Поводом для написания этого поста оказалось решение президента
Соединённых Штатов о переносе посольства его страны в Иерусалим.
Пропасть незнания бездонна, и даже
новостные сети заполонила информация о «новой» столице Израиля. Забавно, не
правда ли, что город, которому более 5000 лет, впервые ставший столицей
Израильского царства ещё во времена царя Давида, а это 11-й век до новой эры, через
3000 лет вдруг называется «новой» столицей?
Заранее предупреждаю, что моё мнение
необъективно и предвзято.
Одно из первых упоминаний Иерусалима -
на статуэтках с проклятиями городам, враждебным Среднему царству Египта, около 2000
г. до н. э. Там он (а как же без него!) то ли Рушалимум, то ли Урушалимум. Не
станем заморачиваться перечислениями всех вариантов и трактовок имени города. Сегодняшнему
звучанию лет эдак около 3000, и его этимологически можно обозначить, как «город
мира» или «целый, неделимый город». Оба названия в свете предыстории: дважды
был разрушен, десятки раз осаждён, почти
полсотни раз завоёван, за последние 3000 тысячи лет принадлежал пятнадцати
царствам-государствам, до 1967 был разделён де-факто - и в свете настоящего, и
перспектив покажутся излишне оптимистичными и вызовут споры. По событийности и
значимости в истории трёх религий - пуп земли. Впрочем, и на старинных картах
Иерусалим - пуп и центр листа. В одном из пределов Храма Гроба Господня можно
увидеть круглую тумбочку этот самый «пуп» овеществляющую. Она не закреплена
намертво и ежедневно перемещается, а затем возвращается на место после того, как
уборщица подмела под ней пол.
Тут же под полом пещера, где по преданию
захоронен венец творения Всевышнего - Адам. Вышедший из ближневосточного
краснозёма покоится в скале сирийско-африканского разлома, лижущего город
языками долины Кедронской - «долины судилища» и Гееномской - «геенны огненной».
Многометровые наслоения камней, праха, обломков оружия и затерявшихся
кладов пропитаны кровью, слезами, историями прошедших тысячелетий. Возможность
буквально прикоснуться к овеществлённым свидетельствам способна вызвать не
только душевные переживания, но и «иерусалимский синдром» -психическое
расстройство, когда кто-то мнит себя мессией, клинически описанное
специалистами в прошлом веке, но проявлявшееся здесь сотни и тысячи лет назад.
Иерусалим связывают с легендарным
Салимом, а первым евреем, его посетившим, был Авраам. Если быть совсем
точным, на момент первого посещения он
ещё был Аврамом и не совсем евреем. Несколько позже он заключил союз со
Всевышним, в результате которого имя его удлинилось на одну букву, кое-что
укоротилось, а, главное, родился сын Исаак. Упокоен Авраам в выкупленной им при
жизни пещере Махпела в Хевроне, относительно доступной для посещения.
Я не такой ученый, чтобы ходить по всей
цепочке, утомляя читателя ее перезвоном, и перескочу через столетия, во времена,
когда Иерусалим, находившийся в тот миг истории во владении евусеев, приглянулся
второму царю Израильского царства Давиду. Смелый боец и творческая личность, Давид
с отрядом по трубе водовода проник в город и захватил его. И сегодня туристы
могут пройти этим водоводом в город Давида. На горе Сион есть синагога над
могилой Давида. Соседняя гора Мория традиционно была местом служения сменявших
друг друга культов.
О строительстве на ней сыном Давида Соломоном Храма можно узнать из
Ветхого завета. Туда, в Святая Святых, перенесли походный Ковчег Завета. Он
покоился в Храме около четырёх столетий,
пока не пропал во время пленения царя и знати вавилонянами,а Храм и стены города
были разрушены захватчиками. Но, как предрекал Соломон, и это прошло.
Пир Валтасара, Рембрандт
Харменс Ван Рейн, ЛНГ
Самих вавилонян завоевали персы во главе с Киром Великим, на
иврите כורש
- Кореш. Он так закорешился с евреями, что
декларировал им всякие свободы. Евреи вернулись в Иерусалим и отстроили Храм. А
решение уважаемого человека не пустой звук: Александр Великий Македонский, подминавший
мир на своём победоносном пути, не стал захватывать Иерусалим, оставив в силе
декларацию Великого Кореша. Хотел, правда, приколотить на город указатель с
собственным именем. Любил путать путешественников, вышедших из одной Александрии и пришедших в
следующую. Но ему предложили выгодный
гешефт: вместо Иерусалима называть Александрами мальчиков родившихся в тот год (333
до н.э.). Сохранили имя города и память о великом человеке. Последователи Александра не были так
почтительны - дрались друг с другом, а в Иерусалиме стены трещали. Через пару
столетий вообще захотели установить в Храме алтарь Зевса.
На это евреи «пойтить не могли», восстали, выгнали
греков прочь и стали править Иудеей самостоятельно, вплоть до захвата очередным
«великим» — Иродом, названным так и за
тягу к мегаломании. Действительно незаурядный и успешный в осуществлении своих
проектов царь решил расширить святилище. Ах, жаль гора маловата: разгуляться
негде. Ничего. Многоярусными арками
расширили гору и перестроили Храм.
Западная подпорная стена - все, что дошло до наших дней после разрушения
Второго Храма на пятом столетии его существования будущим римским императором Титом. Сегодня мы
зовём оставшуюся часть Стеной плача.
И, как водится, победители поживились
содержимым. Процесс запечатлён на арке Тита на Римском форуме.
Награбленных ценностей хватило на
строительство знаменитого Колизея. Храмовая
гора была перепахана. Почти всех жителей убили, оставшихся поработили. Город был
разрушен.
Небольшое трагическое отступление. Император Рима мнил себя богоравным, стирающим
города и память о них. Но императора, империю, римский народ поглотила история.
А имя города Иерусалим и живую память о
Разрушении Храма евреи сохранили и в двухтысячелетнем изгнании. В самый
радостный момент хупы - обряда венчания, жених произносит: «Пусть отсохнет моя
правая рука, если я забуду тебя, Иерусалим», - и разбивает каблуком стакан в
память о разрушении Храма. После этого следует свадебное пожелание счастья: «Мазаль
тов!».
Теперь понятно, почему разбитая посуда
связана со счастьем?
На отжатой площади реноваторы начали строить Элия Капитолину. Опять римляне, как до них
греки, не увидели краев чаши терпения: в стремлении порадовать громовержца
поместили на этот раз алтарь Юпитера на место Храма. Вспыхнуло восстание, переросшее во Вторую
Иудейскую войну. Ненадолго город был освобождён, но империя победила. Непокорный народ лишился права проживать на
своей земле был рассеян по империи, названия Иудея и Израиль заменены на
Палестина. Вход в Иерусалим мужчинам, подвергшимся обрезанию, был заказан. Интересно,
как выглядел КПП? Замечу, что у римлян был культ тела и строгие законы о
членовредительстве. Помните «ешьте тело мое»? Эта заповедь стала одним из
формальных поводов преследования христиан-неофитов. Но если для христиан эпоха
гонений закончилась в начале четвёртого века, когда Константин отказался от
язычества и вернул имя Иерусалиму, евреи все так же рассеивались по империи.
Олег ЛЕЙБМАН
Олег ЛЕЙБМАН
Комментариев нет:
Отправить комментарий