№ 9 (51) сентябрь 2018 ЕВРЕЙСКАЯ ПАНОРАМА 23 ПОСТСОВЕТСКОЕ ПРОСТРАНСТВО
Много шуму из ничего
Чем жило в минувшем месяце еврейское сообщество России
Август – время отдыха. Событий мало, люди отдыхают. Но не дремлет Facebook – и вот, казалось бы, мало- значительные события и факты вы- зывают шумный резонанс, позволяют евреям не забывать о важности своей миссии в этом мире. Евреи такого рода литературу изучают Когда этот обзор нужно было отправ- лять в редакцию, случилось нечто, мгновенно заполнившее российские ленты новостей. В Московскую хо- ральную синагогу пришли с обыском сотрудники Центра по борьбе с экс- тремизмом УВД. «Правоохранители проводят проверку на предмет со- вершения действий, направленных на возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение группы лиц, объеди- ненных по национальному и религиоз- ному признаку», – рассказал «Интер- факсу» адвокат Игорь Зубер. А вот что написал в Facebook лидер движения «Шахар» Александр Каргин, в отно- шении которого проводилась провер- ка: «Шаббат у меня не задался с самого утра. Позвонили из Хоральной сина- гоги и сказали, что пришла полиция… Вроде как поступила оперативная ин- формация, что я, мол, занимаюсь экс- тремистской деятельностью. В общем, как только зашли в помещение, там на видном месте красовалась стопочка книг... Почти вся литература была на- ционалистической (в очень плохом смысле), а зачастую и просто антисе- митской направленности. Книги а-ля „Катехизис православного человека” и „Окончательное решение еврейско- го вопроса” якобы хранились у меня! У еврейского деятеля! Ну, вы поняли. Короче, все это „творчество” было мне кем-то подброшено. Ситуация, конеч- но неприятная и паскудная». Руково- дитель департамента общественных связей Федерации еврейских общин России Борух Горин прокомменти- ровал телеканалу «Дождь»: «Мне ка- жется, что если хорошо поискать, то в любой еврейской библиотеке можно найти антисемитскую литературу – просто потому, что евреи такого рода литературу изучают. Я лично такого рода литературу изучаю». Надо ска- зать, что Александр Каргин не явля- ется оппозиционно настроенным об- щественным активистом. Наоборот, в своем блоге на сайте Радио «Эхо Москвы» он довольно одобрительно отзывается о конструктивном диало- ге Владимира Путина и Биньямина Нетаньяху. К тому же лидер движе- ния «Шахар» позиционирует себя как представитель правящей партии «Ликуд», которую возглавляет из- раильский премьер. Визит полиции в синагогу состоялся накануне Шаб- бата, поэтому реакция еврейского со- общества и развитие событий были отложены на сутки, а мы поговорим обо всем через месяц. Ведь непонят- но, зачем было правоохранителям предпринимать действия, резонанс от которых совершенно несоизмерим с «составом правонарушения». Вот уж поистине – много шума из ничего. Ни то ни другое Наделал шуму и народный артист РФ Дмитрий Маликов. Он, правда, потом извинился, написал, что твит появил- ся сам собой, удалил его, но «осадок» в виде скриншота остался. Возмуще- ние в соцсетях было столь бурным, что даже президент Федеральной еврейской национально-культурной автономии Владимир Штернфельд порадовался в Facebook за зрелость российского гражданского обще- ства: «...Недоброжелатели говорят, что в нашей стране нет обществен- ного мнения, зато есть нетерпимость и преследования по национальному и иным признакам. Но нет – именно наша общественность возмутилась проявлением нетерпимости и резко высказалась против нее». В чем же выразилась нетерпимость? Дмитрий Маликов написал, что для успеха в шоу-бизнесе необходимо либо еврей- ство, либо гомосексуальность, либо гомосексуальное еврейство, а у него нет ни того ни другого. Но ведь попу- лярный некогда среди юных девушек певец и пианист всего лишь переска- зал на близком ему наречии (для пу- бликации в «ЕП» лексику пришлось смягчить) известный афоризм вели- кого пианиста Владимира Горовица: «Есть три типа пианистов: геи, евреи и плохие пианисты». Опять «повылазили» Повод поговорить в Интернете об антисемитизме дал также Ефим Шифрин, не менее успешный в шоу- бизнесе, чем Дима Маликов. Извест- ный артист опубликовал в Facebook критический пост о работе авиаком- пании Ural Airlines, а интернет-газе- та «Взгляд» опубликовала об этом заметку. Шквал антисемитских ком- ментариев под публикацией заставил юмориста обратиться к редакции «Взгляда» с серьезным письмом, где он, в частности, написал: «Видимо, самой редакции ксенофобия и из- возчичья грубость представляются самыми важными проявлениями де- мократии. Если у вас есть пара минут, загляните в комменты по ссылке». Шифрин процитировал пару ком- ментариев: «Ой, „жидки повылази- ли“ и „гундосого“ убрали!!! Велика сила фейсбучного поста!» Обычно в приличных интернет-изданиях не- приличные комменты удаляются. Во «Взгляде» это произошло не сра- зу: лишь после обращения артиста редактор Константин Кондрашин сообщил, что «модератор удалил не- приемлемые по стилю и содержанию комментарии». Но рассказавший об этой истории сайт isrageo.com наста- ивает, что «гнусные комментарии и после прополки остались, хотя анти- семитских больше нет». Надо заме- тить, Ефим Шифрин – артист очень еврейский и в этом отношении отли- чается от близкого ему по жанру Мак- сима Галкина. Шифрин знает идиш и поет в концертах еврейские песни. В Facebook он зарегистрирован под сво- им настоящим именем Нахим Залма- нович, которого не стесняется. «Их мало, им типа не надо…» «В колонии, где сидит убийца Немцо- ва, мечеть объединяют с синагогой. Осужденные объявили голодовку». Так озаглавлена информация на сай- те «Фонтанка.ру». Еврейский ресурс Jewish.ru пересказал новость под еще более интригующим заголовком: «Убийца Немцова протестует про- тив объединения мечети с синаго- гой». Источник информации – пост в Facebook адвоката Зуры Мазуевой – гласит: «1. В ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Иркутской области объ- явили голодовку 17 человек по необо- снованному закрытию мечети. Адми- нистрация разжигает искусственно конфликт между мусульманами и иудеями, пытаясь перенести мечеть в помещение синагоги. 2. По необосно- ванному помещению в ШИЗО голода- ют… А. Аслаханов, Э. Засетов, А. Куп- цов, З. Дадаев». Читая пост адвоката, трудно понять, имеется ли связь меж- ду слиянием синагоги с мечетью и го- лодовкой. И вообще, нарушения зако- нов обеих религий в данной ситуации нет: неевреям не запрещено молиться в синагоге. Как сообщает «Фонтанка. ру», в учреждении уже вспыхивали бунты. Осужденные были недоволь- но суровыми условиями содержания и ценами в местном магазине. На тер- ритории колонии есть помещения для отправления духовных надобно- стей представителями православия, ислама, иудаизма и буддизма. Адми- нистрация ИК-3, расположенной в центре города, сетует на нехватку площадей. Ситуацию нетрудно по- нять: если синагоги порой пустуют в европейских городах, что говорить о «доме собрания» в иркутской коло- нии. Адвокат Мазуева так же объяс- няет в комментариях к своему посту причину «уплотнения» синагоги: «Их мало, им типа не надо...» Так это или нет Прискорбное событие июля неожи- данно коснулось еврейского сообще- ства и заставило вспомнить об иудео- исламских отношениях. Знаете ли вы, что погибший с двумя коллегами в Центрально-Африканской Респу- блике журналист Орхан Джемаль был галахическим евреем, а его мать звали Елена Вакман? По крайней мере, так утверждают в Facebook из- раильский политический аналитик Авраам Шмулевич и азербайджан- ский гражданский активист Эльнур Меликов. Так это или нет, но память погибшего журналиста почтили его еврейские коллеги. Анна Бокшиц- кая, работающая теперь исполни- тельным директором Российского еврейского конгресса, выступая на «Дожде», тепло вспоминала об их совместной работе в газете «Вер- сия» и о дружбе, которую не могли сломать даже разногласия по ближ- невосточной проблематике. На це- ремонии прощания в Московской соборной мечети присутствовали Михаил Фишман, Евгения Альбац и Татьяна Фельгенгауэр. Виктор ШАПИРО
Август – время отдыха. Событий мало, люди отдыхают. Но не дремлет Facebook – и вот, казалось бы, мало- значительные события и факты вы- зывают шумный резонанс, позволяют евреям не забывать о важности своей миссии в этом мире. Евреи такого рода литературу изучают Когда этот обзор нужно было отправ- лять в редакцию, случилось нечто, мгновенно заполнившее российские ленты новостей. В Московскую хо- ральную синагогу пришли с обыском сотрудники Центра по борьбе с экс- тремизмом УВД. «Правоохранители проводят проверку на предмет со- вершения действий, направленных на возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение группы лиц, объеди- ненных по национальному и религиоз- ному признаку», – рассказал «Интер- факсу» адвокат Игорь Зубер. А вот что написал в Facebook лидер движения «Шахар» Александр Каргин, в отно- шении которого проводилась провер- ка: «Шаббат у меня не задался с самого утра. Позвонили из Хоральной сина- гоги и сказали, что пришла полиция… Вроде как поступила оперативная ин- формация, что я, мол, занимаюсь экс- тремистской деятельностью. В общем, как только зашли в помещение, там на видном месте красовалась стопочка книг... Почти вся литература была на- ционалистической (в очень плохом смысле), а зачастую и просто антисе- митской направленности. Книги а-ля „Катехизис православного человека” и „Окончательное решение еврейско- го вопроса” якобы хранились у меня! У еврейского деятеля! Ну, вы поняли. Короче, все это „творчество” было мне кем-то подброшено. Ситуация, конеч- но неприятная и паскудная». Руково- дитель департамента общественных связей Федерации еврейских общин России Борух Горин прокомменти- ровал телеканалу «Дождь»: «Мне ка- жется, что если хорошо поискать, то в любой еврейской библиотеке можно найти антисемитскую литературу – просто потому, что евреи такого рода литературу изучают. Я лично такого рода литературу изучаю». Надо ска- зать, что Александр Каргин не явля- ется оппозиционно настроенным об- щественным активистом. Наоборот, в своем блоге на сайте Радио «Эхо Москвы» он довольно одобрительно отзывается о конструктивном диало- ге Владимира Путина и Биньямина Нетаньяху. К тому же лидер движе- ния «Шахар» позиционирует себя как представитель правящей партии «Ликуд», которую возглавляет из- раильский премьер. Визит полиции в синагогу состоялся накануне Шаб- бата, поэтому реакция еврейского со- общества и развитие событий были отложены на сутки, а мы поговорим обо всем через месяц. Ведь непонят- но, зачем было правоохранителям предпринимать действия, резонанс от которых совершенно несоизмерим с «составом правонарушения». Вот уж поистине – много шума из ничего. Ни то ни другое Наделал шуму и народный артист РФ Дмитрий Маликов. Он, правда, потом извинился, написал, что твит появил- ся сам собой, удалил его, но «осадок» в виде скриншота остался. Возмуще- ние в соцсетях было столь бурным, что даже президент Федеральной еврейской национально-культурной автономии Владимир Штернфельд порадовался в Facebook за зрелость российского гражданского обще- ства: «...Недоброжелатели говорят, что в нашей стране нет обществен- ного мнения, зато есть нетерпимость и преследования по национальному и иным признакам. Но нет – именно наша общественность возмутилась проявлением нетерпимости и резко высказалась против нее». В чем же выразилась нетерпимость? Дмитрий Маликов написал, что для успеха в шоу-бизнесе необходимо либо еврей- ство, либо гомосексуальность, либо гомосексуальное еврейство, а у него нет ни того ни другого. Но ведь попу- лярный некогда среди юных девушек певец и пианист всего лишь переска- зал на близком ему наречии (для пу- бликации в «ЕП» лексику пришлось смягчить) известный афоризм вели- кого пианиста Владимира Горовица: «Есть три типа пианистов: геи, евреи и плохие пианисты». Опять «повылазили» Повод поговорить в Интернете об антисемитизме дал также Ефим Шифрин, не менее успешный в шоу- бизнесе, чем Дима Маликов. Извест- ный артист опубликовал в Facebook критический пост о работе авиаком- пании Ural Airlines, а интернет-газе- та «Взгляд» опубликовала об этом заметку. Шквал антисемитских ком- ментариев под публикацией заставил юмориста обратиться к редакции «Взгляда» с серьезным письмом, где он, в частности, написал: «Видимо, самой редакции ксенофобия и из- возчичья грубость представляются самыми важными проявлениями де- мократии. Если у вас есть пара минут, загляните в комменты по ссылке». Шифрин процитировал пару ком- ментариев: «Ой, „жидки повылази- ли“ и „гундосого“ убрали!!! Велика сила фейсбучного поста!» Обычно в приличных интернет-изданиях не- приличные комменты удаляются. Во «Взгляде» это произошло не сра- зу: лишь после обращения артиста редактор Константин Кондрашин сообщил, что «модератор удалил не- приемлемые по стилю и содержанию комментарии». Но рассказавший об этой истории сайт isrageo.com наста- ивает, что «гнусные комментарии и после прополки остались, хотя анти- семитских больше нет». Надо заме- тить, Ефим Шифрин – артист очень еврейский и в этом отношении отли- чается от близкого ему по жанру Мак- сима Галкина. Шифрин знает идиш и поет в концертах еврейские песни. В Facebook он зарегистрирован под сво- им настоящим именем Нахим Залма- нович, которого не стесняется. «Их мало, им типа не надо…» «В колонии, где сидит убийца Немцо- ва, мечеть объединяют с синагогой. Осужденные объявили голодовку». Так озаглавлена информация на сай- те «Фонтанка.ру». Еврейский ресурс Jewish.ru пересказал новость под еще более интригующим заголовком: «Убийца Немцова протестует про- тив объединения мечети с синаго- гой». Источник информации – пост в Facebook адвоката Зуры Мазуевой – гласит: «1. В ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Иркутской области объ- явили голодовку 17 человек по необо- снованному закрытию мечети. Адми- нистрация разжигает искусственно конфликт между мусульманами и иудеями, пытаясь перенести мечеть в помещение синагоги. 2. По необосно- ванному помещению в ШИЗО голода- ют… А. Аслаханов, Э. Засетов, А. Куп- цов, З. Дадаев». Читая пост адвоката, трудно понять, имеется ли связь меж- ду слиянием синагоги с мечетью и го- лодовкой. И вообще, нарушения зако- нов обеих религий в данной ситуации нет: неевреям не запрещено молиться в синагоге. Как сообщает «Фонтанка. ру», в учреждении уже вспыхивали бунты. Осужденные были недоволь- но суровыми условиями содержания и ценами в местном магазине. На тер- ритории колонии есть помещения для отправления духовных надобно- стей представителями православия, ислама, иудаизма и буддизма. Адми- нистрация ИК-3, расположенной в центре города, сетует на нехватку площадей. Ситуацию нетрудно по- нять: если синагоги порой пустуют в европейских городах, что говорить о «доме собрания» в иркутской коло- нии. Адвокат Мазуева так же объяс- няет в комментариях к своему посту причину «уплотнения» синагоги: «Их мало, им типа не надо...» Так это или нет Прискорбное событие июля неожи- данно коснулось еврейского сообще- ства и заставило вспомнить об иудео- исламских отношениях. Знаете ли вы, что погибший с двумя коллегами в Центрально-Африканской Респу- блике журналист Орхан Джемаль был галахическим евреем, а его мать звали Елена Вакман? По крайней мере, так утверждают в Facebook из- раильский политический аналитик Авраам Шмулевич и азербайджан- ский гражданский активист Эльнур Меликов. Так это или нет, но память погибшего журналиста почтили его еврейские коллеги. Анна Бокшиц- кая, работающая теперь исполни- тельным директором Российского еврейского конгресса, выступая на «Дожде», тепло вспоминала об их совместной работе в газете «Вер- сия» и о дружбе, которую не могли сломать даже разногласия по ближ- невосточной проблематике. На це- ремонии прощания в Московской соборной мечети присутствовали Михаил Фишман, Евгения Альбац и Татьяна Фельгенгауэр. Виктор ШАПИРО
Комментариев нет:
Отправить комментарий