ИСТОРИЯ ЦЕРКОВНЫХ
ЗАПРЕТОВ И РАЗРЕШЕНИЙ В ИЗОБРАЖЕНИЯХ ЧЕЛОВЕКА
. В древних Риме и
Греции не существовало запретов на какие либо сюжеты, сколь бы игривыми и
гривуазными они ни были. Иудаизм запрещал любое изображение, как минимум
человека. Христианская ортодоксия после дискуссии, продолжавшейся более века,
разрешила изображения жизни Христа и только Евангельские сюжеты. Прежде всего о
жизни Иисуса Христа, но также, к примеру, казни Апостолов и святых. Постепенно
к ним добавилось разрешение изображать сюжеты из Ветхого Завета – Танаха,
еврейского Пятикнижия, ставшего частью Священного Писания. Протестантизм
запретил изображение библейских сюжетов и вообще иконописи. Поэтому в Голландии
светская живопись расцвела. Однако в Италии в качестве реакции на протестанство
возник противоположный процесс: запрет на осовременение Священных Сюжетов. Так,
Веронезе был вызван на суд инквизиции за то, что на одном из вариантов пира в
Канне Галилейской изобразил иудеев в современных итальянских одерждах, и даже
рыцарей в латах. В италии обнаженное тело (ню) изображалось как минимум с
пятнадцатого века (см Мемлинга с его аскетической асексуальной но наготой). Во
франции обнаженное тело как минимум с Луи Четырнадцатого изображалось
разнообразно и постоянно (ню и что? Глядя из франции, запросто!).
В Испании даже в эпоху Гойи изображение обнаженного тела было запрещено
(изображение герцогини Альбы хранилось в ее дворце тайно от публики и даже от
короля. ). Так церковная цензура сделала интересный кульбит, расщепившись в
протестанской Голландии где изображение наготы было редкостью, и католической
Италии, где наготу изображали разнообразно и чувственно – но при этом нагота в
Священных Сюжетах возбранялась. Вспомним в этой связи не только вызванного в
инквизицию Веронезе, изображившего вполе одетых персонажей Святого Писания но в
современных одеждах, то также например Ботичелли. Такие были зигзали разрешенного
и запрещенного в Вере в одного и того же Всевышнего.
Комментариев нет:
Отправить комментарий