О Пушкине
«1829. 10 декабря. Пушкин, писатель, ведет беседу очаровательным образом — без притязаний, с увлечением и огнем; невозможно быть более некрасивым — это смесь наружности обезьяны и тигра; он происходит от африканских предков и сохранил еще некоторую черноту в глазах и что-то дикое во взгляде»
«1837. 29 января. Сегодня Россия потеряла своего дорогого, горячо любимого поэта Пушкина, этот прекрасный талант, полный творческого духа и силы! И какая печальная и мучительная катастрофа заставила угаснуть этот прекрасный сияющий светоч, которому как будто предназначено была все сильнее и сильнее освещать все, что его окружало, и который, казалось, имел перед собой еще долгие годы!»
О Наталье Гончаровой
«1831. 12 ноября. Поэтическая красота госпожи Пушкиной проникает до самого моего сердца. Есть что-то воздушное и трогательное во всем ее облике — эта женщина не будет счастлива, я в том уверена! Она носит на челе печать страдания. Сейчас ей все улыбается, она совершенно счастлива, и жизнь открывается перед ней блестящая и радостная, а между тем голова ее склоняется, и весь ее облик как будто говорит: «Я страдаю». Но и какую же трудную предстоит ей нести судьбу — быть женою поэта, и такого поэта, как Пушкин!»
«1832. 21 ноября. Самой красивой вчера была, однако ж, Пушкина, которую мы прозвали поэтической, как из-за ее мужа, так и из-за ее небесной и несравненной красоты. Это — образ, перед которым можно оставаться часами, как перед совершеннейшим созданием творца»
Портрет Натальи Пушкиной. Александр Брюллов. Источник: culture.ru
О Николае I
«Император и Императрица очаровательны, когда видишь их вот так, в интимном кругу. Они принимают гостей у себя, как приватные лица, но с неподражаемой учтивостью и любезностью. Все в этом дворце элегантно, изысканно, великолепно. Но в этот день в Елагине кое-что меня чрезвычайно поразило.
Император словно хотел окончательно скинуть вуаль, до сих пор прикрывавшую его отношение к княжне Урусовой. На сей раз он вообще не таился, суть вещей была столь очевидна для всех, что мне стало очень больно за Императрицу. Чутким сердцем она, может быть, давно прозрела истину их отношений, но поскольку сохранялась внешняя благопристойность, ее гордость и самолюбие, естественно, не были уязвлены. Теперь же этого нет. Благосклонность к княжне Софи в глазах всех превратилась в фаворитизм»
Об императрице Александре Федоровне
«Появление Императрицы в зале напомнило сказку о феях. Она была еще красивее, чем всегда, истинная роза, и солнечный луч, танцуя, струился над ней, а рядом, опираясь на трость, шагала старая мадам Загряжская -, всем видом напоминая тысячелетнюю фею или, по крайней мере, Бабу Ягу»
«Бал у Нессельроде для Двора. Немногочисленное общество, но вобравшее всё самое красивое и элегантное. Этот бал мог бы получиться чудесным, но Императрица была печальной; она казалась взвинченной, измученной, и я в первый раз видела, как моментами она теряла частицу уверенности и свое счастливое торжествующее выражение, которое так ей к лицу»
«Сцены из семейной жизни императора Николая I. Рождественская елка в Аничковом дворце». Алексей Чернышев. Источник: art19. info
О фаворитке Николая I княжне Софье Урусовой
«Благосклонность к Софье Урусовой превратилась в фаворитизм… Великолепная особа, у неё не совсем правильные черты, зато белокурые волосы, очень белая кожа, волшебные плечи, но лицо, на котором написано сознание красоты, бесстрастно»
О княжне Марии Салтыковой (Потоцкой)
«Графиня Потоцкая была довольно красива; если смотреть на неё анфас — просто очаровательна, но в профиль хуже и даже скорее некрасива; у неё небольшие глаза, блестящие, со сладостным выражением, нежное лицо, изящный стан, одета весьма изысканно, приятные манеры, искусна в беседе, но говорит слишком медленно и чересчур монотонно. Она довольно странное существо, типично светская женщина, но с какой-то загадочностью, затрудняющей понять её истинную природу»
Мария Потоцкая (с мандолиной) с сестрой Софьей Шуваловой. Последний портрет кисти Ореста Кипренского. Источник: slaviart-project.com
«Высокая, тонка, с очаровательной талией, с совершенно изваянной головой, у неё красивые чёрные глаза, очень живое лицо с весёлым выражением, которое так чудесно ей подходит»
О Тютчеве и его первой жене Элеоноре
«Забыла упомянуть о встрече с одной красивой женщиной — мадам Тютчевой… Она всё ещё молода, но такая бледная, хрупкая, с таким печальным видом, что её можно принять за прекрасное видение. Она умна и мне кажется с некоторым притязанием на остроумие, что плохо вяжется с её эфирным видом; её муж — маленький человек в очках, весьма некрасивый, но хорошо разговаривает»
Максим НОВИЧКОВ
Источник: Долли Фикельмон. Дневник 1829—1837. Весь пушкинский Петербург / Публикация и комментарии С. Мрочковской-Балашовой. — М.: Минувшее, 2009
Комментариев нет:
Отправить комментарий