вторник, 22 марта 2022 г.

Читать и перечитывать Оруэлла всегда полезно

 

Читать и перечитывать Оруэлла всегда полезно

Кстати, эссеистику даже полезнее, чем романы, она, на мой взгляд, более элегантна по языку.

Читать и перечитывать Оруэлла всегда полезно

Но вот что удивляет – эссе Оруэлла на 80% читаются как размышления консервативного автора, потому когда он приходит к постоянному выводу “И только социализм нас спасёт”, то почему-то напоминает того самого ницшеанского созерцателя бездны. В смысле Оруэлл обличает интеллектуалов за следование утопическим идеям, но ищет ответ… в утопии. Для него консерватизм погиб на полях Первой мировой, а заместить его писатель может только социализмом. Удручающе.

Кстати, не разделяю мнения, что проживи Оруэлл ещё лет десять-двадцать, он бы повторил путь Кингсли Эмиса или Джона Дос Пассоса и примкнул бы к консерваторам. Социалисты-антикоммунисты гораздо реже расставались со своими иллюзиями, чем разочаровавшиеся коммунисты. Я бы видел Оруэлла рядом с Ребеккой Уэст или Сидни Хуком. То есть социалистом-осторожным союзником консерваторов.

С другой стороны, современным левым, конечно, сложно претендовать на титул наследников Оруэлла. Один из тех случаев, когда я соглашусь с Питером Хитченсом: “Готов отдать левым Оруэлла, если они признают его социальный консерватизм и патриотизм частью своей традиции”. Как-то не верится.

В этот раз, перечитывая сборник эссе писателя, особое внимание обратил на “Во чреве кита”. По идее, оно о литературе 20–30-х, хотя и с выходом на политические темы, но вот что меня зацепило.

Оруэлл полагает, что “искусство ради искусства” и общая аполитичность и разочарованность литературы 20-х выражалась всё же авторами консервативного мировоззрения, но проложила путь левым интеллектуалам 30-х.

Весьма любопытное наблюдение: в консерватизме есть традиция скептицизма и пессимизма (связанная с недоверием к человеческой природе и власти), которая в период после мировых катастроф приобретает форму разочарования и отторжения общественных институтов или настроений вроде того же патриотизма. Но последствия такого состояния оказываются разрушительными, пусть консерваторы того и не желали. То есть 20-е, как описывал Оруэлл, проложили путь левым 30-м, потом 50-е (послевоенное недовольство со стороны правых Консервативной и Республиканской партиями, новые течения в поп-культуре, казавшиеся революционными, но осуществлявшиеся как раз людьми консервативных взглядов вроде Пресли и Кэппа) открыло дорогу новым левым 60-х, бушевские военные 00-е сделали возможной победу Обамы и окончательное полевение британских консерваторов…

Эпизод Трампа ничего не изменил. Но сегодняшняя ненависть некоторых консерваторов ко всем правительственным организациям и институтам может плохо закончится. Нет, от традиции недоверия к правительству нельзя отказываться ни в коем случае. Но можно выплеснуть того самого ребёнка вместе с водой. И тогда Байдена сменит ещё более худший вариант.

В общем, повторюсь, полезно Оруэлла перечитывать. Всегда какие-то новые размышления навевает.

Иван Денисов

"Континент"

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Красильщиков Аркадий - сын Льва. Родился в Ленинграде. 18 декабря 1945 г. За годы трудовой деятельности перевел на стружку центнеры железа,километры кинопленки, тонну бумаги, иссушил море чернил, убил четыре компьютера и продолжает заниматься этой разрушительной деятельностью.
Плюсы: построил три дома (один в Израиле), родил двоих детей, посадил целую рощу, собрал 597 кг.грибов и увидел четырех внучек..