Любовь. Сделано народом Израиля
Август преодолел перевал, дорога пошла вниз, к осени, и Израиль с размаху въехал в день радости и любви. Только без формальностей. Чему радуемся и кого любим?
По традиции пятнадцатое ава, как добрая примета, располагает к открытым отношениям, к сближению друг с другом. В этот день хорошо сыграть свадьбу, сделать предложение, хотя бы подарить букет или шоколадку. Своего рода библейский аналог Дня Валентина.
Однако нет. Никакой это не аналог, а удивительный прообраз, имеющий прямое отношение к каждому из нас. Праздник, восходящий корнями к исконным началам еврейского народа.
Из ненависти
Начиналось все очень непросто. В конце книги “Шофтим” есть рассказ о человеке из колена Леви, который возвращался домой вместе со своей наложницей. День склонился к вечеру, солнце закатилось и путники заночевали в городе колена Биньямина.
В те дни не было царя в Исраэле, каждый поступал как ему заблагорассудится. “Шофтим”
К дому, приютившему гостей, подошли известные в городе нечестивцы, забрали наложницу и глумились над ней всю ночь. К утру она умерла.
Потрясенный господин известил об этом все колена Израиля, и те, содрогнувшись от столь бесчеловечной расправы, потребовали немедленно выдать преступников. После отказа началась братоубийственная война, в результате которой колено Биньямина было почти полностью уничтожено. Оставшиеся в живых стали изгоями, поскольку израильтяне поклялись не отдавать им в жены своих дочерей.
Если исчезает одно колено, исчезает из мира весь народ Израиля. Трактат “Сота”
Однако после того как колено Биньямина оказалось на грани исчезновения, израильтяне раскаялись в “бойкоте”. Пятнадцатого числа месяца ав они разрешили отверженным взять себе жен из города Шило.
И сделали так сыновья Биньямина… И тогда разошлись оттуда сыновья Исраэля, каждый в колено свое и в семейство свое. “Шофтим”
Через тернии
Эта глава нашей истории положила конец демонстрациям силы и схваткам за власть. А пятнадцатое ава стало символом примирения и единства в народе. Сказано в книге “Тиферет Шломо”, что не было у народа Израиля столь добрых дней, как этот, когда колена сблизились, желая блага друг другу.
Однако последующие события вновь обнажили раскол. Сегодня, спустя почти три тысячи лет, еврейский народ по-прежнему раздроблен на части. Правда, традиционное деление на двенадцать осталось в прошлом – теперь мы разбиты на десятки “колен” разного этнического и культурного происхождения с совершенно разным мировосприятием, с пестрым букетом идеологий, с почти не пересекающимися позициями, взглядами, интересами.
Что же, собственно, соединяет нас в единый народ? Или могло бы соединить? Способны ли мы установить мир между нами? Стать братьями, а не соседями, которым, по большому счету, наплевать друг на друга?
Вопрос совсем не риторический и ответ на него еще не дан.
К братской любви
В природе и в человечестве действуют две силы: любовь и ненависть.
Врожденное эгоистическое естество – это негативная сила, растущая по экспоненте. Хотя мы зависим друг от друга, но нам нет дела до других. Часто мы пытаемся нажиться за их счет, порой презираем их, порой не замечаем, порой ненавидим – на работе, на дороге, на улице, в интернете, в беспощадных политических дрязгах, в семье…
Даже если мы любим кого-то, то любим за хорошие ощущения, которые он нам доставляет, за то, что нам с ним хорошо. Как только он перестает служить поставщиком удовольствий, очарование тает и любовь сходит на нет.
Но постойте, разве можно это преходящее чувство называть “любовью”?
Любить по-настоящему – значит желать другому добра. Более того, делать ему добро.
Возлюби ближнего своего, как себя. Как себя, без всяких различий. Как себя, без расхождений. Как себя, без хитростей и уловок. Поистине как себя. “Месилат яшарим”
Над раздором
На самом деле таков закон диалектики: настоящую любовь можно построить только над ненавистью. Два этих чувства как два полюса нашей жизни создают поле, в котором бьется ее пульс. Вдох, выдох, шаг левой, шаг правой – все подчинено перепаду между двумя противоположными потенциалами и нескончаемому поиску равновесия между ними.
Но только особого равновесия, когда, как сказано в «Мишлэй», «все преступления покрывает любовь».
С каждым шагом в нас проявляется новый пласт эгоизма, ведущий к отчуждению, недоверию, взаимному неприятию, вражде. Нет смысла игнорировать или затушевывать эти пропасти между нами. Они естественны, более того, они необходимы, для того чтобы над ними мы задействовали положительную силу единства – той же мощи, но с противоположным знаком.
Когда мы научимся этому, все прочие проблемы получат наконец реальное, комплексное решение. Ведь все зависит от наших добрых взаимосвязей, все стоит на любви. Иными словами, на незыблемых законах единой системы, в которой все части гармонично взаимодействуют между собой.
Вот что олицетворяет праздник Ту бе-ав, наступающий через неделю после траура девятого ава. Их близость не случайна, она подчеркивает неразрывную связь полюсов: поднимаясь над тем, что нас разделяет, мы находим друг друга и скрепляем наш союз.
Подлинная любовь раскрывается в тех, кому она действительно нужна.
Михаэль Лайтман (философия PhD, биокибернетика MSc) —ученый-исследователь в области классической каббалы, доктор философии, основатель и глава Международной академии каббалы (МАК)
Комментариев нет:
Отправить комментарий