Сталин и страх. Фильм
Армандо Иануччи «Смерть Сталина» в
рамках проекта «Линия жизни. Израиль»
Ночью 1 марта 1953 года советский вождь, учитель
и главный друг детей Иосиф Сталин внезапно падает на ковер с сердечным
приступом. Когда утром умирающего вождя находит прислуга, у тела Сталина
собираются советские лидеры во главе с Маленковым (Джеффри Тэмбор), Берией (Саймон Расселл Бил) и Хрущевым (Стив Бушеми). Он еще жив, но соратники начинают интриговать
друг против друга и решать, кто возглавит страну. Берия использует влияние на
НКВД, чтобы стать серым кардиналом за спиной Маленкова, Хрущев вовлекает в
интриги Жукова на стороне которого авторитет в войсках… По закону новым вождем
должен стать Маленков, но Берия использует свое влияние на спецслужбы, чтобы
стать «серым кардиналом» за спиной Маленкова. В свою очередь, Хрущев вовлекает
в интригу маршала Жукова (Джейсон Айзекс), у которого непререкаемый авторитет в войсках
Так начинается фильм шотландского режиссера
Армандо Иануччи «Смерть Сталина» (основанный на комиксе француза Фабьена Нури), который наделал столько шума в России. Ему
сначала выдали прокатное удостоверение, а затем несколько чиновников во главе с
министром культуры собрались, посмотрели кино, решили, что оно им не нравится –
и отозвали удостоверение обратно. Некоторые заявили, что кино – «акт
информационной войны против страны», «насмешка над жертвами сталинизма». Депутат
Елена Драпеко (которые многие помнят по ее роли в фильме «А зори здесь тихие»)
с жаром заявила, что «это попытка
убедить нас, что и страна у нас ужасная, и народ у нас идиот, и правители наши
дураки». И сам факт этого решения, и выбранные для оценки слова выглядели
вполне в духе фильма – абсурдными и смешными.
Шотландский юморист Армандо
Ианнуччи
был режиссером юмористических телесериалов, ситкомов, но прославился он тогда,
когда занялся политической сатирой. Задолго до «Смерти Сталина» Иануччи создал
сериал «Гуща событий», где высмеял британских чиновников, а затем он
переместился за океан и стал автором суперпопулярного шоу «Вице-президент», которое вот уже шесть
сезонов буквально издевается над высокопоставленными политиками США.
И, хотя создание полнометражного фильма о Сталине
стало неожиданным поворотом в карьере Ианнуччи, стилистически он не изменил
себе. «Смерть Сталина» - фарс,
одновременно смешной и кровавый, где есть расправы и расстрелы. Как и в других картинах, Ианнуччи смеется над сильными мира сего, изображая их
глуповатыми социопатами, главное умение которых состоит в том, чтобы
удерживаться за власть и производить впечатление на народ. Они лживы, коварны,
безжалостны и невероятно трусливы. Каждый из сталинского окружения смешон
по-своему. Хрущев – подхалим, который постепенно «съедает» окружающих. Маленков
– самовлюбленный павлин, которого больше всего волнует, как он выглядит на
фотографиях. Берия – интриган и невероятный садист, Молотов – с его
унизительной преданности и умением «переобуваться на ходу». Маршал Жуков в
блестящем исполнении Джейсона Айзекса – хам и солдафон, а Василий Сталин –
спившийся «золотой мальчик».
Иануччи собрал блестящих актеров. Например, Берию
играет Саймон Расселл Билл – великий актер, который на театральных подмостках играл короля
Лира. Актер и режиссер Стив Бушеми (Хрущев) – обладатель множества престижных
наград, в том числе премии Гильдии киноактеров США и «Золотого глобуса» за
лучшую мужскую роль в сериале «Подпольная империя». Вопреки традициям, режиссер отказался от русского акцента и каждый актер
говорил на своем родном акценте английского языка – так же, как и советские
чиновники говорили кто с грузинским, кто с
украинским акцентами. Это невероятно смешной фильм, где смех порой –
сквозь слезы.
«Смерть Сталина» - не байопик, в нем есть
фактические неточности, до оно и не претендует на абсолютную
достоверность. Взяв из исторического
контекста несколько историй (например, о пианистке Марине Юдиной, которая
открыто выступила против Сталина), Иануччи создает настоящую притчу о том, к чему приводит
бесконтрольная власть и о том, как глубоко въедается страх.
«Сталин
умирает не тогда, когда умирает Сталин, и уж точно
не 5 марта 1953 года. Сталин умирает, когда умирает страх. Этот тезис
фильм Ианнуччи проговаривает настолько отчетливо, что снимает тем самым все
возможные претензии к художественной состоятельности и рискованному
выбору жанра.
«Смерть
Сталина» начинается с тишины, за которой следуют звуки адажио
из 23-го концерта Моцарта для фортепиано с оркестром — вероятно,
самой прекрасной музыки на земле. По сюжету, ее играет Мария
Юдина (Ольга Куриленко), любимая пианистка Сталина и яростная противница
его политики, особо не скрывавшая своей позиции. Сталин слышит трансляцию
и, очарованный, просит достать ему запись. Вместе с пластинкой Юдина
передает записку с проклятиями тирану. Тот ставит пластинку, открывает
записку, читает — и его пробирает судорожный смех. А потом он падает
на ковер, где его и найдут поутру.
Из рецензии Антона Долина для «Медузы»: «Сталина (то есть страх) убивают искусство и смех. Куда
уж прозрачней».
Фильм «Смерть Сталина» в рамках проекта «Линия жизни. Израиль» с
субтитрами на русском языке
Такое многообещающее название. Фильм - фуфло. Не рекомендуется к просмотру. Жаль убитого времени.
ОтветитьУдалить