Тёмная материя
Борис Гулько
Знакомство моё с
миром в раннем детстве было захватывающим. Сначала мне объясняли его родители и
старшая сестра, позже я стал читать книги, с интересом учился в школе. К концу
её создал свою законченную концепцию мира. Я понимал всё – и материальный мир,
и социальный.
С тех пор прошло 55
лет. В течение их разные элементы моей концепции рушились, я заменял их
другими, но рушились и те. Сейчас я пришёл к тому, что не понимаю ничего.
1)Первым объектом моего
познания был, разумеется, материальный мир. Он описывался чрезвычайно
логичными, интуитивно понятными законами механики Ньютона. Потом, в старших
классах, я узнал о Теории относительности. Мир усложнился, но с этим можно было
смириться. Затем откуда-то выползла квантовая механика. Фотон – это корпускула
или волна? Я готов был подождать, пока выяснят. Не выяснили. Уменьшило мой
оптимизм то, что один из создателей квантовой механики Эйнштейн не признавал её:
– «Бог не играет в кости».
Двое моих друзей по
профессии физики-теоретики. Я послушал лекции и почитал статьи одного, пораспрашивал
другого, кое-что прочёл сам. Зашаталась модель атома, «размазался» электрон,
знакомые понятия сменила теория струн, которую, говорят специалисты, понять
невозможно, можно только описать формулами. Я почувствовал, что смещаюсь в зазеркалье.
Со школы я знал об открытом
Ломоносовым законе Лавуазье о сохранении массы. А наша вселенная – догадался об
этом ещё Аристотель, существовала всегда. Я не понимал – что такое «всегда», но
соглашался это принять. Однако потом узнал о Черных дырах и Большом взрыве.
Оказывается, всё возникло моментально из ничего, и с тех пор постоянно
разлетается. А до этого ничего не было. Может, и времени не было. Значит, не
было и «до этого».
Кажется, худшее представить
невозможно, но оно случилось. Я прочёл о Тёмной материи и Темной энергии,
составляющих основную часть материи и энергии вселенной, о которых мы не знаем
ничего. Ничего!
И если вам этого
мало, то летают вокруг нас ещё «неопознанные объекты» НЛО, летают, как летать невозможно.
Их фотографируют, но не понимают. А если о них много думать – может «поехать
крыша». Я знаю такие случаи.
В конце я
почувствовал себя муравьём, взирающим на непознаваемый для него человеческий
мир.
2) Не складывается с
рациональным познанием мира, однако остаётся его религиозная картина. Включение
в неё Всевышнего и чудес решают проблемы. Не удивляют создание женщины из ребра
мужчины, говорящий змей, Потоп. В иерусалимском «Зоопарке библейских животных»
стоит Ноев Ковчег, построенный по спецификации, данной Торой. Пара слонов в нём
поместятся. А найдётся ли в нём место для прискакавших из Австралии кенгуру (в
зоопарке они представлены)? Конечно – посредством чуда.
Расширение
пространства было будничным во время праздников в Иерусалимском Храме –
сообщают старые книги. Вы не верите в чудеса? Тогда объясните, почему фотон –
то корпускула, а то волна.
После разрушения
Храма в 70 году н.э., когда ожидавшееся чудо мессианского избавления не произошло,
выжившие евреи 4 столетия записывали Талмуд и начали его изучать. В 12 веке Маймонид
добавил в иудаизм рациональность логики Аристотеля.
Но евреи с чудесами
не расстались, и в 18 веке создали мистическое движение хасидизм. Характерна
такая история: основатель хасидизма БЕШТ, живший на Подолье, как-то сказал
своим ученикам: сегодня поедем в Париж. Вечером они погрузились в телегу, въехали
в тёмный лес, а наутро выехали из него в пригороде Парижа. Непонятно, что
сжалось в этой истории – пространство или время путешествия.
Хасидские цадики
обладали мудростью, умели видеть скрытое и творить чудеса. Поэтому паства их
слушала. Подобная организация жизни распространилась и на другие еврейские
общины Восточной Европы.
Духовные лидеры занимались
обучением иудеев моральным и ритуальным законам, определяющим наши общинную, семейную
и частную жизнь. Но их мало волновало происходящее за пределами общины, в
большом мире. Это привело к игнорированию набегавших проблем, стоившему нам
больших жертв.
Зарождением современного
сионизма можно считать 1862 год, когда были изданы книги раввина Цви Гирша Калишера
«В поисках Сиона» и социалиста Мозеса Гесса «Рим и Иерусалим». Но сионизм
захватили социалисты. Раввины, за крошечным исключением создателя религиозного
сионизма рава Авраама Ицхака Кука, пути сотрудничества с атеистичными
социалистами не нашли и заняли относительно сионизма враждебную позицию.
Защитить евреев от
надвигавшейся социальной бури раввинам не удалось. Она настигла евреев там, где
они жили – в Российской империи. Бабель в «Конармии», в рассказах «Рабби» и
«Сын рабби» описал трагедию окончания династии Чернобыльских цадиков. Последний
принц династии – смертельно раненый сын рабби, член
партии большевиков, умирает на руках автора: – «Кулачье открыло фронт. Я принял
сводный полк, но поздно. У меня не хватило артиллерии...»
Не сокрушился ли
рабби, что не усмотрел вовремя наступающей беды и не увёз свой «двор» из
России, от случившейся там революции?
Раввины – главы общин
не осознали смертельную опасность побеждающей в окружающем мире
социалистической идеи. В погромах российской смуты 1917-20 годов погибло
порядка 200 000 евреев – возможно, вторая по размеру катастрофа в истории
евреев. А оставшиеся в СССР на многие десятилетия оказались под властью злодеев.
Отказ раввинов восточноевропейских стран от осознания причин этой трагедии
подготовил следующую.
Эти раввины всеми
силами противились как сионизму – переселению их паствы в Палестину, так и
эмиграции её в Америку. Они не смогли или не пожелали увидеть угроз их общинам,
надвигающихся с востока и с запада. Правда, живший в Польше крупнейший раввин
первой трети ХХ века Хофец Хаим в 1933 году, после прихода к власти Гитлера и
за 2 месяца до своей кончины, отвечая на вопрос ученика, указал тому путь к
спасению, процитировав пророка Овадью (1:17): «И на горе Сион будет спасение, …и получит народ
Якова во владение свое наследие». Увы, это был шёпот, а не крик во всё горло,
способный предупредить евреев о приближающемся Холокосте.
Сегодня вызывает оторопь
реакция религиозных лидеров американских евреев на проходящий в их стране мятеж
фашистов Антифа и расистов «Чёрные жизни важны». Понятно, ничего не ожидалось
от левых евреев, объединённых в клубы с названиями, включающими «иудаизм» –
реформистский, реконструктивистский. Их члены возглавляют и составляют антиизраильские
организации: J-street, New Israel fund, другие. Но я с негодованием прочёл о выражении
солидарности с протестами чернокожих, выражающимися зачастую в осквернении
синагог, со стороны головной организации модерн ортодоксов Orthodox Union и её высшего учебного заведения Yeshiva University.
От расстройства я решил купить себе лисью
шапку и уйти из модерн в харедим. Но
тут товарищ рассказал мне, как, переезжая в эти дни Бруклинский мост, он узрел
на нём группу харедим, держащих транспаранты с лозунгами в поддержку
бунтующих. И я понял, что не могу делегировать понимание мира кому бы то ни
было, а должен полагаться только на свой разум.
3)Вообще-то, я всегда
так думал. Однако и этот путь чреват разочарованиями и не обещает успеха.
Первые 9 лет своей
жизни (начавшейся в 1947 году) я был рад, что оказался гражданином СССР.
Коммунистическая доктрина, как мне объяснили её, представлялась логичной. Но
«разоблачение культа личности» Сталина в 1956 году показало, что меня
обманывали. Следующие 12 лет прошли в недоумении. Мне была близка «теория
конвергенции», предполагавшая, что оптимальная форма организации жизни
расположена где-то между капитализмом и социализмом, и желательно их сближение с
сохранением лучшего из обеих систем.
Однако после 21
августа 1968 года, когда, оккупировав Чехословакию, советские войска растоптали
попытку такой конвергенции, я решил, что советский эксперимент – это чистое
зло. А добро – это западная демократия в её наиболее успешном выражении –
американском.
Увы, нынешний бунт
американской молодёжи ярко живописует крах и этой модели.
Три модели
общественной жизни захватывали воображение евреев в Новое время. Сначала это
была германская модель – мир немецкоязычной культуры. Мы дали этому миру
великих учёных, философов, поэтов, писателей, музыкантов, художников. В
Германию переезжали динамичные евреи с востока, например создатель профсоюзного
движения Фердинанд Лассаль, революционерка Роза Люксембург. Мандельштам писал с
завистью в стихе «К НЕМЕЦКОЙ РЕЧИ»:
Себя губя, себе
противореча,
Как моль летит на огонек полночный,
Мне хочется уйти из нашей речи
За все, чем я обязан ей бессрочно.
Но в конце стиха Мандельштам
напророчествовал:
Бог Нахтигаль, меня еще вербуют
И действительно, наш роман с германским миром завершился семилетней бойней,
Холокостом.
Евреев захватывала другая мечта: построить общество социальной
справедливости в России. Эта химера увлекла в гибельную воронку три поколения
российских евреев, да ещё приехавших строить этот рай волонтёров из США, Европы,
даже из Палестины.
Третье из еврейских очарований – свободное и преуспевающее американское
общество. Более миллиона экс-советских евреев прорвались в США и бросились
реализовывать американскую мечту. Крах этой химеры ещё не стоил нам крови, но
унёс поколение молодёжи. Образовательная система Америки, укомплектованная
преподавателями и профессорами марксистами, растлила её идеями, уже обанкротившимися
в СССР, на Кубе, в Камбодже, в Китае и Северной Корее, везде, где реализовывались.
Мало вам бульона из советских чисток, китайской культурной революции,
тоталитарной цензуры мысли, американское лихо ещё чревато феминистской ненавистью
женщин к мужчинам, заменой библейской сексуальной морали ортодоксией ЛГБТ и расистским
признанием белой расы априорно виновной «в привилегиях». Допускаю, что после легализации
Верховным судом США 26 июня 2015 года «однополых браков», страна уже была
обречена на судьбу, аналогичную Содому и итальянской Помпеи: она вышла из поля
библейской морали.
Почти полтора года назад мы с женой Аней перебрались в Израиль. Замысел в
его основе я понимал, как стремление построить общество на основе еврейской
идеи. Сейчас форма её реализации стала казаться мне социальной версией
квантовой механики.
При всей своей непонятности эта механика работает. В кибуцах и в
профсоюзном объединении Гистадрут ещё теплится социалистическая мечта. На
предприятиях, связанных с высокими технологиями, в мошавах торжествует
капитализм. В многочисленны йешивах и синагогах цветут все ветви
ортодоксального иудаизма, а на гуманитарных кафедрах университетов – побеги
прогрессивных течений постмодернизма.
За счёт чего управляется страна – непонятно. Результаты трёх выборов, это
почти полтора года, не давали исхода, позволявшего партиям-единомышленникам
сформировать правительство. Но и без этого страна управлялась неплохо. В конце
концов, предав своих единомышленников, половина оппозиционной партии, имевшей
единственным пунктом программы смену премьера Нетаньяху, вошла в его
правительство, раздув его до 36 министров. Оправдание их странно – «иначе было
бы ещё хуже».
Армией, самой эффективной в мире, командуют генералы-миротворцы, главная
забота которых – не огорчить врагов. Сейчас ведущие генералы, два бывших
главнокомандующих на двух ведущих постах в правительстве, выступают против
усиления Израиля расширением его суверенитета на части Иудеи и Шомрона. А в
реальности страной командует камарилья судей, самих себя назначивших и
присвоивших себе власть отменять любое решение правительства, вплоть до
Декларации независимости Израиля, провозглашённой Бен-Гурионом 14 мая 1948
года.
Самое удивительное, что вся эта непонятность неплохо работает, как работают
почему-то смартфоны и вотс-ап. Видно, наш мир действительно соответствует непостижимой
квантовой механике. Или даже тёмной материи.
Двухтомник «Поиски
смыслов». 136 избранных эссе, написанных с 2015 по 2019 годы.
$30 в США, 100
шекелей в Израиле. Е-мейл для заказа: gmgulko@gmail.com
По этому же е-мейлу
можно заказать и другие книги Бориса Гулько
Этот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьОтличная статья, но очень уважаемый мною Борис Францевич "забыл" одну "маленькую", но ИМХО определяющую деталь: у любого интеллектуального алгоритма, именуемого философским и/или религиозным учением, всегда есть конкретная цель. Цель иудаизма - построение мира, где "овечка мирно возлежала бы возле льва", стремление к справедливости и полному равенству (к которому Иешуа бен Йосиф добавил парадигму любви), т.е. - абсолютно социалистическое по своей сути учение.
ОтветитьУдалитьТеперь - "Пара слов не для протокола" (С)
К началу 19-го века образовалась "прослойка" еврейской молодежи, воспитанной на идеях социального равенства, заложенных в основу иудаизма, и они решили эти распрекрасные идеи - материализовать, не дожидаясь очередного прилета Машиаха/Яхве/эль Мардука (необходимое и достаточное условие подобного "строительства")
Промежуточным итогом стремленения к этой "материализации" явилось "переформатирование интеллектуального пространства", отход от "устаревшей" Торы, и поклонение "Капиталу".
По сути, впервые тоже самое произошло в пустыне, когда вечно торопящиеся евреи не стали дожидаться окончания "стрелки" Мойзеса (правильнее "Мези Ас", что означало титул "высший жрец бога света Озириса", а имя его было Озар Сиф = "мудрость Озириса". Это был второй сын фараона Рамзеса Первого) и "бога" эль Мардука на горе Синай. В принципе, те "древние евреи" приняли вполне логичное решение, т.к. отлитая из золота ("взятого взаймы" евреями у египтян перед бегством из Египта) статуя была символом Первого Договора/Завета и олицетворяла ту самую овечку, расчленку которой эль МарДук разрешил заменить расчленку сына Авраама - его первенца Исаака. «Конкретный пацан» был/есть тот "бог": проверял на верность «по взрослому», как сегодняшние братки.
Вернувшись с горы с двумя скрижалями и вдохновленный многодневным продолжительным "коучингом" и увидев народ, который он вывел из Египта - "поторопившимся", он приказал своему якобы брату Аарону и его семейному клану придать избиению (читай "убийству") как тех, кто не выполнил его приказа и молился Тельцу, так и тех, кто этому НЕ ПРЕПЯТСТВОВАЛ!
Это - второй пример из Торы коллективной отвественности и коллективного наказания. Первый - был в истории с Лотом.
Как я отметил выше, эта история повторилась в 19-м веке: нетерпеливые и "жестоковыйные" (С) евреи, жаждущие материализации наступления обещанного эль МарДуком (через Мойзеса) "царствия божия на земле, равенства и справедливости" (на секундочку "забыв", что это обещание способно материализоваться ТОЛЬКО после пришествия Машиаха/эль Мардука), изменили Торе - с "Капиталом".
Результат? Открылось "окно вариантов" для материализации Красного Дьявола.
Далее, по закону Единства и Борьбы противоположностей, Красный Дьявол породил Дьявола Коричневого. Который, подобно Аарону и его сыновьям, уничтожал как тех неправых евреев, кричавших "Рот Фронт", так и евреев, этому НЕ ПРЕПЯТСТВОВАВШИХ! и шепчущих "Шма Исраэль".
По окончании кровавой экзекуции, Красный Дьявол в 1953-м решил добить 2.5 миллиона евреев, оставшихся в Совдепии. Но эль МарДук - смилостивился, и явил Чудо, видимо полагая, что НЕПРАВЫЕ евреи и евреи, им в этой неправоте не препятствующие, получили достаточный урок - Красный Дьявол был отравлен своим "соратником".
И вот сегодня, глядя на то, как 3/4 левых (правильнее – неправых) американских евреев, повторяющих слоган «Никогда больше!», демонстрируют всё те же «жестоковыйность, граничащую с идиотизмом. Они так опять ничего не поняли из Истории своего народа, и в который уже раз не вынесли НИКАКИХ! уроков... И вот это – самое опасное...
«История имеет один урок: она никогда, ничему и никого не учит» (парадокс Гегеля)