Писатель Курт Воннегут советовал оставить в
покое то, что ты изменить не в состоянии. Совет хороший, но разве не интересно
сделать попытку разобраться в феномене, перед которым беспомощен. Понять – это
не так мало. Мы поймем, наши дети-внуки, даст Бог, что-то изменят.
Не ахти какой холод нагрянул, а бед Израилю
принес он множество. В нашем поселке чуть ли не в каждом втором доме полетели
системы нагрева воды. В тот же день закапризничал наш кондиционер, а масленый
рефлектор стал подозрительно попахивать какой-то гадостью.
Смотрю, как раз к исходу годичного
гарантийного срока, этот отопительный прибор и напомнил нам о бренности своего
существования. Ни о каком ремонте и речи нет. Требуется замена. Бригады
установщиков нового оборудования, производители рефлекторов будут завалены
работой и, в свою очередь, загребут достаточное количество тугриков, чтобы
заменить свою личную систему обогрева воды и купить новый масляный рефлектор. В
итоге, все мы должны быть довольны. Ненадежность вещного мира, который окружает
человека, ведет к повышенному спросу на рабочие места, а занятость к повышению
уровня жизни.
Искусство ради искусства. Работа ради работы,
а не результата трудовой деятельности. В будущем, возможно и такое. Уже
сейчас известны хорошо оплачиваемые
потомки Адама, чей труд заключается в занятии определенного кресла – и только.
Рост технического прогресса ставит проблему занятости любой ценой выше
эффективности труда. Работник оказывается все дальше от самого объекта работы.
А раз он далек от упомянутого объекта, то и качество своего собственного
участия в «сотворении мира» его не должно волновать.
В религиозной традиции, да и в художественной
литературе принято восхвалять долголетие наших предков. Вот были люди на заре
веков: столетиями служили Богу и детей рожали в глубокой старости.
Не знаю, как организм человеческий, но вещи на
заре технического прогресса служили долго. Точнее говоря, это был их долг
служить энный промежуток времени, как и долг мастера: стулья не шатались
десятилетиями, обуви не было износа, а дверцы шкафа могли скрипеть, но не
вываливаться ржавыми петлями из плохо склеенной трухи, именуемой
древесно-стружечной плитой.
Слово-то какое замечательное на две
составляющие: ДОЛГ и ВЕЧНОСТЬ. Долг перед вечностью. Человеческий, надо
полагать, долг. Долг мастера, создающего вещи в том числе.
Кто знает, возможна одна из самых больших
опасностей современного мира недолговечность предметов широкого потребления.
Предметов этих множество. Начни их делать на года или десятилетия, можно будет
смело закрывать, как минимум, половину производств. Запланированная халтура
становится нормой. Мир наш в норме, по необходимости, становится миром халтуры.
Парадокс, но чем выше качество жизни, тем ниже качество вещей, нас окружающих.
Инженер, конструктор, рабочий, сотворившие
хлипкое, плохое изделие, благодаря именно такому качеству работы сохраняют свои
рабочие места. «Вечность» вещи ведет к «недолговечности» работника. Ремонт
какого-либо предмета сплошь и рядом обходится дороже, чем покупка нового.
Ситуация абсурдная, но закономерная. Конвейер обесценивает труд человека.
Мода исправно и давно выполняет свою роль
«двигателя прогресса», превращая добротные, хорошие вещи в ненужный балласт.
Согласимся мода – призыв к творчеству, к динамике, к поискам нового. Но в результате мода на халтуру становится
самой привычной модой.
И не только в производстве тряпок, но и в том,
что называется массовой культурой. Здесь и вовсе налажено производство
предметов одноразового потребления.
Радоваться низким ценам не приходится. Цена
эта – ловушка для простаков. В конечном итоге, все мы платим двойную, а то и
тройную цену за холодильники, микрогали, мебель, автомобили, часы, ДВД и прочие
продукты человеческого гения.
Но, в конечном итоге, беда не в мебели и
часах. От мелкой проблемы обманутого потребителя до подлинной трагедии один
шага. Взрываются атомные электростанции, идут на дно корабли и подводные лодки,
горят космические корабли и падают на землю самолеты. Есть опасность, что платой за прогресс, за
высокий уровень жизни и прочие радости современного человечества станет само
существование рода людского, рискнувшего перестать быть Мастерами в угоду
обычной халтуре.
Комментариев нет:
Отправить комментарий