Оперный певец Плужников описывает <<нравы Мариинки>> и <<трансформациюличности>> Гергиева28/08/2013Художественный руководитель Мариинки Валерий Гергиев -- фигуранеприкасаемая, из числа <<небожителей>>. Вот уже много лет он живет вневсякой критики. Хотя вокруг самого театра гремят скандалы. Это истроительство нового здания Мариинки-2, и хищение миллионов изблаготворительного фонда Гергиева, и отказ платить гонорар МихаилуШемякину.Единственный, кто отважился на публичную критику влиятельногодирижера, -- известный оперный певец Константин Плужников, прослужившийв Мариинском театре 40 лет. На своей страничке в соцсети Плужниковвыкладывает видеоролики, в которых подробно описывает <<нравы Мариинки>>и <<трансформацию личности>> ее художественного руководителя. Количествопросмотров уже перевалило за 10 тысяч. В интервью <<МК>> в Питере>>Константин Плужников рассказал, зачем пошел войной на Гергиева.<<Мы были друзьями>>-- Как считаете, получит Шемякин свой гонорар?-- Гергиев не даст Шемякину ни одной копейки! Валерий Абисалович давнопревратился в Гобсека (ростовщик -- герой романа Бальзака <<Гобсек>>. --Ред.). Жадность приобрела уже формы хронической болезни. Я знаю, о чемговорю. С Гергиевым мы знакомы с молодости. Были очень дружны. Онночевал у меня дома, мама моя стирала ему. Валерий раньше не былтаким. Мы раньше в ресторане все время спорили, кто заплатит. Носейчас слава, величие на первом плане...-- А сколько лет длилась ваша дружба?-- Ровно до тех пор, пока не умер Мравинский. А потом мы выбралиГергиева главным дирижером Мариинского театра. Времена-то былидемократические, 90-е годы! Голосовали все -- начиная с уборщицы. Былошесть претендентов на этот пост. Но я активно уговаривал всех, чтобывыбрали Гергиева. Его и выбрали. Отношения между нами еще какое-товремя были неплохие, хотя он всегда старался меня ущемить, когдапервые цветы доставались мне -- певцу. А второй букет дирижеру.-- Это какое-то соперничество было?-- Ну что вы! Это обыкновенная человеческая ревность к успеху другого.Тщеславие в итоге и съело талант Гергиева.-- Как давно?-- Я понял, что нужно уходить из театра, лет семь назад. Весь театрработает на него одного. Уже нет тех, кто мог бы ему противостоять.Все разбежались.-- А были случаи, когда кто-то выступал против?-- И не один! Как только человек начинает говорить правду, с нимначинают происходить разные метаморфозы -- ему не дают петь, снимают сроли. Люба Казарновская поехала в Италию петь Саломею. А потом ейзаплатили в два раза меньше. Ее муж поднял страшный скандал. Повозвращении в Петербург ей тут же перестали давать роли. И она уехалаработать в Москву.Семейное дело-- Вы были директором Академии молодых оперных певцов Мариинскоготеатра. Но и оттуда ушли. Почему?-- Года два я уговаривал Гергиева создать эту академию. Наконецуговорил. Я ставил спектакли для молодых артистов. Они шли вМариинском театре. Посещаемость была потрясающая. Публика валила нанаши спектакли. А на следующий день идет, предположим, <<КольцоНибелунгов>> -- и всего четверть зала заполняемости. Гергиева стало этобеспокоить, его напугало, что про академию пишут в газетах, что моиспектакли имеют такой успех. <<Не надо с ними заниматься, -- заявил он.-- Я тебе скажу, когда надо!>> А как это возможно?! Если это не егоуспех, то значит, его вообще быть не должно?Художественным руководителем академии Гергиев тогда назначил своюстаршую сестру Ларису. Я с этой глупостью сначала мирился. Онаперебралась в Питер из Перми вместе с мужем Ханеданьяном,посредственным тенором. Они приехали сюда и начали качать права. Люди,знавшие сестру, еще тогда меня предупреждали, что добром дело некончится. Мол, интриганка она... Но я им не верил. И даже рассказал обэтом самой Ларисе. Мы еще посмеялись вместе... Я был тогда идиот! Апотом случился грандиозный конфликт.-- Из-за чего?-- В академии преподавали ведущие певцы Мариинского театра -- ГеоргийЗаставный, Николай Охотников, Евгения Гороховская. А потом выяснилось,что Лариса фактически заставляет учеников брать уроки у ее мужа.Делалось это, видимо, для того, чтобы поднять его статус. И тогдастали уходить педагоги! Я спрашивал их: почему? <<А зачем мне это надо,-- заявил мне Охотников. -- Ученики приходят, плачут. Говорят, мывынуждены уйти от вас, иначе нас выгонят>>. В академии создаласьневыносимая ситуация: наговоры, интриги... Я просто не мог в этомдерьме находиться.-- Вы говорили об этом с Гергиевым?-- Конечно! И не один раз. Первый разговор был в Зальцбурге нагастролях. Мы пошли в ресторанчик. Я ему рассказал, что в академию уженабрали 180 человек, а нужно максимум человек 12-15! В этом и был весьсмысл -- готовить молодых оперных артистов для Мариинского театра,брать самых талантливых и перспективных. Но набрали кучу народа, 80процентов абсолютно случайных людей. <<Хорошо, я проверю>>, -- говоритмне Гергиев. Но прошла пара лет, а ничего не изменилось. Я потом ещенесколько раз говорил с ним об этой проблеме. Но все оказалосьбесполезно. Я подумал, что, если я хочу прожить дольше, я должен уйти.Великий театр превратился в семейное предприятие. Это катастрофа!Директор концертного зала Мариинка-3 -- муж младшей сестры Гергиева.Муж старшей сестры заведует вокалом. А вспомните скандал с фондом? Тамведь замешан его родственник, народный артист Казбек Лакути... (Лакутиприговорили к 5 годам условно за хищение 245 миллионов рублей изблаготворительного <<Фонда Валерия Гергиева>>. -- Ред.)<<Спектакли делают на коленке>>-- Валерий Гергиев -- мировая звезда. На Западе его любят.-- На Западе идиотов больше, чем у нас. Раз в десять. Там зритель купилбилет и должен обязательно получить наслаждение. Раз хлопают -- значит,все хорошо. Вот вам пример распиаренного артиста -- ДмитрийХворостовский. У него от природы голоса как такового нет! На записи онложится очень хорошо. А в зале не звучит. Но в любых больших залах,таких как <<Метрополитен>>, есть фон. Это такое свойство акустики. Когдапоешь, не нужно напрягаться. Можно приколоть себе микрофончик,договориться со звукорежиссером -- и сразу появляется голос. Мнерассказывали историю, как в Италии Хворостовский репетировал, дирижерего попросил дать голос в зал, петь громче. А Хворостовский не смог.Дирижер положил палочку и молча ушел. Правильно поставленный голосоперного певца пробивает оркестр в сто с лишним человек. Это школа. Ау Хворостовского голос перегружен обертонами, он не идет в зал. Он такпривык петь. И зачем ему что-то менять под старость лет?-- А как вам Анна Нетребко?-- Я помню Нетребко еще уборщицей, когда она приходила в театр, убиралапартер. Потом поступила в консерваторию. Она не без способностейпевица. Гениально поет оперетту. Ее роли -- это роли субреток, вНетребко есть природный шарм, свобода. Но, мне кажется, это неромантическая героиня с внутренним созерцанием. Не героиня <<Травиаты>>.А она все рвется петь эти партии.-- Как вы оцениваете оперный репертуар Мариинки?-- Ставят оперы малоизвестные и сомнительные в вокальном качестве.Серьезную классику не берут, потому что она сложна. А берут, кпримеру, Штрауса. Вокальный потенциал ужасный. А кто с артистамизанимается? Гергиев все время в разъездах. Вот он говоритконцертмейстеру что-то выучить с оркестром до своего возвращения.Потом приезжает, открывает партитуру за пять дней до премьеры -- такбыло с <<Саломеей>> -- понимает, что не готов. В итоге премьерупереносят. Вся прелесть музыки в репетиции! Мравинский сухо, скуподирижировал, он не изображал из себя клоуна, не потел. Потому чтооркестр чутко реагировал на него, все было сделано еще на репетиции. Атеперь спектакли делаются на коленке, сырыми везутся на гастроли.Плевать, что потом выходят плохие отзывы. Как это было, к примеру,когда Гергиев повез в Англию <<Кольцо Нибелунгов>> Вагнера. В <<Ла Скала>>тоже опозорился, когда Верди дирижировал. Шесть газет с плохимирецензиями вышли.-- Вы скучаете по Мариинке? Ведь 40 лет отдано...-- Нет! Можно отравить каплей яда целое озеро. Пока там Гергиев, япорог этого театра не переступлю.-- У вас свой центр современного искусства. Кто вам помогает?-- У нас есть спонсор. Благодаря ему вот уже пять лет 60 артистов,вышедших на пенсию, получают по пять тысяч рублей в месяц. Я дажекогда-то посылал Гергиеву письмо с просьбой выделять каждый месяц еще100 тысяч рублей -- ведь речь шла в том числе и об актерах Мариинскоготеатра. Но ответа так и не дождался.-- Вы рассказываете о Гергиеве в Интернете. Выкладываете видеоролики.Зачем это вам?-- Если мне не нравится что-то, я об этом говорю. Другого способаборьбы, кроме как публично рассказывать обо всех безобразиях,творящихся в Мариинке, у меня нет.Ирина Молчанова
четверг, 12 сентября 2013 г.
ЗА КУЛИСАМИ МАРИИНКИ
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Красильщиков Аркадий - сын Льва. Родился в Ленинграде. 18 декабря 1945 г. За годы трудовой деятельности перевел на стружку центнеры железа,километры кинопленки, тонну бумаги, иссушил море чернил, убил четыре компьютера и продолжает заниматься этой разрушительной деятельностью.
Плюсы: построил три дома (один в Израиле), родил двоих детей, посадил целую рощу, собрал 597 кг.грибов и увидел четырех внучек..
Комментариев нет:
Отправить комментарий