Русский экспрессионизм в картинах и лицах
19 сентября 2018
Коротко о главном
Искусство, порожденное первой половиной XX века, — это сложносочиненный коктейль крайностей, разгадывать состав которого можно исключительно в контексте исторических реалий: революций, войн и социальных катаклизмов. Будьте готовы удивляться и недоумевать, оказавшись на выставке русских художников-экспрессионистов, чье творчество относится к этому периоду. С первого взгляда оно даже может показаться неумелым, некрасивым и откровенно отталкивающим. Сила экспрессионизма, пропитанного впечатлениями от происходивших в мире ужасов, ярче всего видна на контрасте с его предшественниками, которые идеалом выбирали красоту и гармонию. Распробовать непростой вкус этой гремучей смеси возможно, если будете снимать смысловые слои аккуратно, не разделяя произведение, исторический фон и личности авторов.
Борис Григорьев
Портрет Максима Горького, 1926 г.
Портрет знаменитого писателя Борис Григорьев считал лучшей своей работой. Художник изобразил Максима Горького в окружении персонажей пьесы «На дне». Некрасивые гротескные маски — представители самых отъявленных низов общества, которыми писатель, умело дергая за ниточки, управляет как кукловод. Да только сам он застыл, будто и его привязали на веревочки и дергают, как заблагорассудится. Подтекст понятен: разобраться, кто кем управляет в родившейся после революции новой стране, было непросто. Но эта картина — вовсе не злобный карикатурный упрек, брошенный в адрес Горького: Григорьев обожал и самого писателя, и его творчество. Это скорее повседневный фельетон, умелая зарисовка от знаменитого портретиста, который своим символизмом умел передать всю суть человека и окружающей его ситуации.
Василий Чекрыгин
Цикл «Воскрешение мертвых», 1921–1922 гг.
Человек, которому осталось совсем чуть-чуть, хочет насытиться жизнью, впитать ее всю, преобразовать во что-то значимое и вечное. Возможно, талантливый график Чекрыгин предчувствовал, что жизни на этом свете ему отведено мало, и потому брался сразу за многое. В 14 лет он изучил творчество Леонардо да Винчи, Рублева, Гойи, Гоголя, напитался их идеями и атмосферой их работ. Философский склад ума и увлеченность Василия Чекрыгина, который был близким товарищем Маяковского и Ларионова, могли бы подарить человечеству глубокие шедевры, если бы его жизнь не оборвалась трагически под колесами поезда в 25 лет. К сожалению, цикл «Воскрешение мертвых», который должен был стать огромной фреской в «космическом» храме, он так и не успел закончить. Но это не умаляет силу идеи, заложенной в многочисленные эскизы: чтобы продолжить существование на Земле, человечество должно слиться в единое братство. Как это сделать? Воскресить всех когда-либо живших и объединиться через человеческое духовное начало.
Вера Ермолаева
Иллюстрация к детской книге, около 1918 г.
Первые детские книги на русском языке — в том смысле, в котором мы знаем их сегодня — появились на рубеже революции 1917 года, и иллюстрировала их Вера Ермолаева. Привычно «детского» в этих сборниках стихов и иллюстраций было немного, но на то он и экспрессионизм, чтобы быть угловатым и мрачным. Ермолаева была большой почитательницей творчества Малевича, увлекалась кубизмом и футуризмом, а летом 1918 года вместе с друзьями организовала детское издательство «Сегодня», где создавала маленькие авангардные книжки-блокноты. Жизнь художницы, которая началась с неудачного падения с лошади и серьезной травмы ног, из-за которой она всю жизнь ходила с костылями, окончилась не менее трагически. В 1934 году Всесоюзный съезд советских писателей постановил соцреализм единственно допустимым стилем, и в том же году Ермолаеву арестовали по причине «антисоветской деятельности, выражающейся в пропаганде антисоветских идей и попытке организовать вокруг себя антисоветски настроенную интеллигенцию». После нескольких лет заключения «тройка» УНКВД приговорила художницу к расстрелу.
Юрий Щукин
«Водный праздник», 1933 г.
Если вы художник-оформитель — вся жизнь у вас как сцена, а каждый день — ну если не праздник, то точно какое-то интересное действо. Таким был очень разноплановый и оригинальный Юрий Щукин — декоратор уличных празднеств, манифестаций и шествий. Одно из таких полувымышленных событий — на картине «Водный праздник». Чучело фашиста-капиталиста со свастикой на груди обильно заливают водой и светом, и оно, окруженное праздничными лодкам, исчезает в клубах дыма и брызг. Что празднуют человечки на лодках? Куда направляется нарядный воздушный шар? В честь чего затеяли балаган эти кораблики? Наверное, все они собрались, чтобы отметить победу революции и начало пути к славному новому будущему. К сожалению, сам Юрий Щукин, подкошенный туберкулезом в возрасте 30 лет, до него так и не добрался.
Юрий Пименов
«Инвалиды войны», 1926 г.
«Инвалиды войны», 1926 г.
Сначала творчество Юрия Пименова было тяжелым и мрачным: Первая мировая война и ее последствия наложили на него большой отпечаток. Однако светлое будущее все-таки наступило и для него: с приходом 1950-х среди его картин стали появляться зарисовки обновленных улиц Москвы, молодых строящихся районов, макеты праздничных плакатов и артистические декорации. Сам Пименов говорил, что рисует жизнь, как она есть, и убежденно называл себя художником-реалистом. Современники говорили, что у него был очень веселый нрав, и даже в разговоре он легко перепрыгивал с темы на тему, заворачивая острые углы в забавные шутки. Но те, кто знаком с его ранним творчеством и работами времен Второй мировой войны, поймут: даже у самого веселого и оптимистичного человека может быть припрятан печальный «скелет в шкафу».
Комментариев нет:
Отправить комментарий