Страна изгоев
22.07.2016
В 2001 году я был в Иерусалиме во время праздника Шавуот. В числе гостей на праздничном банкете присутствовал Ирвин Котлер – один из самых серьезных борцов с антисемитизмом, ставший впоследствии министром юстиции Канады. Мы разговорились с ним о предстоящей Всемирной конференции по борьбе против расизма и поняли, что в ходе конференции будут приняты решения, которые повлекут за собой ужасные последствия для Израиля. Именно тогда, на той конференции, Израиль и обвинили в пяти глобальных грехах: расизме, апартеиде, преступлениях против человечности, этнических чистках и попытке геноцида.
По сути, эта конференция дала начало эре нового, еще более изощренного антисемитизма. Если во времена Средневековья евреев ненавидели за иудаизм, а вXX веке убивали за принадлежность к еврейству, то в XXI веке народу Израиля ставят в вину то, что у него есть свое национальное государство. Когда мы пришли к столько неутешительным выводам, Ирвин Котлер с апокалиптическом вздохом произнес: «Так было всегда. Ам левадад ишкон. Мы – народ, живущий обособленно».
Какими бы лучшими ни были намерения Котлера и сколько бы он в прошлом ни защищал Израиль, я внезапно осознал, насколько опасной может стать такая позиция. Если считать, что судьба человека – пребывать в одиночестве, именно это с ним и случится. Для чего заводить друзей и союзников, если ты заранее знаешь, что потерпишь неудачу?
Впервые мы находим эту фразу в библейской главе «Балак», которую иудеи всего мира читают на этой неделе: «Ибо вижу его с вершины скал, взираю на него с холмов: вот народ, живущий обособленно, и не числит он себя среди народов». Если вдуматься, эти слова являют собой краткое описание всей истории народа Израиля. Принадлежат эти слова пророку Биламу, который вознамерился проклясть еврейский народ, но такой странной фразой его, как считают наши мудрецы, благословил.
На самом деле нужно понимать, что благословение это довольно неоднозначное. Вообще, с позиций Торы, человек не должен оставаться в одиночестве. Об этом сказано в самом начале Священного текста: «Нехорошо человеку быть одному». И позже об этом сказано снова в схожем контексте. Например, Итро говорит своему зятю Моисею: «Нехорошо то, что ты делаешь», поняв, что тот становится единоличным главой еврейского народа – потому что и лидеру нехорошо оставаться одному. Да и в дальнейшем слово «одиночество» появляется в библейских текстах исключительно в отрицательном контексте. «Как одиноко стоит столица, некогда многолюдная», – оплакивает книга «Эйха» разрушенный Иерусалим. Вообще, в положительном контексте об одиночестве в Торе говорится только в тех случаях, когда речь идет о вечном одиночестве Творца, ибо «Г-сподь – один».
И кстати, ни в одном из библейских текстов не говорится, что судьба народа Израиля – быть объектом всеобщей ненависти. Напротив, пророки предрекали день, когда все народы мира обратят свои взоры на Израиль. «Пойдут народы и скажут: взойдем на гору Г-спода, в дом Б-га Яакова, и научит Он нас Своим путям, и будем мы ходить ими», – говорил пророк Йешаягу об этом дне. А пророк Захарья предвидел, что в тот день «возьмутся десять человек из разноязычных народов за полу еврея и скажут ему: мы пойдем с тобою, ибо с вами Б-г». Эти слова развенчивают мысль, что антисемитизм – неизбежный и вечный фактор истории и судьбы еврейского народа.
Предположения же о том, что народы мира ненавидят евреев, мы встречаем уже много позже, в трудах еврейских мудрецов. Самое известное из них – высказывание рабби Шимона бар Йохая: «Эйсав ненавидит Яакова». Многие любят цитировать его, намекая, что потомки Эйсава – это и есть народы мира, которые ненавидят наследников Яакова. Однако цитирующие великого мудреца и каббалиста отчего-то забывают упомянуть о нескольких принципиальных моментах. Прежде всего – о влиянии личного опыта и исторического контекста: рабби Шимону пришлось провести 13 лет в пещере, скрываться от римских легионеров, чем, вероятно, и объясняется жесткость его высказывания. Но главное – цитирующие почему-то не считают нужным привести его высказывание полностью: «Эйсав ненавидит Яакова. Но несмотря на это, в момент встречи с братом Эйсава обуревали такие чувства, что он поцеловал Яакова с чистым сердцем». Слова, призванные объяснить неизбежность антисемитизма, по сути, доказывают обратное – рабби Шимон говорит, что в решающие моменты Эйсав не только не испытывал ненависти по отношению к Яакову, но, скорее всего, любил его.
Священные тексты иудаизма вовсе не постулируют ненависть к евреям и не считают это явление неотъемлемой частью Вселенной, закодированной в геноме человека. Они это описывают просто как болезнь. Как написал один из идеологов сионизма Лео Пинскер в своей книге «Автоэмансипация»: «Юдофобия – это психоз. Она, как переходившая в течение тысяч лет по наследству болезнь, стала почти неизлечимой». Но антисемитизм – совсем не мистическое, таинственное или непостижимое явление, он имеет под собой чёткие национальные, религиозные и социально-политические причины. С ним нужно бороться, и его можно даже победить. Но этого никогда не случится, если мы будем считать, что наша судьба – быть ненавидимым племенем, «живущим обособленно», народом-изгоем среди других народов.
Главный раввин Великобританиилорд Джонатан Сакс
Материал подготовила Шейндл Кроль
Комментариев нет:
Отправить комментарий