понедельник, 4 июня 2018 г.

ФУТБОЛ В РОССИИ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ФУТБОЛ

Футбол в России больше, чем футбол

Культурные институции не могли остаться в стороне от такого масштабного спортивного и политического события, как ЧМ-2018.

А.А. Дайнека. Вратарь. 1934

Конечно же, имеется в виду известная строчка Евгения Евтушенко, который говорил тогда о месте поэта в своем отечестве, имея в виду, и себя не в последнюю очередь. Но теперь разговор не о литературе, а о спорте.
Понятно, что Чемпионат мира по футболу, который с 14 июня по 15 июля сего года пройдет в нескольких российских городах в этом году, событие знаковое, политически важное, можно уверенно говорить, и по-своему и эпохальное.
Не являясь фанатом футбола, как например, композитор Дмитрий Шостакович, который был страстным болельщиком, или как артист Михаил Боярский, который всегда ходит с шарфом болельщика питерского «Зениты», или как журналист «Эхо Москвы» Татьяна Фельгенгауэр, которая смотрит футбол с интересом и рассуждает о нем, к слову, в прямом эфире. Нет, я не болельщик этой игры (хоккей, гандбол, волейбол мне ближе и интереснее), но заключительные игры прошлых чемпионатов этой игры смотрел с интересом. (Помню, как сосед-антисемит по коммунальной квартиры пришел ко мне во время выполнения школьных домашних заданий и сказал – болей только за «Спартак», лучшая команда. Ну, «Спартак» и «Спартак». Конечно, фамилии Хусаинова или Боброва, Старостина и Нетто я знал, как и истории на околофутбольные темы, например, про Стрельцова или Василия Сталина. Но не более того. Тем не менее, игра Месси или Рональду меня привлекает, но помню еще игру Пеле или Гарринчи.)
Известно, что в советское время футбол, как апофеоз спорта в нашей стране, был если не религией, но идеологией. В любом смысле слова.
Понятно, что спортивная тема находила свое отражение в искусстве. Что и фиксирует состоявшееся или готовящееся открытие выставок о футболе, о спорте в широком смысле слова в Москве. Несомненно, что есть в этом элемент конъюнктуры, пропаганды, куда же без них и теперь тоже. Как и идеологии, в каком-то почти новом, но все же советском аспекте. Естественно, и пропаганды. Понятно ведь, что игра российских футболистов, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Вышла бы сборная по футболу из своей группы. И то было бы хорошо. Если повторит успех при Гусе Хиддинке – еще лучше. Но надо быть не только оптимистами, но и реалистами.
Поэтому надо надеяться на победу, понимая, что она достанется с большими усилиями. И станет чудом, прорывом и всем в том же роде.
Ясно, что культурные институции не могли остаться в стороне от такого масштабного спортивного и политического события, как ЧМ-2018. Речь не про ширпотреб вроде брелков с мячом и огромных шаров, которые установили в Москве, несколько опережая события. Разговор – о большом искусстве – классическом и современном.
Потому есть смысл в формате краткого обзора перечислить то, что уже представлено зрителям и что ожидается прибытием, как говорят на вокзалах.
Конечно же, всех, что и стоило ожидать, опередила Государственная Третьяковская галерея. В ее Новом здании, что на Крымском валу 9 мая открылась большая и представительная выставка «Футбол и не только». (Она продлится до 11 сентября, так что захватит и День города в Москве и выборы Мэра столицы.) Хронологически в ней представлена советская история спорта в живописи и скульптуре (1920 -1990 годы). Понятно, что концептуальное место в ней занимают произведения , где запечатлены моменты игры в футбол. Но принципиально экспозиция шире. Она о том, как спорт в СССР развивался (тут и женщины в нем, и массовость его, и победители – любимцы публики). Есть тут и «Девушка с веслом» Шадра, «Девушка с ядром» Самохвалова, «Вратарь» Дейнеки, «Прыжок с шестом» Чайкова. (В описании выставки указано, что дни проведения ЧМ-2018 бесплатно можно будет посмотреть ее по паспорту болельщика, так сказать, вишенка на торте, красивый жест, возможно, и востребованный). Теперь ГТГ можно сравнить с Первым каналом отечественного ТВ. Оба в своей деятельности задают тон, а остальные эпигоны по-своему в том и другом виде творческой деятельности.

Родченко и Степанова. Футбол. 1937

Несомненно, что выставка в Третьяковке интересна сама по себе, и достойна всяческого внимания и одобрения, поскольку показывает, что искусство СССР было явлением мощным, сильным и значительным. Так что, от встречи с ним можно получить позитив гораздо больший, чем от игры российских футболистов.
18 мая в Центре современного искусства ВИНЗАВОД начала свою работу выставка «Футбол-хоккей». Очевидно, что здесь акцент сделан на игровых видах спорта, когда-то безгранично и заслуженно популярных в стране. В контексте специфики данной площадки тема раскрыта мастерами современного, даже авангардного искусства, вроде Целкова, Пепперштейна или Дубосарского в ряду шести десятков художников, работающих в разных техниках – живопись, фото, инсталляции, исповедующих фрондерство в искусстве и в жизни. (Необычно, но экспозиция завершит свою работу на пятый день ЧМ-2018, что остроумно и вместе с тем уважительно к зрителю, то есть, в духе тех, для кого искусство поступок и жест, а не только творчество.)
29 мая в Государственном музее архитектуры имени А.В. Щусева открылась вполне закономерно вписывающаяся в специфику деятельности этого музея выставка – «Архитектура стадионов». В аннотации к ней указано, что она состоит из двух частей. В первой рассказано о стадионах в России, во второй – о новых стадионах, которые построили в городах, где будут проходить отборочные матчи ЧМ-2018, а также тех, что были в местах проведения прошедших Чемпионатов мира по футболу. (Естественно, тут в фото и макетах будет рассказ о «Динамо», «Лужниках» «Имени Кирова» и других объектах сугубо спортивного назначения.) Конечно, как явление прикладного порядка такая экспозиция может быть интересна, но не уверен, что она получит большую популярность именно из-за локальности раскрытия футбольной темы, хотя Музей архитектуры находится в минутах ходьбы от Кремля. Продлится выставка до конца августа этого года, что также станет хорошим послесловием к ЧМ-2018, поскольку наглядно можно убедиться, что было сделано к его открытию, несмотря на все скандалы и критические выступления.
1 июня в Мультимедиа Арт Музее, которым руководит Ольга Свиблова, начали показывать фотографии о футболе в рамках проекта «Гол. За Россию всей душой», что может быть эффектно, ярко и чуть демонстративно, что обязательно стоит посмотреть, поскольку каждая выставка здесь – событие. Закончится ее демонстрация на волне завершения ЧМ-2018 29 июля, что правильно и продуманно, как послевкусие после пережитых впечатлений, волнений и ожиданий.
5 июня включится в культурную эстафету экспозиций о футболе Музей изобразительных искусств имени Пушкина. (Наверное, об этом следовало бы рассказать после представления выставки в Третьяковке, но хронология диктует свою композицию.)
Выставка в Пушкинском называется «Родченко и Степанова. Футбол». На ней продемонстрируют всего 9 работ – живопись, фото, графика. Но они, принадлежащие к корифеям искусства, не только советского, требуют к себе самого пристального внимания, поскольку изумительны окажутся в своем совершенстве, свежести взгляда и мастерстве исполнения, интерпретации заданной темы. Завершится эта выставка 15 июля, в день окончания ЧМ-2018, что также верно, как яркий аккорд месячного праздника футбола, мундиаля во всей его красе, как бы предвещенного одними из лучших советских художников.

С.А. Григорьев. Вратарь. 1949

8 июня в Центре фотографии имени братьев Люмьер должна открыться выставка «Grassroots. Низовой футбол в России.» Автор ее, Сергей Новиков показывает фото, где можно увидеть, во-первых, то, что есть любительский футбол в нашей стране, и как стадионы вписаны в городскую среду. И то, и другое крайне актуально и любопытно само по себе. В почти репортажной форме показывая не только игру в ножной мяч, а и историю страны, как это было с художественными выставками двух главных музеев Москвы и России, наряду с Русским музеем и Эрмитажем в Санкт-Петербурге. Достоинство представленных фотографий в их искренности и объективности, некоторой поэтичности даже, в чем находит свое выражение и истинный, а не пошлый и агрессивный патриотизм. И эта выставка закроется тоже в воскресный день 15 июля, вместе с финалом ЧМ-2018.
Не осталась за границами футбольной темы и ВДНХ. Здесь в одном из павильонов будет проходит экспозиция «История футбола». Понятно, что, посвященные одной и той же теме, использующие порой одинаковы фото, перечисленные выше выставки в чем-то дополняют и повторяют друг друга, так что болельщик футбола или просто любитель искусства может без труда выбрать то, что ему по душе и по вкусу. Имея в виду, что на первом месте окажется все равно игра в мяч, а не изображение ее в искусстве.
Тем не менее, подготовка подобных культурных инициатив при всей заданности их – дело правильное и востребованное. Вряд ли стоит сомневаться, что нечто подобное, пусть и не в таком разнообразии, будет и в тех городах, где состоятся матчи мундиаля. И это хорошо само по себе. Без политики и идеологии, ну, хотя бы, в меньшей зависимости от того и другого. Пусть не за игру российских футболистов, но за мастерство художников, скульпторов, строителей, архитекторов, фотографов и других, кто имел отношение к спортивной теме – останется и укрепится гордость, что так важно для национального самосознания. Просто уважения к собственной стране, которая этого достойна несмотря ни на что, по праву , а не только по месту жительства.
Илья Абель

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Красильщиков Аркадий - сын Льва. Родился в Ленинграде. 18 декабря 1945 г. За годы трудовой деятельности перевел на стружку центнеры железа,километры кинопленки, тонну бумаги, иссушил море чернил, убил четыре компьютера и продолжает заниматься этой разрушительной деятельностью.
Плюсы: построил три дома (один в Израиле), родил двоих детей, посадил целую рощу, собрал 597 кг.грибов и увидел четырех внучек..