно о том, что не
лежит на поверхности. Скажите, пожалуйста, вам уютно в этой жизни?
Борис: Начну со второго вопроса. Да, мне уютно. Так счастливо
сложилось, что я занимался в жизни только тем, что мне интересно. Моё время
было «золотым веком шахмат». Я соревновался с величайшими гениями этого
своеобразного искусства.
Сейчас компьютеры разрешили загадку
шахмат. Характерно, что после этого покинули шахматы молодыми их крупнейший
мастер Гарри Каспаров и победивший его (но не превзошедший) Володя Крамник.
Спортивная составляющая шахмат сохранилась, а творческая, под натиском
кибернетики, поблекла.
12 с половиной лет назад оставил
практическую игру и я. Счастливое совпадение: на следующий день после этого
моего решения владелец и редактор нью-йоркской газеты «Еврейский мир» рабби
Кацин, приглашавший меня часто поучаствовать в его телепрограмме, предложил мне
вести еженедельную колонку в его газете.
Опасаясь немощи, я согласился.
Шахматист интеллектуально нагружен не только во время соревнования.
Разгрузившись, я боялся последствий такого освобождения. Работа колумниста
позволила предотвратить его. Она загружает меня на неделю решением очередной
«мировой проблемы».
Но уютно мне только внутри русского
языка, который я люблю и чувствую. В школе и в МГУ я учил немецкий, который
забыл до того, как освоил. Я много читаю на английском, надиктовал на нём
несколько шахматных книг, смотрю разные программы, но чувства его, как чувства
русского, нет. Я не читаю, например, поэзию на английском.
На иврите я могу читать, скажем, Сидур.
Знаю, что там написано. Но язык я не знаю. Так что давайте лучше по-русски.
Наталья: Хорошо. Вот, оказывается, куда проник
искусственный интеллект. Всё же я думаю, не во всём, даже в шахматной игре,
компьютер способен превзойти человека. Но Ваша тяга остаться в интеллектуальной
борьбе за человека, его здравый смысл и за человеческий мир, собственный и
общий, могуч. Что главное о себе вы открыли благодаря, а также вопреки этому миру?
Что вы открыли в сфере знаний о самом мире?
Борис: Я нынешний – это продукт моих родителей, а также
времени и мира вокруг. И я менялся вместе со временем и с миром.
В годы моего детства мы жили в
подмосковном рабочем посёлке. Мир был потрясающе красив: небо, трава, цветы,
деревья, жуки, птицы, животные. Я сохранил память того восторга.
Мир был враждебен. И это память
сохранила. В 3 года, кажется, в первый мой самостоятельный выход из дома на
улицу – меня побили незнакомые мальчики и сообщили, что я – еврей. Я узнал, что
другой. Запомнил кошмар из ночного сна того времени: я иду по улице, и все
пешеходы идут навстречу. Никто не попутчик.
Сохранилось в памяти ощущение
напряжения начала 1953 года и часто поминаемое непонятное слово «космополиты».
И разрешение этого напряжения смертью Сталина. Позже я осознал, что это был
самый чреватый опасностью гибели момент в моей жизни.
Сохранилось ощущение любви в семье.
Бабель писал: евреи «чадолюбивы потому, что это же очень хорошо и нужно –
любить своих детей». Я думаю, что любовь – это лучший воспитатель.
Допускаю, что именно это качество
выделило евреев среди других народов. Сейчас израильские евреи – единственный
из народов Западной цивилизации, который размножается. Остальные скукоживаются.
Мы любим детей.
С годами мир становился всё более
интересным. Я рос, становился сильнее, независимей. Кажется, больше понимал.
Правда, сейчас вижу, что «больше понимать» – это процесс, а не состояние.
Важно, чтобы он не прекращался. А качество понимания – всегда вещь относительная.
Семь отказных лет – это отдельный мир с
многими открытиями в нём и в себе. Об этом я написал целую книжку: «Написание буквы Алеф».
Потом случались мои открытия Америки,
иудаизма, разных стран, многого. Об этом я писал в своих эссе, которых создал
около семи сотен. Лучшие из них, не привязанные к будням, я включил в сборники
«Мир еврея» и в двухтомник «Поиски смыслов».
Наталья: То есть, процесс – это ещё не
окончательное определение, а более точное – поиски? И ведь конца и краю им нет,
похоже. Это круто. Все последние 12 лет, которые мне довелось узнать вас почти
вблизи благодаря сотрудничеству с изданием Леонида Школьника «МЗ»
(Иерусалим-Нью-Йорк), а также с нью-йоркскими радиопередачами Виктора Топаллера
«Рикошет» и «Полный шалом». Ваши статьи о еврейской истории, американском
консерватизме, – вообще все ваши исторические, культурологические и философские
статьи и выступления воспринимаю как ключевые, настольные, базовые. Но всё
больше обнаруживаю, что таковыми ваши работы, в том числе книги, являются и для
многих-многих читателей и слушателей. О них часто говорит, в частности, Лариса
Герштейн в своей передаче «Полный Шалом», и много звонков слушателей. Скажите,
пожалуйста, что для вас важнее – предметы ваших исследований или контексты? И
какова динамика соотношения предмет-контекст во времени, геопространстве, при
разного рода специальных подходах?
Борис: О чём бы я ни писал – об истории войн ли, о детских
сказках, о кино, о тревожащих меня вопросах иудаизма – всё это кажется мне
интересным только в контексте сегодняшнего дня. Бывает – я сажусь изложить
какую-то концепцию, которую давно ношу, и в процессе работы осознаю, что она
неверна. Получается текст, противоположный по смыслу тому, который я собирался
писать. Понимание приходит за счёт работы колумниста. Она формирует меня.
Поэтому мне кажется адекватным название
последнего сборника моих эссе – «Поиски смыслов». Это то, чем я занимаюсь.
Наталья: Как вы думаете, дезориентация в
пространстве, пространствах и смыслах не является ли одним из проявлений жизни
современного общества?
Борис: В юности на меня, как и на многих евреев моего
поколения, оказывали влияние взгляды Лиона Фейхтвангера, вынесенные из его
романов. В «Успехе» он писал, что верит в постепенное, несмотря на откаты и
политические катаклизмы, постепенный прогресс человечества.
Сейчас я думаю, что прогресса никакого
нет. Истины наших священных книг, записанных два и три тысячелетия назад, по-прежнему
являются последним словом этики и понимания мира. А поскольку эти книги ещё и
пророческие, то они остаются руководством для сегодняшней жизни. Например, они
повлияли на наше решение перебраться в Израиль.
К старым книгам ещё следует добавить
труды наших современных мудрецов, но в той же традиции. С немалым удивлением я
обнаружил, что альтернативной мудрости не существует.
Ещё необходим, конечно, собственный
здравый смысл. Но это – как повезёт.
Наталья: Если Вселенную, отдельно взятую
страну или ещё уже – ваше окружение – можно было бы представить в виде звуков,
какие из них вы бы особенно старались расслышать – главные или второстепенные
(более приглушённые, не мейнстрим)? Лично для вас что есть мелодия, а что –
фон?
Борис: Правильно слышать своё время, разобрать – какая мелодия
его главная, какая побочная, а какая ложная, уводящая в гибельное болото –
важнейшая в жизни, но и труднейшая забота. Век назад многие пошли как за
дудочкой крысолова из сказки, за главной марксистской мелодией того времени. Немногим
удалось пережить это наваждение. Некоторые оставили воспоминания о такой своей
трагедии.
Сейчас различать правильно мелодии
своего времени – задача не менее важная. Счастливцы, кто адекватно справится с
этой заботой.
Наталья: Да все живущие наверно счастливцы,
жизнь безусловно ценна, похоже, и даже побочное нечто, те же метасферы, куда
как интересны… Вы пылко любите Израиль. Любите Америку? Любите Россию? Какие
европейские страны вам наиболее близки ментально?
Борис: Россию, в которой я прожит 39 лет, мне бесконечно
жалко. В начале прошлого века она была страной, богатейшей по талантам в
искусстве, литературе, науке, во всех областях духовной жизни. И она
безжалостно уничтожила всё это богатство.
Сейчас Россия представляется мне
духовной пустыней, в которой одинокие дервиши оплакивают утерянное.
Очень жаль мне и Америку. Это почти
мистика – как случилось, что в этой великой стране без всякого террора, как в
России, побеждают процессы, аналогичные всяким «Пролеткультам» и прочим
безумствам? Впрочем, Антифа и BLM рождают аналогии скорее с Третьим
Рейхом.
Европа представляется мне
величественным музеем великой ушедшей цивилизации. Некоторые места мне особенно
близки. Я много раз бывал в Испании – играл там в шахматы. Каждый раз, когда я
покидал её, во мне просыпалась тоска необходимости оставлять свою страну, в
которой прожиты столетия. Такое испытывали там наверняка евреи-изгнанники в 15
веке.
Это моё чувство странно, так как я,
ашкеназ, по идее не являюсь потомком евреев, изгнанных из Испании. Хотя – кто
знает – чьими духовными потомками каждый из нас является?
Постепенно так, возможно, изживаются
все места нашего многотысячелетнего странствия и получается, что еврею,
заботящемуся о своём народе, о своих непосредственных потомках, альтернативы
Израилю не остаётся.
Наталья: Есть в этом какой-то важный тренд,
какая-то максима, в самом деле. Вы пишете не только статьи, но и книги. Книги и
статьи каких авторов вы сами читаете?
Борис: Может быть это возраст, а может быть – дух времени, но
я утратил интерес к художественной литературе. Последний роман, который я
брался прочесть, не закончил.
Сейчас дочитываю литературоведческую
книгу Аркадия Белинкова о Юрии Тынянове. С интересом читаю очерки
профессора-физика из Хайфы Александра Гордона о духовных поисках еврейских
интеллектуалов двух последних веков. Читаю кое-что из истории и, конечно,
относящееся к иудаизму.
Наталья: Можно попросить вас рассказать о
ваших близких и о ваших принципах обучения, воспитания, преодоления путей к
совершенству, а также принципах материнства и отцовства, человеческих
взаимоотношений, которые вы выработали или усвоили в течение предыдущих
десятилетий и пятилетий жизни?
Борис: Вопрос широкий и, в то же время, в моём представлении,
узкий. Мне кажется, что основной принцип воспитания, а также человеческих
взаимоотношений – безусловная любовь.
Изучая когда-то педагогику, я заметил,
что у великих педагогов часто бывали проблемы с детьми, которые для них были
предметом науки. Проблем не было у Жан-Жака Руссо, который своих шестерых детей
попросту сдал в приют, чтобы не отвлекали.
Не удивляет, что его, как считают,
убила жена. Там любовью не пахло.
О моей семье: уже почти 44 года я женат
на Ане, в девичестве Ахшарумовой. Хотя она на 10 лет моложе меня, чемпионкой
СССР (среди женщин) стала на год раньше, чем я. Дебютировав в американском
женском чемпионате, выиграла там все партии.
Позже Аня достигла немалого в
американском мире бизнеса.
Наш сын Давид – успешный Нью-Йоркский адвокат,
тоже в мире бизнеса. Ещё у нас 4 прелестные внучки.
Наталья: Ещё раз хотелось бы вернуться к
важному. Скажите, пожалуйста, почему иудаизм – центр религии, а Иерусалим –
центр мира? В понятийном отношении, конечно.
Борис: Я этого уже касался. Все духовные идеи Запада (есть ещё
всякие индуизмы, в которых я не разбираюсь. Хотя Индия сама произвела на меня
тягостное впечатление) сносились, а иудаизм столь же полон энергии и идей, как
тысячелетия назад. И, что мне представляется чрезвычайно важным, он по-прежнему
чрезвычайно актуален. Сейчас мы живём в мире последних пророчеств Торы,
пророков Захарии и Йезекииля, а также русского философа Владимира Соловьёва,
духовно близкого к миру этих пророчеств.
Наталья: Где вас точно можно найти? В ваших
легендарных шахматных партиях? Ваших книгах, статьях? В самой гуще жизни?
Борис: Да, надеюсь – что и там, и там, и там.
Наталья: Что ж, встречи с вами вполне реальны,
если человек читает, думает и имеет хороший вкус – скажем, увлекается
классической литературой, историей или шахматами. Где бы и когда бы этот
человек ни жил. Что скажете?
Борис: Спасибо за интересные вопросы. Жизнь продолжается,
несмотря на набежавший солидный юбилей.
Наталья: Спасибо за беседу, дорогой Борис!
Никакой беседой не исчерпаешь вашу суть. И в самом начале беседы думаешь: а
имею ли право приставать к вам с расспросами, где мини, где вода. И во время
беседы спохватываешься, да чего ж, мол, я отвлекаю-то вас, у вас есть
прекрасные собеседники, причём не только книги. Дорогой Борис, так держать! Продолжайте
свой процесс и ваши поиски, пожалуйста! От этого светло, и жизнь представляется
ненапрасной, есть за кем и с кем идти, вас хочется слышать. С вашим
замечательным юбилеем, который вы отмечаете на днях!
Беседовала Наталья Голованова
Автор
статьиБорис ГулькоМеждународный гроссмейстер, публицист
Борис Гулько,
родился в Германии в 1947 году, жил в Москве.
Комментариев нет:
Отправить комментарий