Вот уже несколько веков как в категории календарной литературы существует
особый литературный жанр — «Рождественский (он же святочный) рассказ».
Как излагают уважаемые источники: «…Жанр берёт свое начало в средневековых
мистериях. Герои произведения оказываются в состоянии духовного или
материального кризиса, для разрешения которого требуется чудо. Это всегда
сентиментальная, более того, умилительная история с социальной тематикой. То
есть, как бы в духе критического реализма, но с обязательным присутствием
Всевышнего и некоторой мистики. Главное в них — герой-страдалец обязательно вознаграждается».
К чему бы это я? Дело в том, что в иудаизме имеется Йом-Кипур. Он же День
Искупления и Всепрощения.
В календаре он присутствует уже тысячелетия, но
рассказов приуроченных к этому дню как не было,
так и нет. И это нехорошо.
Моему Другу Семёну Винокуру
Ямщик, не гони
лошадей...
(йом-кипурный рассказ)
Шмулевич в синагоге появлялся раз в году. Да-да, он был из тех самых евреев,
которые, чтобы окончательно не испортить отношения со
Всемогущим со скорбным видом отдают дань
иудаизму только в Йом-Кипур.
Понятное дело, в этот день Шмулевич, как и все, постился, каялся и
обращался к
Всевышнему с просьбой. И она у Шмулевича ежегодно была
одна и та же. Он хотел оказаться в Швейцарии. И так, чтобы навсегда.
Представьте себе, вокруг него стонали, рыдали евреи в белых одеждах. Били
себя
кулаками в грудь, истошно умоляли простить все
накопившиеся за год прегрешения, а потом плавно переходили от этих просьб к
постановляющей части:
а). Хорошей записи в Книге Жизни.
б). Заказам Г-споду на следующий год всяческих благ.
За тысячелетия у евреев с Б-гом сложились свои интимные отношения и поэтому
просят они сегодня так много, что у бедных ангелов ручки
болят всё записывать. Зато со Шмулевичем всё просто. Швейцария. И ничего более.
А когда истекал День Искупления, и тоскующий рожок шофара, возвещал, что
все
записи в Книге Жизни на этот год уже сделаны, и
оголодавшие за сутки поста, евреи бросались по домам поглощать пищу, Шмулевич
шёл, и покупал десяток билетов лотереи Power Ball. А как же. Он понимал, что
Г-споду надо давать шанс тоже.
Шмулевич уже давно посчитал, сколько нужно выиграть, чтобы купить небольшую
квартирку в каком-нибудь недорогом кантоне, оплатить
медицинскую страховку, и чтобы хватило на скромное-скромное, но проживание...
Почему именно Швейцария? Ни тебе Франция, ни Голландия. Ни Испания,
наконец. Всё просто. В юности все мы увлекались Бабелем.
Именно тогда в голове у Шмулевича засела фраза, сказанная Мишкой Япончиком:
— И чем было бы плохо, если бы евреи жили в Швейцарии, где их окружали бы
первоклассные озёра, гористый воздух и сплошные французы...
Учитывая, что в те времена поездка даже в братскую Польшу была возможна для
советского человека только
гипотетически, слово «Швейцария» вообще звучало как Рай.
А потом рухнул Железный занавес. И пожалуйста... Езжай себе, куда душе угодно.
И Шмулевич стал вовсе
не для удовольствия, а по необходимости передвигаться по миру. Но при всём при этом в Швейцарии он всерьёз никогда не бывал. Только
пролётом. То есть, если в своих бизнес-перемещениях у него должна была
случиться пересадка в Европе, он обязательно выбирал стыковку рейсов именно в
Цюрихе. И даже в Китай за сантехникой он летал с
пересадкой там же. Но ни разу не делал стоповер. И в страну, соответственно, не
выходил. Так что Швейцария для него — это серо-голубые
стены коридора транзита в аэропорту.
Но знал он про эту страну всё. Про высоту гор и глубину озёр. Про
растительность
и животный мир. Шмулевич старательно изучал информацию о
климатических изменениях вплоть до роста снежных шапок в Альпах или, наоборот,
их таянии. Ну и, конечно, следил за ситуацией на рынке недвижимости во всех
кантонах. Конечно, хотелось бы поселиться в Цюрихе. Но там цены на жильё были
запредельными.
Как истый страстный любовник, Шмулевич жил предвкушением. Он везде и во
всём выискивал какие-то намёки, символы и знаки. Даже
когда сидевший рядом в синагоге крикливый хасид в прошлом году обозвал его
швицером, Шмулевич, конечно зная про происхождение этого слова от корня «швиц»
(потеть), всё равно подумал, что вполне может быть, что швицер — это счастливый еврей, живущий в Швейцарии.
В Советском Союзе Шмулевич, как всякое среднестатистическое лицо еврейской
национальности, числился в интеллигентской прослойке.
Правда, был он не музыкантом, не учителем, не врачом, а инженером.
Женился он ещё студентом. Как тут говорят в Америке —
accidentally. То есть, в
результате аварии, которая случилась на втором курсе во
время сентябрьского выезда студентов на картошку, по неопытности в половых
вопросах обоих участников происшествия. Опять же, как формулируют в той же Америке — nothing special. То есть, обычное дело. Для этого и были
придуманы в СССР комсомольские свадьбы.
В положенный срок родился сын. Александр. Уменьшительно-ласкательно —
Шурик. Потом было окончание института и трудовые будни.
Правда, только для Шмулевича. Жена работать даже не начинала. Мол, кто-то
должен заниматься ребёнком...
Вот и бродила дорогая супруга сомнамбулой по квартире, листала журналы,
смотрела телевизор и всё время вязала кофточки, свитера и
шапочки. Но только для себя! А ребёнок её просто раздражал.
— Ну, что тут такого, сынок, — защищала её мама Шмулевича — Инстинкт
материнства обязательно проснётся.
Но этого так никогда и случилось. Что ж, обычное дело...
Так что, ребёнком занималась мама Шмулевича. Она же вела хозяйство — бегала
по магазинам, готовила еду. А папа Шмулевича учил внука писать
считать и вежливо разговаривать.
Все пятеро теснились в двухкомнатной квартирке 27,6 кв. метров, со смежными
комнатами. Казалось бы, пространство небольшое, но
заметить, что же делает каждый день жена, у Шмулевича времени не было.
Потому что воспитан он был в лучших традициях еврейской семьи. То есть,
человеком добросовестным (добро плюс совесть). И смыслом
своей жизни (раз уж так сложилось) он назначил себе быть заботливым сыном,
заботливым мужем и заботливым отцом. А чтобы соответствовать, он стал суетливым.
Ведь надо было всё успеть и никого
не подвести.
Днём он трудился в маленькой конторке водоканала на жалкую зарплату, а по
вечерам чертил курсовые работы по теории машин и
механизмов для ленивых, но состоятельных студентов. А ещё он подрабатывал
переводами с английского. Язык он ухватил ещё в школе. Переводил Шмулевич
технические тексты для имевшегося в городе громадного проектного института
всесоюзного значения. При этом речи о зачислении его в штат и быть не могло. В
отделе кадров понимали несовместимость —«всесоюзное значение» и фамилия
Шмулевич. И жизнь большого трудового коллектива проходила как большой корабль
мимо Шмулевича. Ни тебе комсомольских собраний, ни субботников с воскресниками...
Да что там! Даже договор на переводы был оформлен на жену Шмулевича. Потому как
она обладала звучной фамилией оканчивающейся на «ко». Ой! Извините, я, кажется,
упустил эту деталь — супруга Шмулевича была представителем титульной нации. И
до учёбы жила в маленьком районном центре с наличием числительного в названии —
Пятихатки. Обычное дело...
В Америку Шмулевичи приехали вчетвером. Маленький сын, жена и
мама. Папа не дождался. Похоронили его в Украине. А мама,
слава Б-гу, ещё успела пожить обустроенной старостью. Вкусить все радости
«эсэсая»: «фудстемпы», «хоматенды», и толпы врачей, придумывающих немыслимые
тесты и процедуры, чтобы только урвать побольше денег, которые добрая Америка
выделяет на призрение пожилых людей.
И отошла мама Шмулевича в мир иной, тоже принеся доход дельцам от
медицины. Случилось это в доме престарелых. Эта такое грустное
учреждения, где медперсонал максимально продлевает обветшавшие жизни стариков.
Потому что каждый день работы аппарата искусственного дыхания, прокачивающего
воздух в теле, находящемся уже в состоянии овоща, это ещё тысячи долларов
откачанных у государства. Обычное дело — капитализм... И в него надо было
Шмулевичу вписываться.
С самого начала стало понятно, что инженеры здесь не очень-то нужны. Как и
переводчики технических текстов. И Шмулевич заторопился
опять. Бросился, как и все, учиться на программиста. Сначала вгрызался в
Mainframe – Cobol, CICS, DB2. Потом оказалось что знатоков уже много. Начал
учить язык Visual Basic. Но тут случился переизбыток и этих программистов-скороспелок
и Шмулевич нырнул в бурное море частного предпринимательства. Четыре раза он
открывал корпорации. В каждой он был один, но с титулом «Президент». Возил
сервизы из Житомира, подсолнечное масло из
Винницы и даже паркет из Таиланда. Да, ещё в Израиль бытовую электронику. Открывал
автомойку и детские летние лагеря, медицинские офисы и один раз фабрику по
чистке пуховых подушек. Как же, ведь надо было быть заботливым мужем и
заботливым отцом. Он суетился, спрессовывал сутки, загонял себя. И всё время
прогорал.
К этому времени стало ясно, что они с женой совершенно чужие люди. Вернее,
это
было открытием только для Шмулевича. А жене, оказывается,
с самого начала всё было понятно. Так что она не сильно про это заморачивалась
(слово из её лексикона).
В США она, ощутив себя в огромном шкафу, полном шмоток, вдруг проснулась.
Ведь вязать уже не надо было! И кинулась с размахом в
социум. Устроилась на работу в «трэвэл» агентство. Сразу же стала спать с
хозяином, жовиальным евреем из Кишинёва. Потом с приятелем хозяина. Потом...
Короче, обычное дело.
Да и сын Шурик (Alex), вкусив свобод, папу ни в грош не ставил.
Подростковым
нигилизмом он так до конца и не переболел, хотя уже
вымахал к двадцати пяти годам в здоровенного детину.
— В моего деда пошёл, — гордо говорила жена, снисходительно меряя взглядом
щуплого Шмулевича. Конечно, имелся в виду дед со стороны
матери, потому что, кто её отец, она и не знала.
Да и сомнамбулировал сын Шурик, как мама.
Учиться не хотел, перебивался
случайными заработками. А отца рассматривал как
неудобного ворчливого соседа по дому и по жизни, которого приходится терпеть.
Потому как пусть и нестабильный, но источник финансирования.
Вот все говорят о кризисе среднего возраста. Дескать, мужчина в свои сорок
пять
лет... Нет, кризиса не было. Жаловаться было не на что.
Всё шло, как шло. Дела, встречи, договоры. Чек туда, чек сюда. Сальдо-бульдо. Просто
в какой-то момент — как вспышка молнии — Шмулевич отчётливо понял, что он не
нужен. Ни этой ошалевшей до ужаса от наступающей старости незнакомой женщине,
ни сыну — инфантильному пацану, пытающемуся справиться с наваливающейся на него
жизнью.
И ещё Шмулевич
понял, что и ему-то уже никто не нужен. Он устал суетиться. Соответствовать. Захотелось забиться в теплую уютную квартирку с видом на Альпы.
И чтобы вокруг были «озёра и сплошные французы».
Так что на все вопли жены... И даже когда сын разбивал машину, попадал в
скандалы, курил марихуану, приводил в дом девушек разного
цвета кожи... И когда кидали партнёры по бизнесу, хамили поставщики... Шмулевич
молчал.
Нет! Не совсем. Он в эти моменты думал про Швейцарию и мурлыкал себе под нос:
— Ямщик, не гони лошадей, нам некуда больше спешить, нам некого больше
любить...
Представьте себе, он даже позволял себе мурлыкать это, сидя в синагоге на
Йом-Кипур. Бдительный сосед — тот самый прошлогодний хасид, оказался
родом из подмосковной Малаховки и поэтому был знаком с песней по той жизни, —
удивился:
— Что так?! Эта же русская «гоеше» песня!
И тогда Шмулевич сказал ему, что
песня-то хоть и считается русской народной, но
слова написал
обрусевший немец, а музыку — еврей. Хасид удивился ещё больше.
Потом, когда закончился День Искупления, и оголодавшие евреи рванули
гурьбой,
кто домой, а кто за кошерной пиццей, Шмулевич, как
всегда, пошёл и купил опять на двадцать долларов билеты лотереи Power Ball.
Через пару дней был розыгрыш. Увы... Хотя нет. В одном из билетов три цифры
совпали. Выигрыш — целых пять долларов.
А спустя месяц после Йом-Кипура Шмулевич наладился в очередную вылазку по
своим, азохн вэй, бизнес-делам. На этот раз в Молдову.
Повидло сливовое и фаршированный перец в томате для русских магазинов Брайтона
и окрестностей.
Пересадка у него опять же была в аэропорту Цюриха.
В привычном серо-голубом коридоре транзитного перехода Шмулевич глубоко
вдохнул, но вдруг уже не выдохнул. «Ямщик, не гони
лошадей...».
Служащий соответствующего отдела международного аэропорта города Цюриха
позвонил в США в семью месье Шмулевича, чтобы поставить в
известность о случившемся и согласовать действия. Дескать, есть ли какие-то
пожелания. Когда и кто прилетит за телом для транспортировки и дальнейшего
захоронения по месту жительства?
Выяснилось, что лететь никто не собирается. Но служащий оказался дотошным:
— Да, действительно, Америка это далеко, господа, — настаивал он. — Может
быть, есть у месье Шмулевича родственники или друзья в Швейцарии
или ещё где-то поблизости в Европе.
И он услышал, что там, в Америке, сын переспрашивает:
— А у «него», что, были какие-то друзья?
И слышно было по телефону, что женщина пожала плечами:
— Да откуда?!
— Готовы ли вы оплатить транспортировку тела в США? — спросил служащий.
На том конце провода замялись.
Тогда педантичный швейцарец вежливо объяснил, что страховка месье Шмулевича
покрывает утилизацию тела на месте. И что это обычно
осуществляется путём кремации тела во всемирно известном цюрихском
крематории, который существует с 1889 года на кладбище Флунтерн.
— Но, дело в том, что месье Шмулевич еврей,
— сказал он осторожно, — а у
евреев положено захоронение тела в земле...
Но сын Шмулевича Шурик не заморачивался:
— Да чё там, сжигайте.
Ещё дотошный служащий предупредил, что урна с прахом будет храниться в
крематории всего три месяца. А потом, если никто за ней
не явится, будет подвергнута захоронению на кладбище.
— Ну, если будет оказия... — ответил Шурик.
Потом, месяца через два, звонила, видно, очень обязательная работница
крематория и предупредила, что спустя неделю срок
хранения праха месье Шмулевича истекает.
В Америке, на том конце провода, просто хмыкнули и положили трубку. И,
ровно через неделю согласно инструкции урна с прахом была
закопана на участке №14 кладбища Флунтерн.
А! Сподобился таки Шмулевич! В Швейцарии! Навсегда! И не просто так, а в
одном из живописнейших уголков Цюриха. Кладбище-то расположено на склоне горы высоко над городом. Стало быть, услышана
была просьба! «Дивна дела Твоя, Г-споди. Вся премудростию сотворил еси».
Кстати, а ведь был у Шмулевича друг. Ещё по школе. И узнал я про истечение
срока хранения вовремя. Более того, был в это время на
самом юге Германии, в Констанце. Семьдесят километров до Цюриха. Час на машине. Так что вполне мог
съездить, забрать прах...
И, соблюдая приличия, одну часть захоронить в Америке на кладбище у могилы
мамы, вторую в Украине около папы и дедушек с бабушками,
а третью, учитывая то, что Шмулевич любил поговорить о своём еврействе,
развеять в Иудейской пустыне в Израиле...
Но кто я такой, чтобы вмешиваться в деяния Г-сподни.
Комментариев нет:
Отправить комментарий