Как известно, Исаак Левитан не писал свои пейзажи с натуры. Чаще всего, мы имеем дело с "сочиненными" полотнами. Левитан поправлял природу, укрощая и гармонизируя ее по своему усмотрению талантливого художника. Пожалуй, единственная картина, написанная им с натуры без вмешательства фантазии - "Владимирка". Личные счеты, память, знание истории стали поводом к вдохновению Левитана.
В конце 19-го века кандальников - заключенных в Сибирь по этой дороге не гнали этапом, а отправляли за Урал по железной дороге. Но самого Левитана, как раз, отправили, правда без кандалов, но по Владимирке, подальше от Москвы, как еврея. В деревеньке у этой дороги он пережидал лихолетье очередного приступа государственного антисемитизма в России.
Случилась высылка в 24 часа весной 1892 года. Левитан никогда не занимался политикой, но тут "срослось" - и он пишет эту страшную, бесконечную дорогу под серым, неуютным небом. Центральная часть Владимирки будто протоптана на века толпой бредущих заключенных в серых робах, по обе стороны дороги узкие тропы, протоптанные охраной. Время не властно над Владимиркой. С годами потребуется асфальт, чтобы спрятать от глаз этот страшный маршрут, но он всё равно останется, как символ приливов и отливов истории России: в Сибирь и обратно, чтобы снова этапом в Сибирь...Останется и страшная музыка кандального перезвона. Москва и Владимирка, Владимирка - и Москва... В древнюю столицу Левитану удалось ,уже к зиме, вернуться: слишком велика была слава этого великого мастера русского пейзажа.
.
Комментариев нет:
Отправить комментарий