Хумус – наше всё!
23.10.2015
Тяжелая это штука – израильские новости. Читать – больно, не читать – невозможно. Радости эти новости никакой не приносят, но всё равно читаешь, думая: когда это всё закончится? Правда, на днях сквозь мглу новостной ленты прорезался тонкий лучик света и надежды. Один израильский ресторанчик, подающий хумус, предложил посетителям 50%-ную скидку, ежели они в него завалятся дружной арабо-израильской компанией. Для хозяев заведения это маркетинговый прием, пиар-ход, при этом они вряд ли получат такой наплыв посетителей, с которым не справятся. А жаль – хумус есть надо, особенно в хорошей компании. Ибо в хумусе заложена шаткая надежда на лучшее будущее на Ближнем Востоке.
Хумус – это, пожалуй, единственное, что на деле объединяет евреев и арабов, волею Торы и Корана живущих бок о бок на этой древней земле. Ибо кушать пока еще хочется всем, и вкусно кушать. При обилии европейских, азиатских и африканских кухонь, пытающихся закрепиться в этой каменистой средиземноморской почве, хумус всё равно затыкает этих иноземцев за пояс. Любят хумус все: арабы и евреи, правые и левые, анархисты и поселенцы, атеисты и клерикалы. Залог успеха хумуса прост – он должен быть приятным на вкус, простым в приготовлении и доступным для всех. Почти как и мирный процесс. В России традиционно недоверчиво относятся к тем, кто не пьет водку. На Ближнем Востоке такая лакмусовая бумажка – хумус. Признаться в нелюбви к хумусу – это всё равно что самолично объявить себя изгоем.
Изначально хумус еда нееврейская, однако именно он как нельзя лучше олицетворяет успех интеграции народа Книги в ближневосточные реалии. Евреи хумус попробовали, полюбили, научились делать, да еще и лучше всех в мире. Арабы не уступают. Все норовят помериться своим хумусом: устраивают конкурсы, состязания, борются за звание самого вкусного хумуса в мире. Постоянно предпринимаются попытки поссорить евреев и арабов на почве хумуса. Людей призывают бойкотировать арабские лавки и рестораны. Никогда этой идее не суждено осуществиться. Евреев и арабов можно заставить враждовать и ненавидеть друг друга, но никому и никогда не удастся заставить эти два народа отказаться от вкусной еды. И поэтому евреи стояли и будут стоять в очередях в арабские харчевни Яффо и Назарета и уплетать хумус. Религии и идеологии могут разъединять людей, хумус – никогда. Хумус не бывает правым или левым, еврейским и арабским. Хумус бывает только вкусным и очень вкусным, а еще с орешками, острыми приправами, мясом, грибами и т.д., и т.п. Да и маслом хумус не испортишь.
Поглощать хумус – правильно во всех отношениях. Во-первых, пока люди жуют – они молчат. Пожалуй, молчат на Ближнем Востоке, только когда жуют. Но помолчать сейчас не помешало бы очень многим, а тем более политикам, извергающим всё меньше мудрости и всё больше ненависти. Вот бы залепить им рты хумусом, хотя бы временно, глядишь, столько пользы было бы, да и им – удовольствие. Во-вторых, хумус едят руками, в пите. А когда руки заняты, удерживая такую вкуснотищу, никто не будет хвататься за нож или пистолет. Вполне сошло б себе за лозунг: «Бросай свой нож – берись за хумус!». И главное – хумус лучше всего поглощать сидя, размеренно, с чувством, с тактом, с расстановкой, никуда не спеша. А это сейчас так нужно – присесть, успокоиться и задуматься над тем, как жить дальше.
Хумус – это своеобразный клей, хоть как-то соединяющий треснувший хрупкий сосуд под названием Ближний Восток. Подливать масло в огонь, разжигать злобу и ненависть там умеют лучше других. А вот соединять людей пока получается только у хумуса.
Как писал ныне забытый Фенимор Купер, в Америке у аборигенов-индейцев был такой обычай – раскуривать трубку мира. На Ближнем Востоке, судя по всему, такой трубкой мира должна стать миска с хумусом. И если не очень понимаешь, что в создавшейся ситуации делать, – иди есть хумус. И не один иди, зови друзей. И недругов тоже зови. За совместной трапезой есть маленький шанс подружиться.Об авторе: Родился в 1972 году в Ленинграде. С 15 лет публиковался в питерских изданиях, в том числе в еврейской газете «АМИ». В 1991 году репатриировался в Израиль. Учился на факультетах политологии и советологии Еврейского университета в Иерусалиме. После окончания учебы работал в пресс-службе Сионистского форума, в Кнессете, в частных PR-агентствах. В 2002-2008 работал в Сохнуте — вначале пресс-секретарем по связям с русскоязычными СМИ, а затем руководил отделом репатриации в Москве. С конца 2008 года живу в Лондоне. В течение двух лет возглавлял отдел по связям с общественностью Всемирного ОРТа. Опубликовал несколько статей в в журнале «Советник», посвященных формированию имиджа Израиля. Мнения редакции и автора могут не совпадать |
Семен Довжик
http://www.jewish.ru/
Комментариев нет:
Отправить комментарий