воскресенье, 23 февраля 2020 г.

Клод Моне -певец Красоты Болота и Рая Болота


Клод Моне -певец Красоты Болота и Рая Болота

Ури Мазлтов
Февраль 2020

До появления фотографии живопись была единственным средством, позволявшим узреть, как выглядел (например) прадедушка, умерший до твоего рождения, и бабушка (которую ты застал только старушкой) в годы её расцвета. Портреты августейших женихов и невест, сделанные художниками по заказу правителей, являлись основой для заключения - или не заключения - брака. При этом в случаях, когда придворный художник, посланный в загранмиссию, целью которой являлось доставить своему Повелителю портрет той, кому суждено было стать матерью будущих королей, льстил невесте, изобразив кандидатку красавицей тогда как на самом деле она являлась дурнушкой, а отменять брак было поздно, художник мог подвергнуться наказанию и опале. Что нисколько не умаляло роль живописи в генеалогическом дереве Королевских Династий. Которая не оценена и не изучена. 
Появление фотографии сделало соревнование с ней в похожести на реальность живописи бессмысленным. Казалось, фотография положила живописи конец. Однако этого не произошло. Растерявшиеся на короткое время живописцы нашла выход, сделав предметом искусства не изображение реальности, а своё впечатление от неё.
Одним из первых в длинном ряду следовавших в фарватере направлений, отделявших живопись от фотографии, был французский художник Клод Моне. Который изображал мимолетные видения мира, возникавшие при восходе и закате солнца, менявшиеся с каждой секундой. А также соборы в тумане и блики сияний&отражений в волнах озера, моря или реки.
Однако наряду с этим Моне обнаружил для себя мир, которой оказался постоянно прекрасен и ярок. Который можно изображать не спеша (как во время восходов с закатами), а спокойно вглядываясь в него. Этим миром был мир болота. Который у обычных людей в течение тысячелетий вызывал отторжение по причине неприятного запаха, а также реальной опасности был занятутым в него так, что выбраться почти невозможно. 
Боло́то (согласно Википедии) это "участок ландшафта, характеризующийся избыточным увлажнением, влаголюбивым живым напочвенным покровом. Для болота характерно отложение на поверхности почвы не полностью разложившегося органического вещества". И стало быть, это особая биосистема, в которой жизнь и смерть сосуществуют во всем объеме. Не борьба жизни и смерти на уровне поединка (хищник-жертва), не в виде упавших на поверхность листьев, переносимых ветром, и не как процесс поедания листьев травоядными млекопитающими, а сосуществование жизни и смерти на постоянной основе. В этом и есть болото - если задуматься.
Из десяти наиболее ценных картин Моне шесть являются теми или иными изображениями болота, или стоячей воды. В своем загородном доме художник создал прекрасный сад, увековеченный им на красочных полотнах, Однако самые замечательные изображения в этом саду сделаны именно на миниатюрном болоте, созданным воображением художника и по его воле.
Заметим кстати, что именно болота являются источником торфа, который на нем образуется из примерно одного процента органического вещества болот, тогда как остальные 99 процентов преобразуются в те или иные формы жизни в процессе биоценоза. Именно болота являлись источником каменного угля, ставшего после начала промышленной революции главным источником энергии на целый век. Уже одно это делает болото достойным исследования и изучения не только учеными, но и художниками.
Вглядимся же в работы Моне, в которых (если задуматься) изображается красота сосуществования жизни и смерти. 
image.png
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Красильщиков Аркадий - сын Льва. Родился в Ленинграде. 18 декабря 1945 г. За годы трудовой деятельности перевел на стружку центнеры железа,километры кинопленки, тонну бумаги, иссушил море чернил, убил четыре компьютера и продолжает заниматься этой разрушительной деятельностью.
Плюсы: построил три дома (один в Израиле), родил двоих детей, посадил целую рощу, собрал 597 кг.грибов и увидел четырех внучек..