«Гальперин рассказал о зверствах, чинимых погромщиками
В Балчуге.
- Как могли люди совершить все это! – воскликнул я.
- Это были не люди, - ответил старик. – Это была толпа».
Из журнала «Право» за 1906 год.
«Арабо – израильский конфликт».
Никогда не нравилось это словосочетания, сводящее проблему до полного примитива.
Время от времени тот или иной
народ по ряду причин превращается в некую общность, существующую по законам,
далеким от здравого смысла и человеколюбия. Тем самым, противостояние массы и
личности становится подлинным содержанием трагедии, именуемой историей
человеческих сообществ.
ХХ век, век большевизма и
фашизма, продемонстрировал, чем может завершиться победа толп. Новый век готовит очередную атаку на личностное
начало в человеке. Теперь уже не под красным и коричневым знаменем, а под
зеленым.
Все красивые слова, выработанные
для оправдания того или иного вида агрессии – всего лишь повод для атаки на
личность. Предприимчивость, творчество, страсть к познанию – все это ненавидят
толпы – собрание ленивых, бездарных и невежественных.
- Победила улица! – с восторгом
сообщает житель Каракаса по поводу победы Уго Чавеса на последних выборах в Венесуэле. Улица – это
толпа. Цели улицы никогда не отличалась разнообразием. Масса надеется, что накопленные богатства,
без труда, попадут ей в руки. И ведет ее к обычному грабежу коллективное
подсознание, а не красивый словесный камуфляж, издавна формулируемый, как стремление
к свободе, равенству и братству.
- Отнять и поделить! – вот
вечный лозунг «униженных и оскорбленных» из повести Михаила Булгакова «Собачье
сердце».
Выдающийся современный психолог
Серж Московичи счел борьбу толпы и личности завершенной:
«Индивид умер, да здравствует
масса! Вот тот суровый факт, который открывает для себя наблюдатель
современного общества. В результате упорной и ожесточенной борьбы массы,
кажется, повсюду одержали поразительную и бесповоротную победу. Именно они
ставят новые вопросы и вынуждают изобретать новые ответы, поскольку их сила
является реальностью, с которой отныне нужно считаться»
Не думаю, что победа так уж
бесповоротна, да и одержана она далеко не везде. Включаю телевизор: толпы
соседей Израиля в очередной раз заполнили улицы Газы. Не имеет значение, что
заставило собраться вместе этих несчастных. Ясно одно: только сбившись в
гудящий рой, они обретают уверенность в своей правоте и неизбежной победе. Все лица в толпе похожи одно на другое, все
лица одинаково искажены ненавистью и жаждой крови. Все эти люди не умеют и не
хотят строить. Долгие годы дрессуры научили их только разрушению, убийству и
разбою. Вся эта демагогия о свободе и независимости, о правах человека –
оправдание низменных страстей, которыми цементируются любые толпы.
Они кричат и стреляют в воздух.
В атмосфере покоя и тишины массы бессильны. Только в динамике, причем шумной, -
они обретают чувство своей правоты и значимости.
«В советских фильмах, я
заметил, очень много лишнего шума…. Что-то подобное я ощущал в ресторанах на
Брайтоне. Где больше шума, там и собирается народ. Может в шуме легче быть
никем».
Сергей Довлатов «Соло на ундервуде».
«Быть никем» - это и значит быть
в толпе, быть с толпой. Шум без толпы существовать может: ну, там: грохот
водопада, шелест листвы, пение птичек, а вот толпа без шума невозможна. Без
шума, переходящего в вой и грохот, и постоянного желания действия массы
распадаются на мириады капель и каждая из них неизбежно становится личностью.
Толпа победила в Иране. Персы
красивый народ. Почему они выбрали в вожди узкоглазого урода, недоноска? Альбер
Камю писал в эссе «Бунтующий человек»:
«Даже сама телесная сущность
Гитлера, посредственная и банальная, не ограничивала его страсть к
движению, позволяя раствориться в человеческой массе. Лишь действие
гарантировало ему стабильность. «Быть» значило для него «делать». Вот почему
Гитлер и его режим не могли обходиться без врагов».
Израиль и евреи – враги
президента Ирана. И дело тут в каких-то
«арабских землях, оккупированных сионистами». Чем бы взял толпу безумцев
господин президент. Урод этот без потомков Иакова – пустое место.
Каждый вождь толпы неизбежно
становится языческим идолом. Без, так называемого, культа личности массами
овладевает хаос. Без вождя толпа начинает пожирать сама себя изнутри, опять же
не в идеологических или религиозных спорах, а в растерянности перед непонятным
и диким духом демократии.
Сегодня в Газе, Иудеи и Самарии
происходит именно это. Толпа терзает себя сама вовсе не потому, что не может
решить: имеет ли Израиль право на существование? Да и какое там правительство
национального единства Хамаса и Фатха. Толпам нужен вождь, а с идолом очевидная проблема, нет нынче лидера у арабов
территорий.
Но «свято место пусто не
бывает». Рано или поздно такой лидер должен появиться, одолеть своих
противников и направить массы на
очередные кровавые подвиги. Глядишь, и новый лауреат Нобелевки появится, вроде
усопшего в Париже раиса.
«Примечательно, что в школе мы учимся относиться к людям, совершавшим
все эти дикости, с уважением; даже почитать их как великих мужей. Мы приучены
покоряться так называемой политической мудрости государственных руководителей –
и настолько привыкли ко всем таким явлениям, что большинство из нас не может
понять, насколько глупо, насколько вредно для человечества историческое
поведение народов» - писал лауреат Нобелевской премии Конрад Лоренц.
Ничего не поделаешь, смысл
существования толпы именно в этом «историческом поведении народов», когда
совершенно неважно, к чему оно ведет. Главное – чтобы «поведение» было.
Что первично - толпа или вождь?
Конечно же – толпа: масса ленивых, жадных и глупых людей, мечтающих о перманентном переделе собственности, а
попросту говоря, о грабежах и убийствах.
Адольф Гитлер чуть ли не до
последних дней своей власти пользовался рабской покорностью немецкого народа.
Он грабил, убивал, но умел делиться. Он делился с толпой соплеменников тем, что
удалось награбить во Франции, Голландии, Польше, России… Ныне у диктаторов,
вождей толп, появилось возможность подкармливать массы даже без грабежей и
убийств. Нефть, газ, минеральные ресурсы – вот на чем держаться тоталитарные
режимы сегодня.
Мало того, подобная подкормка толпы не угрожает самой власти
вождя, потому что только сокрушительные поражения мгновенно превращают «общественных животных»
в одиночек, страдальцев, наполненных тоской по великому прошлому.
Бертольд Брехт писал о
немецком фашизме: «Идут бараны, бьют в барабаны. Шкуру для них дают сами
бараны». Только ли о нацизме писал Брехт?
Толпе нужен вождь, как стаду
пастух. «Человек животное общественное». Животное толпы. Идти за вождем,
принимая подачки, – есть добровольное согласие быть в стаде. Все попытки, так называемых, цивилизованных
стран навязать толпам демократию и
смешны и наивны. Толпе нужны съедобные помои в корыте, а не деликатесы,
необходимы вожди, а не авторитеты, догмы, а не знания, нужна жизнь под ударами
плети, а не труд в покое и радости.
Лев Толстой не мог быть знаком с
современными достижениями психологической науки, а потому он писал: "Если
плохие люди на земле объединяются ради того, чтобы творить зло, то, значит,
задача хороших людей - также объединиться, но ради сопротивления и
противостояния им".
Слова Толстого, такие заманчивые
для мутной людской совести, тиражировались неоднократно. И в самом деле, все
так просто: вот наладим «интернационал добрых людей» - и заживем по-божески. Но
не получается. Увы, хорошие люди, потому и хороши, что не умеют сбиваться в
толпы. Разум не позволяет, совесть, Бог, наконец
«Люди отдельно друг от друга
ведут себя нравственным и разумным образом, но они же становятся
безнравственными и неразумными, когда собираются вместе», - писал Серж
Московичи в книге «Век толп».
Личность беззащитна, одиночка
обречен? Нет, это не так. Но вот уже сорок веков живет в одиночестве народ
еврейский, всеми силами сопротивляясь атакам толп. Смысл современного
противостояния только в этом. Так было в период костров Инквизиции, во времена
геноцида, устроенного Богданом Хмельницким, в годы Холокоста.
Еврей, воспитанный своим Богом,
на культе знаний и подлинном монотеизме, упрямо держится за личностное начало в
человеке и не желает растворяться в
толпе.
«Это было половодье страха, -
писал Стендаль в «Воспитании чувств» -… триумфальное равенство тупых животных,
тот же уровень кровавой мерзости, поскольку фанатизм корысти уравновешивался
лихорадкой желаний».
« Кровь. Фанатизм корысти и лихорадка желаний» - вот под каким лозунгом
сбиваются в толпы соседи Еврейского государства. Именно так, а вовсе не по
причине либеральной галиматьи, давно взятой на вооружение не только
арабами-политиканами, но и левыми Израиля.
Принято считать, что либералы –
миротворцы местного разлива наделены
каким-то особым, высоким интеллектом, но на самом деле заняты они только одним:
оправданием толп и поведение их продиктовано
невежеством и паническим страхом перед агрессивным множеством, страхом
растерянной, вконец ослабевшей личности,
готовой превратиться с покорную скотину под бичом надсмотрщика.
Кто кого? Не знаю. Знаю только,
что за личностью человека жизнь и свет. За толпой - мрак и смерть.
Комментариев нет:
Отправить комментарий