Райские кущи были первой средой
обитания Адама и Евы. Бог построил для своих детей мир совершенный, но не смог
уберечь их от греха зависти и гордыни. В сам проект новой жизни на земле
закралось нечто, от чего и дальнейшая судьба рода человеческого стала зависеть
от самих людей и от того мира, который они сами создавали по своему образу и
подобию.
Каин не потому стал убийцей брата, что
родители его были плохи или система, в которой он родился, вынуждала его убить
Авеля. Сиф (Шет), третий брат, никакими особенными талантами от прочих землян
не отличался, был он существом тихим и мало заметным. Все сыновья Адама и Евы
появились на свет в одной семье, на одной Земле и все они родились разными.
Терах и сын его Аврам ушли из родного города Ур не
потому, что жизнь в этом населенном пункте была бедной и бесправной. Аврам стал
Авраамом затем, чтобы открыть перед родом людским новые горизонты нравственного
совершенствования, но не он лично, а Всевышний с его помощью, сделал попытку
исправить сотворенное на шестой день Великой Работы. Авраам был всего лишь
инструментом в руках Создателя.
Моисей по велению Бога увел рабов из Египта
только внешне от тяжкого, подневольного труда. На самом деле, его главная
задача была в том, чтобы увести «народ избранный» от рабства «котлов с мясом»,
поклонения идолам, низменных страстей и пороков, дать ему Закон не от человека,
а от Существа Высшего. Проще говоря, Бог предпринял еще одну попытку исправить
детей Адама и Евы. В очередной раз Всевышний попытался доказать людям, что
грехопадение заключается в желании человека присвоить себе Божественное право
решать, что такое добро и зло.
От мудрости Танаха перенесемся к прописям
современной литературы. Писательский гений Испании, Франции. Англии пытался не
уходить от традиций Библии. Человек греховен по своей природе. Он виноват и в характере той среды, того мира, в
котором оказался. В «черной яме» человек может быть свят, а в облаках – грешен.
Сервантес, Свифт, Дефо, Монтень, Шекспир, Гете, Диккенс, Бальзак, Марк Твен и
Фолкнер и не думали снимать с человека вину за все то, что он творит.
Совершенство мира нашего напрямую зависит от способности к совершенству самого
человека, и нет у потомков Адама и Евы права обвинять мир этот в своих же
несчастьях и пороках.
Такое направление умов позволило странам Европы и США благополучно решить
проблемы власти и социального устройства. В Российской империи, к несчастью,
все обстояло иначе по вине того же интеллекта нации. Со времен чудища, которое
« обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй» во всем виноват не человек, а этот
самый монстр общественного устройства. Сам же «двуногий без перьев» праведен, а
не грешен по природе своей. Нищета и комната «похожая на гроб» заставили
Раскольникова, возомнившего, что он не тварь, а человек, зарубить топором двух
невинных старушек, жестокое крепостное
право вынудило Герасима утопить несчастную Му-му, а Катюшу Маслову порочная
среда заставила стать на путь разврата. Это проклятый царизм породил убийц «Народной
воли» и людоедское племя большевиков. В русском сознании homo sapiens целиком
и полностью зависит от среды обитания, тем самым с человека снимается вина за
все то, что он творит. Он сам вправе определять, что есть добро, а что зло. Во
всех несчастьях такого человека виноват не он сам, а враг - ближний или
дальний. Именно эта, далекая от религиозных заповедей психология, не позволила
населению империи за тысячелетие своей истории построить свободное,
экономически состоятельное и защищенное правом общество.
В общем, все по Карлу
Марксу: «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное
бытие определяет их сознание». Не мудрено, что именно в России бредни
бородатого выкреста получили такое распространение. И там же появились борцы с
генетикой, убежденные, что новое социалистическое общество создаст нового человека, лишенного пороков старого мира.
Бытие определит сознание. Благоприобретенные признаки просто обязаны
передаваться по наследству. Необходимо насилие своего рода – и новый, советский
человек будет получен. И даже не эволюционным, а революционным путем.
Новая общность людей так и не возникла.
Скорее, в этой «новой общности» еще глубже укоренились старые пороки, но и сегодня в бедности, коррупции, воровстве и
пьянстве виноваты не сами граждане северной державы, а чудище, которое
«огромно, стозевно и лаяй». И сегодня интеллект
этой державы не смеет указать на подлинный источник бед и несчастий
народных. Нынешние диссиденты обвиняет во всем Кремль. Кремлю мешает США и НАТО.
Первые искренне уверены, что достаточно свергнуть «режим жуликов и воров» - и
наступит иная, честная и богатая жизнь. Точно так же, как в недавние времена
они были убеждены, что отмена 6 - ой статьи Конституции СССР – необходимейший и
первейший указатель на дороге в рай. Сами же власти смело идут за стереотипами
народного сознания, понимая, что только несуществующие козни могучего врага
способны облегчить больную совесть подвластного населения.
Беда в том, что хворями социализма заразились
и страны Запада. Сытые европейцы убеждены, что в искаженном сознании некоторых
стран 3-го мира виновата бедность этих стран, обусловленная отсутствием
демократии. И здесь несчастная среда определяет несчастья сознания. Для
нынешних учеников Маркса должно быть загадкой, почему кровавый большевизм
победил в сравнительно благополучной России, а фашизм не в Эфиопии или Мексике,
а в Италии и Германии. Можно определить, откуда пошли эпидемии, вроде чумы или
«птичьего гриппа», но понять, почему вдруг тот или иной народ внезапно
заболевает острой формой массового психоза – невозможно. Микробы обычных хворей
вдруг начинают стремительно размножаться и поражают весь характер нации. В
Интернете прочел любопытную запись: «Сколько детей было у Адама и Евы - не
знаю. Зато у Сатаны семь: Похоть, Чревоугодие, Зависть, Лень, Жадность,
Гордыня, Гнев».
Что делать? Представить себе многолюдную
демонстрацию под лозунгами: «Истребим зависть и ненависть в нашем характере!»,
«Нет мести и самосуду!», «Долой жестокость и предательство!» «Полюбим ближнего,
как самого себя!» - совершенно
невозможно. Должно произойти нечто невероятное, чтобы забылось
бесконечное: «Долой!», «Мы победим!», «Слава…!» Остается имитация борьбы с
настоящим злом. Этим и тешимся.
Революционеры всех мастей тут же
скажут, что нельзя сидеть, сложа руки, нужно бороться
и делать все, чтобы исправить недостатки мира, в котором мы живем. Иначе абсолютная
победа зла неизбежна. Только борец за
лучшее будущее, считают они, достоин имени честного, порядочного человека. В
противном случае, он мещанин и обыватель. Мой добрый знакомый любит повторять
слова пастора Мартина Нимеллера: «Сначала они пришли за коммунистами, и я
молчал, потому что я не был коммунистом. Потом они пришли за евреями, и я
промолчал, потому что не был евреем. Затем они пришли за католиками, и я
промолчал, потому что я был протестантом. Тогда они пришли за мной, но к этому
времени не осталось никого, кто бы вступился за меня". Знакомый видит за
этим призыв к борьбе со злом. Я же - беспомощную попытку указать человеку на
подлинное зло - его природное равнодушие.
Борцы со злом пребывают в полном убеждении, что
сами они «белые и пушистые» и точно знают, что такое добро и зло, а Всевышний с
его указкой современному миру не нужен. Они призывают к борьбе, забыв, что
указка в руке Создателя в первую очередь решительно показывает на самого
человека, на все его грехи и пороки, как основу всех «кругов ада», в которых
человечество живет, не в силах вырваться. Вырваться, в числе прочих, и по той
причине, что стоит человек спиной к зеркалу и видит причину зла не в себе,
каким его увидел тот же Мартин Нимеллер, а в том, что маячит перед ним.
Не было бы ужасов большевизма и фашизма, если
бы страны, противостоящие коричневой и красной чуме, поняли, что трусость,
малодушие и страсть к компромиссам с убийцами, как раз и есть та благотворная
среда, в которой и множатся бесправие и насилие. Новая «война цивилизаций»
стала бы невозможной, если бы Запад понял, что ее истоки в его же слабости:
корысти, сытом равнодушии, отказе от идеалов, да в тех же: трусости, малодушии
и страсти к компромиссам. Проблема сегодняшнего Израиля в том же, а не только в
хроническом бешенстве соседей.
В чем спасение? Да в извечном: слишком много
зла уничтожает само зло, точно так же, как страшные эпидемии средневековья,
собрав чудовищную жатву, уступали место новому приросту населения.
Понимаю всю наивность этой заметки. Сам Бог с
Дней творения стремится что-то изменить в характере человека, и все его попытки
пока безуспешны. Куда уж нам, грешным, справиться с самим собой. Все так, но
никто не убедит меня, что активная борьба за «светлое будущее» ведет, как это ни прискорбно, к обычному умножению зла, что «благими намерениями
вымощена дорога в ад». Я слишком хорошо знаю историю рода людского, чтобы
думать иначе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий