Польская любовь и «Холодная война» Павла Павликовского – показы в
январе
Кинопроект «Линия жизни» представляет фильм «Холодная война»
польского режиссера Павла Павликовского, получившего «Золотую пальмовую ветвь»
Каннского кинофестиваля 2018 за лучшую режиссуру. Показы пройдут в Хайфе,
Иерусалиме и Тель-Авиве в конце января 2019 года.
Действие фильма «Холодная война» режиссера Павла Павликовского
начинается в послевоенной Польше. По полуразрушенным деревням колесит усталая
группа работников культуры – отбирают будущих участников народного ансамбля
песни и пляски. Среди отборщиков – талантливый музыкант Виктор (Томаш Кот). Он
молчалив, сдержан, у него аристократичная внешность и длинные пальцы пианиста.
В один из дней на прослушивание приходит совсем юная девушка Зула (Иоанна
Кулиг), блондинка со вспыльчивым характером и красивым голосом. «Сердце, тебе
не хочется покоя» - поет она, глядя Виктору в глаза, и с этого момента он и
правда теряет покой.
Так начинается история любви, которую мы увидим фрагментарно, будто
листая старый альбом с черно-белыми фотографиями. Они, такие разные и вроде бы
несовместимые, будут встречаться во Франции, в Югославии, Германии, затем снова
в Польше. Сияющие залы партийных съездов будут сменяться на парижские джазовые
клубы. Они будут расставаться, чтобы снова возвращаться друг к другу,
пробираясь через противоречия политических систем, границ и собственных характеров.
Мастерство Павла Павликовского принесло ему мировую славу в 2013
году, когда вышел фильм «Ида» - о молодой послушнице, которая перед принятием
монашеского обета узнает, что она еврейка, ее настоящие родители были убиты во
время войны, и отправляется на поиски их могилы. Эта картина собрала невиданное
количество призов и наград по всему миру, получила «Оскара» в номинации «Лучший
фильм на иностранном языке».
Если «Ида» стала рефлексией режиссера на тему судьбы своей
бабушки-еврейки, погибшей в Освенциме, «Холодная война» - размышлением,
посвященным судьбе его собственных родителей, бежавших из Польши в
Великобританию (главным героям режиссер дал их имена). Да и жизнь самого
Павликовского похожа на бесконечный road-movie. Он родился в
Польше, вырос в Англии, подолгу жил во Франции, в Германии, много работал как
кинодокументалист, в том числе и в России. Но главный успех пришел к нему во
второй половине жизни и только после возвращения в Польшу.
Уже в «Иде» режиссер продемонстрировал свой художественный стиль –
черное-белое ретро-изображение, точность и аккуратность в деталях, минимализм,
подчеркнутая скромность и сдержанность. В его фильмах нет морализаторства, надрыва,
сложных метафор и аллюзий. Это просто истории, рассказанные легко и иронично.
Но каждая деталь и каждое слово находятся ровно на своем месте, давая
возможность зрителю услышать и прочувствовать недосказанное.
Несмотря на свое название, «Холодная война» - это не фильм о
судьбах людей в годы противостоянии социалистической и капиталистических
систем. Точнее, не только об этом. Это еще и пронзительная, неразрешимая
история о потерянной родине, которая губит и не отпускает, забирает жизнь и в
то же время наполняет ее смыслом.
Оператор Лукаш Зал (он же снимал «Иду») создает картинку почти
сказочную – черное-белое изображение позволяет сосредоточиться на игре света и
тени, выстраивать невероятные по красоте и выразительности кадры, где предметы
и природа становятся «говорящими».
В фильме играют великолепные польские актеры Томаш Кот и Ионна
Кулиг (она снималась и в других картинах Павликовского), и критики отдельно
отметили идеальное «попадание» в выборе актеров. Интеллектуал и аристократ
Виктор – и импульсивная, необразованная Зула выглядят как две
противоположности, инь и янь, которых вечно притягивает друг к другу.
Но один из главных персонажей картины – музыка. Фольклорные напевы
о любви и торжественные патриотические песни на партсъезде, утесовское «Сердце,
тебе не хочется покоя» и джазовые импровизации в парижском клубе, фортепьянная
классика и модные тогда латиноамериканские хиты. Музыка договаривает то, о чем
молчат герои – о времени и о родине, о тоске и о любви, которой нет и не может
быть логических объяснений.
И это делает историю понятной не только тем, кто оторван от земли
своих предков и не только тем, кто застал это сложное противоречивое время, но
и всем, для кого любовь не пустое слово. Подтверждение тому – неслыханная
18-минутная овация, которой наградили фильм зрители Каннского кинофестиваля,
где Павликовский получил приз за лучшую режиссуру.
******
Хайфа, 21 января 2019 года, понедельник, «Синематека», 19:30
Иерусалим, 30 января 2019 года, среда, кинотеатр «Лев Смадар», 19:30
Тель-Авив, 31 января 2019 года, четверг, кинотеатр «Лев», 19:30
Кинопроект «Линия жизни» — «Холодная война» (Польша, Франция,
Великобритания 2018).
Золотая пальмовая ветвь Каннского кинофестиваля 2018 за лучшую режиссуру
— Павел Павликовский.
Фильм
демонстрируется на польском языке. Титры на русском языке.
Сценарий: Павел Павликовский Януш Гловацкий Петр Борковски
Режиссер: Павел Павликовский
Оператор: Лукаш Зал
В фильме снимались: Ионна Кулиг, Томаш Кот, Борис Шиц, Агата Кулеша,
Седрик Кан и др.
Комментариев нет:
Отправить комментарий