Яир Лапид и нормализация антисемитизма
Охарактеризовать недавнее выступления Яира Лапида на Глобальном форуме по борьбе с антисемитизмом можно словами из стихотворения Александра Пена: «Было или нет, Наивность или Глупость?» Даже для левой прессы это выступление министра иностранных дел Израиля стало шоком: «Вряд ли Яир Лапид задумывался над смыслом своей речи перед тем, как ее произнести. Вряд ли он бы ее произнес, если бы заранее подумал и понял ее смысл.». (Нир Гонц, 17.7.21, ха-Арец).
В любом случае, выступление Яира Лапида на Глобальном форуме по борьбе с антисемитизмом и его безответственная речь может иметь далеко идущие последствия для еврейского народа.
Лапид фактически легитимизировал антисемитизм и его самое ужасное порождение двадцатого века - Холокост. Он подверг сомнению уникальность антисемитизма, приведшего к Холокосту и уничтожению практически всего европейского еврейства. Лапид приравнял самую жестокую и кровавую кампанию охоты и убийств когда-либо проводившихся в отношении группы людей к обычному, пусть и жестокому, конфликту между людьми. Если министр иностранных дел и следущий в ротации премьер-министр Израиля действительно так считает, так что говорить о тех, кто пытается подвести под трагедию еврейского народа некую политическую составляющую, представляя Холокост лишь одним из множества проявлений насилия, тем самым нивелируя его значение?
Яир Лапид, вольно или невольно, присоединился к возникшей в восьмидесятых годах двадцатого века в рамках так называемого "новоисторического" подхода, полемике немецких историков, допускавших множественность исторических оценок и интерпретаций трагедии еврейского народа, не опускаясь до уровня отрицания Холокоста.
Целью такого подхода было стремление "нормализовать" немецкую идентичность, возродить немецкий патриотизм и, спустя десятилетия после совершения ужасных преступлений, снять с Германии бремя вины. Немецкие историки утверждали, что во время Второй мировой войны кроме евреев были и другие группы жертв и, что, оценивая такое явление как Холокост, следует учитывать и страдания солдат вермахта на Восточном фронте, и тяготы перенесенные немецким народом в период Второй мировой войны. Многие из них сошлись во мнении, что массовые убийства, совершенные немецкой армией, и зверства в лагерях смерти были не более чем необходимой «превентивной акцией» устрашения в борьбе с Советами.
Столкнувшись с таким подходом историк Шауль Фридлендер напротив утверждал, что нацизм и антисемитизм, который он в себе нес, были отрицанием жизни и формой поклонения смерти. По его убеждению, Холокост был настолько ужасным событием, что его практически невозможно описать обычным языком и объяснить при помощи какой либо логики. Исходя из этого, он считает, что нацистский антисемитизм уникален по степени ненависти к евреям, существовавшей с незапамятных времен.
Речь Яира Лапида - невообразимый успех тех, кто стремится преуменьшить, а то и вовсе оправдать антисемитизм и Холокост, поставив его в один ряд с другими, имевшими место на протяжении всей истории человечества, преступлениями. Апологеты антисемитизма вероятно в восторге: Если лагеря смерти Освенцим и Дахау не уникальны в своей жестокости и бесчеловечности по отношению к определенной группе людей, то следуя этой логике злодеяния нацистов не выходят за рамки других преступлений, совершенных в ХХ веке.
Но нет, Яир Лапид, наше мнение иное: антисемитизм, вспыхнувший в самом сердце Европы и пустивший корни везде, куда добралась немецкая армия и эмиссары Гитлера, не имеет аналогов. Считать иначе — лить воду на мельницу сторонников самого отвратительного явления, существовавшего на планете.
Комментариев нет:
Отправить комментарий