Путеводитель по мести
«Месть — это блюдо, которое следует подавать холодным» — гласит народная мудрость. Когда человека переполняют эмоции гнева, обиды, возмущения, у него большая потребность излить эти эмоции на обидчика. В феодальном Китае нередко практиковалась месть через самоубийство, которое доведённый до отчаяния человек совершал во дворе дома обидчика. Китайцы верили, что душа самоубийцы не возносится на небо, а остаётся в этом случае в доме обидчика и приносит ему и его семье несчастья…
Тема мести стара, как сама история. Из самых древних письменных источников можно узнать, что уже в те далекие времена люди хотели отомстить обидчику той же монетой.
Законы Хаммурапи, основанные на логике «око за око» во многом стали основой для последующего формирования принципов мести во многих древневосточных государствах. Но не будем сильно углубляться в прошлое. Даже нынешние законы основаны на неотъемлемом праве компенсации за причиненный моральный или материальный ущерб.
Виды кровной мести
Гьякмаррья
Традиция кровной мести в Албании основана на «Кануне» («Законе»), написанном Леком Дукагьини. Кодекс провозглашает, что если мужчина убивает мужчину, кровь должна быть искуплена кровью. Созданный в XV веке, «Канун» прослужил до середины XX. Однако гьякмаррья (практика убийства в ответ на убийство) существует по сей день, о чем нередко сообщают албанские газеты.
Уту
Уту часто описывается как кровная месть среди новозеландских маори. Но это лишь система понятий, регулирующая обмен поступками и призванная определять степень мести: когда требуется кровь, а когда можно ограничиться оскорбительной песней. Главное — это принцип обмена дарами, согласно которому, за все, что человек получает, он должен воздать. Поэтому тот, кто отказался от мщения, вынуждает своих родных выполнить эту обязанность за него, чтобы спасти честь племени.
Катакиути
В 1616 году статья 33 из «Стостатейных установлений Токугавы» узаконила в Японии институт мести — катакиути. Однако власть запрещала ответное мщение. Катакиути предполагала месть не только за члена семьи, но и за обиду, нанесенную господину. Поэтому катакиути придавалось большое значение в Бусидо — кодексе самурая, где она трактовалась как удовлетворение от чувства справедливости.
Вот несколько жизненных примеров мести, всколыхнувших общественность и надолго оставшихся в людской памяти.
47-ой ронин.
Несмотря на большое количество легенд, посвященных ронинам, история 47-го ронина основана на реальных событиях.
Япония период Эдо. Самураи были в основном телохранителями богатых аристократов. В кодексе самурая было прописано, что он обязан отомстить любому, кто обидит его хозяина. Принеся присягу, 47-ой самурай поклялся защищать своего господина, Асано Наганори. Посещая Киото, Наганори поспорил с местным дворянином Кира Ёшинаку, за что был приговорен властями города к сеппуку (ритуальному самоубийству).
Спустя 2 года в доме Ёшинаку появился 47-ой ронин Оиси. Убив всех телохранителей, он предложил Ёшинаку совершить сеппуку. Услышав отказ, ронин Оиси отрубил ему голову, завернул ее в кимоно и отнес в храм, где возложил ее у статуи своего хозяина. 46 других самураев помогали отомстить ронину Оиси, за что все были приговорены к ритуальному самоубийству.
О судьбе 47-го самурая, ронина Оиси, точно не известно. По одной версии его помиловали, по другой, он умер вместе со всеми.
Бенедикт Арнольд: разочаровавшийся американец.
Американский генерал, имя которого в его собственной стране стало синонимом предательства. Во время войны за независимость он перешел на сторону врага, вступив с ними в преступный сговор. При его пособничестве британцы завоевали форт Вест-Пойнт.
Согласно историческим документам, генерал Арнольд решился на подобный поступок, обидевшись за то, что его недооценило военное начальство, обделив наградами. План Арнольда был обнаружен в вещах пойманного британского солдата Джона Андре. Сам опальный генерал чудом спасся от армии Вашингтона. Он получил от английского правительства 6.000 фунтов, и остаток жизни провел в Лондоне.
Резня в Дахау.
29 апреля 1945 года американские войска освобождают концентрационный лагерь в Дахау. После освобождения заключенных они найдут то, что позднее назовут «поезд смерти». В 39-ти вагонах поезда, который никогда не покидал территорию лагеря, были обнаружены останки более двух тысяч заключенных. Так было открыто одно из величайших злодеяний времен Второй Мировой Войны.
Желая отомстить за тысячи невинных жертв, разъяренные освободители-американцы расстреляли более 75 задержанных нацистов. Этот факт был скрыт от общественности и был обнародован лишь в 2011 году, в процессе рассекречивания американских архивов времен Второй Мировой Войны.
Месть Руд Ван Нистелроя.
Месть присутствует и на футбольном поле. Во время матча сборных Голландии и Андорры, игрок сборной Голландии, Руд Ван Нистерлой во время пенальти промахивается. Мяч слегка задевает штангу и улетает за пределы поля. К расстроенному Руду подбегает довольный промахом игрок сборной Андорры, начинает кривляться и корчить рожи.
На последней минуте Руд Ван Нистерлой забивает победный гол в ворота Андорры. После этого он сразу подбегает к игроку, который мимически позлорадствовал над его промахом вначале игры, и уже сам начинает кривляться и прыгать – ведь хорошо смеется тот, кто смеется последним.
Лорена Боббит. Кровавая месть.
Лорена Боббит является иконой угнетенной женщины для всех феминисток мира. Ее брак с Джоном Боббитом сложно назвать счастливым: ссоры, скандалы, оскорбления, драки и сексуальное насилие.
Вечером 23 июня 1993 года в очередной раз, подвергшись жестокому изнасилованию со стороны мужа, мадам Боббит взяла первый попавшийся кухонный нож и отрезала спящему мужу пенис. После чего она села в машину, и выехав за пределы города, выкинула отрезанный половой орган мужа в поле.
Осознав содеянное, Лорена позвонила в полицию. Суд длился 7 часов и в результате обвиняемая была оправдана. В 1996 году супруги Боббит развелись. Благодаря этой истории Джон стал знаменит. Восстановив медицинским путем свое утраченное достоинство, он стал сниматься в порнофильмах. Лорена сменила имя на Лорину Гало и работает в одном из салонов красоты Вашингтона.
Знаменитые мстители, которых не было
Вильгельм Телль
Согласно «Люцернским хроникам», 18 ноября 1307 года Вильгельм Телль, повинуясь приказу наместника Гесслера, сбивает выстрелом из арбалета яблоко с головы сына.
На вопрос Гесслера, зачем нужна вторая стрела, Телль ответил, что, дрогни его рука, она предназначалась для самого наместника. Тогда Гесслер приказывает схватить Телля и заточить его в замок Кюснахт.
По дороге Теллю удается бежать. Чуть позже он подкарауливает наместника и убивает его той самой стрелой. Несмотря на убедительность «Хроник», историки ставят под сомнение личность Телля, указывая на то, что подобный сюжет был широко распространен в средневековой Европе — от Норвегии до Болгарии, причем первые упоминания относятся к Х веку.
Зорро
Несмотря на испанские корни, Зорро считается первым американским супергероем, рожденным задолго до всплеска интереса к подобным персонажам во времена Великой депрессии.
Зорро появился в 1919 году в рассказе «Проклятие Капистрано» американского автора Джонстона МакКалли. Тот и не подозревал, что произвел легенду. Это стало очевидно через год, когда на экраны вышел фильм «Знак Зорро» с Дугласом Фэрбэнксом.
Исследователи полагают, что созданный Фэрбэнксом образ заложил стандарт для супергероев будущего: тайна личности, желание мстить за обиженных, а также лицо, скрытое наполовину маской. Впрочем, исследователи напоминают, что Зорро в описании МакКалли носил маску, скрывавшую лицо полностью.
Комментариев нет:
Отправить комментарий