Читал я этот очередной материал о близком мне человеке и думал, что "продлить" свои дни можно не только кровавыми деяниями, но и большим талантом, добротой и мужеством. На том, видимо, и мир наш держится.
Фильм об убийце Ицхака Рабина: скандал в Израиле до премьеры
6 июля 2015
Документальная картина Герца Франка и Марии Кравченко "На пороге страха"об убийце Ицхака Рабина будет показана в Израиле 8 июля, но уже вызвала там огромный скандал.
Опять сработало сакраментальное: "Я фильма не видел, но осуждаю". В тоталитарной стране подобная позиция провоцируется властями, являясь четким индикатором их трусости, а в демократической -немедленно, до оценки художественных достоинств - говорит о градусе темы, о готовности публики смотреть и создавать свое мнение. Немудрено. История беспрецедентная. И лишь на первый взгляд - политическая.
4 ноября 1995 года в Тель-Авиве, после выступления на многотысячном митинге в поддержку Норвежскихсоглашений и мирного процесса, был убит премьер-министр Израиля Ицхак Рабин. Стрелял в него 25-летнийИгаль Амир, ультраправый националист. Из идейных соображений. Приговорен к пожизненному заключениюв одиночке. Не раскаялся: "Сделал это ради бога и народа".
В 1997-м Амиру разрешили переписку с Ларисой Трембовлер, историком, репатрианткой из СССР, они преждебыли знакомы. "Хотелось просто поддержать человека", - говорит Лариса. В итоге - не похожая насумасшедшую, однако, определенно человек "глубже обыденного", замужняя дама и мать четверых детейразводится, добивается встреч с Амиром.
В 2004-м регистрируется их брак. В 2007-м Лариса рожает сына.
Повторю: от убийцы. В стране, где слишком хорошо знают, что такое нападения экстремистов. Принадлежа кнароду, у которого особая история, особый менталитет, свои отношения с богом.
Стоит ли говорить, под каким надзором все эти годы развивались события. И как поляризовано обществоотносительно этого случая.
Герц Франк
Классик рижской и советской документальной киношколы жил в Иерусалиме с 1993 года, работал в Израиле иЛатвии, не терял связей с российскими коллегами и фестивалями. Герца (все называли его так, несмотря навозраст) любили и ценили: заслужил мастерством, бесстрашием, мудростью.
Франк не профессионально, а всесоюзно знаменит с 1987-го. Перестроечные газеты тогда целые полосыотдали его фильму "Высший суд. Киноматериалы" - интервью с осужденным убийцей Валерием Долговым иразмышлению о его судьбе и участи.
В 1989-м столь же резонансны его (совместно с Владимиром Эйснером) "Жили-были "Семь Симеонов" - омузыкантах, матери и детях Овечкиных, пытавшихся угнать самолет на Запад из СССР.
Впоследствии несколько фильмов он посвятил своей жизни и Холокосту. Рождение и смерть тела и духа –отдельной личности, всего народа - занимали Герца всегда.
Еврейство, в том числе – раннее обучение в религиозной школе, придавало взгляду режиссера особыйобертон. Думаю, он не до конца постижим людьми иной религиозной традиции, но уровень авторской мысли ичувства, безусловно, внятен любому, кто не зашорен сам. И кто умет смотреть документальное кино.
Франк профессионально вникал в историю Амира и Трембовлер около десяти лет. Собирал материал, снималЛарису и ее сына своей маленькой камерой. Шли годы, он болел; примерно с 2010-го в работе ему помогалиживущие в Израиле режиссер Мария Кравченко (родом из Чечни, известна фильмами "Собиратели теней" и"Части тела") и ее муж Сергей (сотрудничал с Герцем на его последнем самостоятельно завершенном фильме"Вечная репетиция" о театре "Гешер", получившем приз за лучшую режиссуру на Festival Dei Popoli воФлоренции, 2008).
Тогда же подключился латвийский продюсер Гунтис Тректерис; позже – российский продюсер ВиталийМанский. Картину поддержали латвийские Национальный киноцентр и Фонд "Культурный капитал",европейская MEDIA Programme, Министерство культуры России.
Герц Франк пережил два инфаркта и инсульт, скончался в марте 2013-го. Мария Кравченко как автор сценарияи сорежиссер завершила работу – поистине без швов. Убедив даже опытных зрителей, что это фильм Герца,деликатно и точно отдав дань его собственной личности.
И не побоялась включить в картину кадры размышлений Герца об истории Игаля и Ларисы: "Надо ли быловторгаться документальной камерой в эту сложную жизнь? И получится ли что-нибудь художественное из того,что мы делаем? Но не в моих силах отказаться. Это значит сказать, что я больше не живу".
Сумасшедшая или героиня?
"Во всей этой истории многое основано на страхе, тема превратилась в табу, люди боятся приближаться, втом числе и сочувствующие", - говорит Лариса. Потом добавит: самой было очень страшно - во что втянуласвоих детей…
Хроника событий, колючая проволока у тюремных стен, бесконечная дорога, город вдали, газетные заголовкии карикатуры, камни и облака израилевы, кадры видеонаблюдения в камере Амира – "самого охраняемогозаключенного страны". Рассказы и реплики Ларисы о происходящем. Бывший муж Вениамин. Слова еедетей, а у дочерей заретушированы лица – их же ненавидит полстраны; впрочем, есть и сторонники. Послекаждого поворота событий – мнения людей на улице: "она помешавшаяся", "она – героическая", "я бы ееубил", "как я могу судить любовь?"
Родители Амира, адвокат его семьи. Адвокат Трембовлер: "Большинство считает, что закон выше морали. Но есть люди с индивидуальной моралью, они готовы заплатить цену… Игалем двигала не ненависть, нежажда мести. Он убил потому, что твердо верил: иначе Израиль погибнет".
Демонтаж поселения. Танк. Глаз лошади. Колючая проволока. Мак. Старик поливает сад.
Герц в машине с Марией: "Израиль - место пересечения большой политики. Каждый кусочек земли здесьспорный. Только по библейскому статусу Израиль может существовать. Посмотришь на эти камни - за чтовоевать? Но воют не за камни. А за право жить на своей земле. Вот в чем вся штука".
Право на уединение
Дикторы телевидения на весь мир объявляют вердикты Управления тюрем, Службы безопасности, Верховногосуда… – дозволяется или нет встреча, телефонный разговор, взяться за руки, свидание. Идут годы. "СегодняАссоциация по правам человека заявила следующее: каждый заключенный имеет право на брачный союз… Впарламент поступил законопроект, который мог бы предотвратить свадьбу…".
Человек: "Убийцы не имеют право на уединение, не имеют права создавать новую жизнь".
Диктор: "Государство признало брак… после жалобы в Верховный суд. Но сначала брак признал Высшийраввинатский суд…"
Амир: "Вы можете мне поставить прослушку прямо в простынях, но позвольте мне уединиться с моейсупругой".
Лариса: "Мы пара, мы хотим детей. Превратите нас в жертвы, издевайтесь над нами. Но рано или поздноправда выйдет на свет".
Адвокат: "… знает каждый житель этой страны: брачный союз и право на уединение являются основнымиправами человека".
Диктор: "Их свидания угрожают государственной безопасности, просьба об интимном свидании отклонена…"
Подлинный саспенс, хотя зритель уже знает, что ребенок родился.
Зритель следит за ходом основной мысли Франка: преступник – тоже человек. Лишь она поймана, абсурднонесовершенным выглядит уже само общество. Как оно выкрутится из ситуации?..
Конечно, фильм больше, чем социален. Несколько раз мы видим сына Игаля и Ларисы – Инона, в переводе сиврита – "Мессия, предвещающий мир". Отцу разрешено звонить ребенку, и мальчик слушает разныеистории. О том, что незачем жить, если ты одинок. О Моисее и бесстрашии. О ласточке и ее детках. Завет: "Надейся на Единственного и никого не бойся".
Прохожий: "Его будут проклинать и травить… когда он подрастет, сам накинет петлю на шею". Другой: "Онправедник. Он ни в чем не виноват. Он новый, новый в этом мире!" Лариса: "Конечно, лучше бы он рос сотцом. Но если выбирать – что, лучше, чтобы его просто не было?".
Это гуманизм. Это философия автора. Вы можете возразить?
2013-й. Восемнадцать лет прошло со дня убийства. Инону семь.
Он смотрит на кладбище. Он у Пятой остановки Крестного пути. У Стены плача со своими желаниями.
Тело Герца Франка под сине-голубым флагом в крематории, опустевший стул в саду дома, где он жил…
Последний замысел
Мне довелось чуть-чуть разговаривать с маэстро в этом доме осенью 2012-го. Герц был из больницы, слаб, нотак же щеголеват в своем неизменном берете, в белых туфлях, цокающих по коридору.
Пили чай, я стеснялась нарушить покой, незаметно, но слишком поздно включила диктофон. "Так же, как приубийстве Кеннеди, - говорил он, - в этой истории есть скрытые силы, которых мы не знаем. Там много чегонаворочено. А делать по-честному и не копнуть – тоже неправильно. Тогда зачем делать?.. Но в тюрьму кнему не пускают - не хотят прецедент создать…".
Еще говорил, что от этой пары устал. Надо вникать в психологию преступников, а он уже делал этонеоднократно. Родился новый замысел – об Израиле. Путешествие от ливанской границы на юг до Эйлата,чтобы показать природу и людей. Медленно. Подробно. И кто-то ему это уже снимает.
Но времени и сил у Герца уже не осталось…
Судьба фильма
В России "На пороге страха" удостоен "Лавровой ветви", главной награды неигрового кино, как лучший фильмгода. На фестивале имени Андрея Тарковского картина получила главный приз документального конкурса.
Картина показана в Риге и Торонто.
Однако намерение Иерусалимского фестиваля представить картину спровоцировало скандал в Израиле. Неожиданно или закономерно?... Многие не согласны терпеть участие в киносмотре, финансируемомгосударством, историю "про убийцу премьер-министра" - именно так противники показа определяютсодержание фильма, которого тут не видели. Министр культуры пригрозила отказом в субсидированиифестиваля. Возникла широкая общественная дискуссия.
Результат - соломоново решение: картина оставлена в конкурсе, однако выведена за рамки официальнойпрограммы. 8 июля два сеанса. Билеты, разумеется, распроданы.
Не сомневаюсь: Израиль - умная страна, примет произведение одного из лучших кинорежиссеров своегонарода, как должно: без гнева и пристрастия.
Комментариев нет:
Отправить комментарий