Роман Гершзон
Камень мироздания - краеугольный камень Земли
«Ковчег священный просредине Храма,
а под Ковчегом камень фундамента, на
котором основан мир»
Мидраш Танхума, 5 век н.э.
а под Ковчегом камень фундамента, на
котором основан мир»
Мидраш Танхума, 5 век н.э.
Более полутора тысяч лет назад было сказано (надо полагать, не впервые), что камень мироздания находится на Храмовой горе, она же гора Мориа, в Иерусалиме.
В первых строках Торы, где говорится о сотворении мира, нет конкретного упоминания о камне мироздания,- краеугольном камне Земли: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была пуста и хаотична, и тьма была над бездною и дух Божий витал над водою» (Бытие 1,2). Однако в Устной Торе неоднократно говорится о краеугольном камне Земли, - камне мироздания, с которого началось сотворение мира и на котором держится мир. Начало Иерусалима в соответствии с еврейской традицией также относится к моменту сотворения мира, когда Всевышний кинул камень в море хаоса, и с этого начал существование мир. Указывается и конкретное место расположения краеугольного камня Земли – Храмовая гора (гора Мориа) в городе Иерусалиме.
Как записано в Торе, место это было указано Всевышним людям и первым увидел его наш праотец Авраам. И вот первое упоминание в ТАНАХе этого места: «…Возвел Авраам очи свои и увидел то место издалека…И взял Авраам дрова для всесожжения… и пошли оба вместе»(Бытие 22:4). Это место предназначалось для жертвоприношения Ицхака, сына Авраама. После счастливого спасения Ицхака «…нарек Авраам имя месту тому: «Господь усмотрит»(иврит."иръе"). «Посему ныне говорится: «На горе Господней усмотрится»(Бытие 22:14). Здесь впервые прозвучало название места – «иръе», которое позднее, как представляется, трансформировалось в «Мориа».
Наш праотец Яаков говорил: «Истинно Господь присутствует на месте этом, а я и не знал…Как страшно место это..»(Бытие 28:16-17). А камень мироздания, как говорят предания, служил самому Яакову изголовьем, когда на этом месте приснился ему сон.
По преданиям, из этого камня были вырезаны для Моше Рабейну (Моисея) Скрижали Завета и здесь, возле камня, согласно Торе, был установлен Ковчег Завета, когда построили Иерусалимский Храм.
Над фундаментом камня мироздания были построены Первый и Второй Иерусалимский Храмы, здесь первосвященники непосредственно обращались ко Всевышнему, здесь было место божественного присутствия - Шхина.
Через много лет место это было указано еврейскими мудрецами как центр мироздания, краеугольный камень Земли: «Ковчег священный посредине Храма, а под Ковчегом камень фундамента, на котором основан мир» (Мидраш Танхума, 5 век н.э.).
Интересно что, уже в 5 веке н.э. говорилось о фундаменте горы, а не о самой горе. Почему? Да потому, что задолго до этого времени наши праотцы священную гору уничтожили во время строительства Иерусалимского Храма, остался только фундамент. По преданиям, краеугольный камень возвышался одиноким утесом на местности и мешал строителям Иерусалимского Храма. И тогда древние строители решили пожертвовать святым камнем ради святого места и попросту разрушили выступавшую над поверхностью часть горы. Площадь строившегося Иерусалимского Храма была укреплена мощными подпорными стенами и разрушеную скалу камня мироздания строители заложили между этими стенами. Получился как бы большой рукотворный земляной аквариум размерами примерно 161 на 67м, ограниченный подпорными стенами и фундаментом краеугольного камня. Заполнен этот своеобразный аквариум был раздробленой горной породой камня мироздания, а над ним уже и был воздвигнут Храм. Кстати, святыня еврейского народа - Стена Плача является частью западной подпорной стены Иерусалимского Храма, а не храмовой стеной. На святом месте сохранился только фундамент камня мироздания, а само место после возведения Иерусалимского Храма получило еще одно название- Храмовая гора.
Верхнюю часть оставшегося камня теоретически можно увидеть на Храмовой горе Иерусалима в мечети Омара (еще одно название мечети - «Золотой купол» или «Купол над скалой»). Почему многие из нас не могут увидеть открытую для обозрения верхнюю часть камня мироздания в мечети Омара, - будет сказано немного позднее. А пока поговорим о знаменитой мечети «Золотой купол».
Мечеть Золотой купол (Омара) фактически мечетью, т.е. местом молитвы, не является. Это памятное монументальное сооружение, построенное по распоряжению халифа эль-Малика над камнем мироздания в 691 году. Полагают, что здание построено на развалинах византийского храма (чем и обусловлена его форма), который, в свою очередь, построен на развалинах Иерусалимского Храма. Подтвердить или опровергнуть эту гипотезу не представляется возможным, так как археологические раскопки в этом районе запрещены мусульманским административным советом, в ведении которого находится сегодня Храмовая гора. Этот запрет, правда, не мешает мусульманам уничтожать в последние годы еврейские историко-археологические ценности на Храмовой горе…
Здание мечети, увенчанное золотым куполом, имеет форму восьмигранника, длина каждой стороны – 22,3 метра, в здании насчитывается 36 окон и четверо ворот, ориентированных по сторонам света. Высота мечети Омара 56 метров, высота купола, возведенного над скалой,- 30 метров, диаметр его – 20,5 метра. Последняя реставрация золотого купола мечети проводилась в начале 90-х годов прошлого века под покровительством короля Иордании Хусейна. На золочение купола пошло около 80 килограммов золота, реставрационные работы стоили полтора миллиона долларов США.
В мечети расположен кусок предположительно известняковой скалы размером 13 на 17 метров, возвышающийся примерно на 2 метра выше уровня пола (744 м выше уровня моря), который и отождествляется с верхней частью камня мироздания.
Существует предание, что в храмовые времена в районе священного камня располагалась Святая Святых Иерусалимского Храма. В ней хранились Скрижали Завета, полученные Моисеем от Всевышнего на горе Синай (кстати, по еврейским преданиям, Скрижали были написаны Всевышним на двух образцах камня мироздания).После разрушения Храма Скрижали упали на землю недалеко от скалы и находятся там до настоящего времени на глубине нескольких метров в районе современной мечети Омара. И, чтобы не осквернять ногами святыню, не топтать ее, евреям был запрещен вход и в мечеть Омара, и вообще на Храмовую гору. Вообще-то, зная топографию местности, в принципе, можно подняться на Храмовую гору, нельзя только заходить в мечеть Омара, где находились Скрижали Завета. Но общий запрет подьема на Храмовую гору существует, и тут уже каждый принимает решение индивидуально: подниматься или нет. Хотя в последнее время, с началом в двухтысячном году арабской интифады Аль Акса, вход на Храмовую гору практически закрыт, так что вопрос подьема на гору временно снят с повестки дня…
Из литературных источников известно, что в мечети Омара под камнем расположена пещера, называемая арабами «святой пещерой», «пещерой бездны» или же «колодцем душ».По арабской традиции считается, что именно здесь в день Страшного Суда будут собраны души всех умерших. На стенах пещеры имеются надписи, указывающие места молитв праотца Авраама, царей Давида и Соломона, пророка Элиягу (Ильи), а также место, где стоял ангел Джибраил (Гавриил), когда, по мусульманскому преданию, пророк Мухамед взлетал с камня на небо. Камень, не желая расставаться с любимым пророком, тоже начал подниматься в небо и тогда Джибраил рукой придержал непослушную скалу. В память об этом событии, естественно, остался на камне и отпечаток руки расторопного ангела и трещина, появившаяся после успешного подъема пророка.
В пещеру, как считается, собираются ветры со всего света и затем разлетаются в разные стороны. В потолке пещеры имеется отверстие. Существует гипотеза, что именно через это отверстие в период Иерусалимского Храма стекала кровь жертвенных животных.
Сегодня, по прошествии многих сотен лет, нам представилась уникальная возможность увидеть «камень фундамента, на котором основан мир»,- краеугольный камень Земли, вне пределов Храмовой горы, на которую евреям, как известно, вход запрещен. Увидеть нижнюю часть краеугольного камня Земли можно в древнем туннеле Хасмонеев, который был открыт для широкой публики в сентябре 1996 года.
В туннеле Хасмонеев для обозрения доступен небольшой участок камня мироздания в основании Храмовой горы с хорошо просматриваемыми включениями минералов зеленого и черного цветов,возможно, медесодержащие и железосодержащие минералы.
Обращает внимание несоответствие внешнего вида нижней части камня в туннеле Хасмонеев и верхней части, расположенной в мечети Омара. Если в туннеле Хасмонеев мы видим горную породу с минеральными включениями преимущественно зеленого и черного цветов, то верхняя часть камня мироздания в мечети Омара представлена однообразной породой, вероятно, известняком. Почему же визуально отличаются верхняя и нижняя части священного камня? Естественно, делать однозначные выводы по результатам визуального осмотра камня и анализа фотографий не представляется возможным. Говорить о проведении специальных видов анализа камня мироздания, учитывая ближневосточные политические реалии, можно только в виде пожеланий на весьма отдаленное будущее. Сегодня остаются предположения и гипотезы.
В результате собственных геологических наблюдений, изучения литературных материалов, консультаций специалистов можно сделать определенные гипотетические выводы о увиденном камне мироздания, его природе и влиянии на людей.
Первое, что бросается в глаза при осмотре камня в туннеле Хасмонеев,- его отличие от окружающих горных пород и от верхней части камня в мечети Омара (Золотой купол). В районе Старого города Иерусалима, где находятся Храмовая гора и туннель Хасмонеев, преобладают карбонатные породы (преимущественно известняки) различной степени доломитизации и глинизации,- это осадочные горные породы. Минеральные включения в камне в туннеле Хасмонеев, как представляется по результатам визуального осмотра, являются результатом вулканической деятельности и это уже осадочно- вулканогенные породы. С этим согласен и бывший сотрудник Академии Наук Белоруссии литолог ("литос"- греч.- камень, "логос"- изучать) д-р Илья Урьев, проживающий сегодня в Иерусалиме.
Итак, не исключено, что в районе краеугольного камня миллионы лет назад произошло внедрение вулканогенных пород, минеральные включения которых черного и зеленого цвета мы видим сегодня в туннеле Хасмонеев.В результате этого изменилась форма камня,- вспомните «пещеру бездны» в мечети Омара. Камень приобрел дополнительные магнитные, энергетические, тепловые и другие свойства, резкое отличающие его от окружающих пород.
Может быть именно поэтому на фоне монотонных Иудейских гор наш праотец Авраам увидел (и почуствовал) скалу, отличавшуюся от соседних гор как по цвету, так и по внешнему виду? И именно поэтому эта скала и была выбрана для жертвоприношения Ицхака?
Поскольку состав почвы в районе краеугольного камня отличался от соседних районов, здесь произрастали и особые виды растений. Название, закрепившееся за этим местом в библейские времена,- «Страна Мориа» или же «гора Мориа». «Мориа» переводится с древнего канаанского языка как «шалфей» (иврит- «марва»). По одной из гипотез, много росло шалфея в этом месте, и само место назвали по имени маленького пушистого цветка, по внешнему виду похожего на семисвечники-меноры.
Но почему же это место было названо «страшным»? Почему утверждалось, что сам Всевышний присутствует здесь? Вот как ответил на этот вопрос великий еврейский мыслитель Рамбам в далеком от нас 12 веке в работе «Бейт ха бхира»: Говорится о «…месте, на котором Авраам построил жертвенник и на нем связал своего сына Исаака. На том же месте Ной построил алтарь, когда вышел из своего ковчега и там же стоял жертвенник, на котором приносили жертвы Каин и Авель, и там же принес жертву Адам, первый человек, и там же он был создан».
Следует вспомнить гипотезу советского ученого академика Вернадского, который выделял на планете Земля так называемую «ноосферу»- единую сферу природной и разумной (или не очень разумной) человеческой деятельности. Сторонником этой теории в нашей стране является д-р Яков Беккер, ныне житель иерусалимского района Гило. Согласно этой гипотезе, как природа может воздействовать на жизнь и деятельность человека, так и человек своей общественной и духовной деятельностью вызывает ответную реакцию природных сил. В частности, д-р Беккер связывал землетрясения в Узбекистане в конце 80-начале 90-х годов двадцатого века с небывалым разгулом насилия в этих местах: гражданскими волнениями, грабежами и убийствами мирных жителей. Сюда же можно отнести и разрушительное Спитакское землетрясение, произошедшее в период жестокой войны за Нагорный Карабах.
Интересно, что самая сейсмоопасная зона Европы – Балканский полуостров, в то же время самая взрывоопасная и политически нестабильная территория. После многочисленных природных и политических катаклизмов конца 19 – начала 20 века именно здесь с убийства студентом Гаврилом Принципом австрийского эрцгерцога Фердинанда в городе Сараево в 1914 году и началась первая мировая война. Кстати, одно из самых разрушительных землетрясений в мировой истории произошло в Сараево в 1963 году.
А сколько войн прокатились по Святой Земле и Иерусалиму, сколько было пролито и проливается крови возле камня мироздания…
Природных катаклизмов в районе краеугольного камня было великое множество. Одно из первых описаний такого катаклизма,- это библейский рассказ о разрушении городов Содома и Гоморы, располагавшихся, как представляется, в районе Мертвого моря, по сегодняшним меркам, - в двух часах езды от Иерусалима.
То давнее время, выражаясь современным языком, было временем народных волнений, сейсмической нестабильности, активизации сейсмоопасного планетарного Сирийско-Африканского разлома и значительной вулканической деятельности.
Да и разрушение Иерусалимского Храма и камня мироздания, опустошение Святой Земли, многовековое изгнание евреев с родных мест,- это можно рассматривать и как природный, и как духовный катаклизм.
Не исключено, что именно духовная связь еврейского народа с разрушеной горой Мориа и оскверненным камнем мироздания как-то опосредствованно влияла и на многочисленные галутные бедствия евреев: изгнания и издевательства, ужасные погромы, убийства, инквизиции, Хмельницкого, Гитлера, Катастрофу европейского еврейства. Да и сейчас далеко до мира и благополучия на Святой Земле.
Но ведь не только бедствия и катастрофы переживал этот район. Были здесь и времена величия, средоточия мудрости и славы. Интересно, что во все эти времена краеугольный камень был окружен особым почетом и уважением. История не донесла до нас сведений о значительных природных катастрофах того времени, когда краеугольный камень находился в Святая Святых Иерусалимского Храма. Зато существует много описаний достатка и благополучия в земле Мориа в те давние времена…
В прямом смысле в двойственном положении находится краеугольный камень на протяжении последних нескольких десятков лет в неспокойном святом городе Иерусалиме. Верхняя часть камня охраняется в мечети Омара мусульманским советом Храмовой горы, а нижняя находится в туннеле Хасмонеев под контролем правительственных организаций Государства Израиль. Сколько времени такое положение будет сохраняться и как это скажется на политической стабильности региона,– покажет время.
В первых строках Торы, где говорится о сотворении мира, нет конкретного упоминания о камне мироздания,- краеугольном камне Земли: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была пуста и хаотична, и тьма была над бездною и дух Божий витал над водою» (Бытие 1,2). Однако в Устной Торе неоднократно говорится о краеугольном камне Земли, - камне мироздания, с которого началось сотворение мира и на котором держится мир. Начало Иерусалима в соответствии с еврейской традицией также относится к моменту сотворения мира, когда Всевышний кинул камень в море хаоса, и с этого начал существование мир. Указывается и конкретное место расположения краеугольного камня Земли – Храмовая гора (гора Мориа) в городе Иерусалиме.
Как записано в Торе, место это было указано Всевышним людям и первым увидел его наш праотец Авраам. И вот первое упоминание в ТАНАХе этого места: «…Возвел Авраам очи свои и увидел то место издалека…И взял Авраам дрова для всесожжения… и пошли оба вместе»(Бытие 22:4). Это место предназначалось для жертвоприношения Ицхака, сына Авраама. После счастливого спасения Ицхака «…нарек Авраам имя месту тому: «Господь усмотрит»(иврит."иръе"). «Посему ныне говорится: «На горе Господней усмотрится»(Бытие 22:14). Здесь впервые прозвучало название места – «иръе», которое позднее, как представляется, трансформировалось в «Мориа».
Наш праотец Яаков говорил: «Истинно Господь присутствует на месте этом, а я и не знал…Как страшно место это..»(Бытие 28:16-17). А камень мироздания, как говорят предания, служил самому Яакову изголовьем, когда на этом месте приснился ему сон.
По преданиям, из этого камня были вырезаны для Моше Рабейну (Моисея) Скрижали Завета и здесь, возле камня, согласно Торе, был установлен Ковчег Завета, когда построили Иерусалимский Храм.
Над фундаментом камня мироздания были построены Первый и Второй Иерусалимский Храмы, здесь первосвященники непосредственно обращались ко Всевышнему, здесь было место божественного присутствия - Шхина.
Через много лет место это было указано еврейскими мудрецами как центр мироздания, краеугольный камень Земли: «Ковчег священный посредине Храма, а под Ковчегом камень фундамента, на котором основан мир» (Мидраш Танхума, 5 век н.э.).
Интересно что, уже в 5 веке н.э. говорилось о фундаменте горы, а не о самой горе. Почему? Да потому, что задолго до этого времени наши праотцы священную гору уничтожили во время строительства Иерусалимского Храма, остался только фундамент. По преданиям, краеугольный камень возвышался одиноким утесом на местности и мешал строителям Иерусалимского Храма. И тогда древние строители решили пожертвовать святым камнем ради святого места и попросту разрушили выступавшую над поверхностью часть горы. Площадь строившегося Иерусалимского Храма была укреплена мощными подпорными стенами и разрушеную скалу камня мироздания строители заложили между этими стенами. Получился как бы большой рукотворный земляной аквариум размерами примерно 161 на 67м, ограниченный подпорными стенами и фундаментом краеугольного камня. Заполнен этот своеобразный аквариум был раздробленой горной породой камня мироздания, а над ним уже и был воздвигнут Храм. Кстати, святыня еврейского народа - Стена Плача является частью западной подпорной стены Иерусалимского Храма, а не храмовой стеной. На святом месте сохранился только фундамент камня мироздания, а само место после возведения Иерусалимского Храма получило еще одно название- Храмовая гора.
Верхнюю часть оставшегося камня теоретически можно увидеть на Храмовой горе Иерусалима в мечети Омара (еще одно название мечети - «Золотой купол» или «Купол над скалой»). Почему многие из нас не могут увидеть открытую для обозрения верхнюю часть камня мироздания в мечети Омара, - будет сказано немного позднее. А пока поговорим о знаменитой мечети «Золотой купол».
Мечеть Золотой купол (Омара) фактически мечетью, т.е. местом молитвы, не является. Это памятное монументальное сооружение, построенное по распоряжению халифа эль-Малика над камнем мироздания в 691 году. Полагают, что здание построено на развалинах византийского храма (чем и обусловлена его форма), который, в свою очередь, построен на развалинах Иерусалимского Храма. Подтвердить или опровергнуть эту гипотезу не представляется возможным, так как археологические раскопки в этом районе запрещены мусульманским административным советом, в ведении которого находится сегодня Храмовая гора. Этот запрет, правда, не мешает мусульманам уничтожать в последние годы еврейские историко-археологические ценности на Храмовой горе…
Здание мечети, увенчанное золотым куполом, имеет форму восьмигранника, длина каждой стороны – 22,3 метра, в здании насчитывается 36 окон и четверо ворот, ориентированных по сторонам света. Высота мечети Омара 56 метров, высота купола, возведенного над скалой,- 30 метров, диаметр его – 20,5 метра. Последняя реставрация золотого купола мечети проводилась в начале 90-х годов прошлого века под покровительством короля Иордании Хусейна. На золочение купола пошло около 80 килограммов золота, реставрационные работы стоили полтора миллиона долларов США.
В мечети расположен кусок предположительно известняковой скалы размером 13 на 17 метров, возвышающийся примерно на 2 метра выше уровня пола (744 м выше уровня моря), который и отождествляется с верхней частью камня мироздания.
Существует предание, что в храмовые времена в районе священного камня располагалась Святая Святых Иерусалимского Храма. В ней хранились Скрижали Завета, полученные Моисеем от Всевышнего на горе Синай (кстати, по еврейским преданиям, Скрижали были написаны Всевышним на двух образцах камня мироздания).После разрушения Храма Скрижали упали на землю недалеко от скалы и находятся там до настоящего времени на глубине нескольких метров в районе современной мечети Омара. И, чтобы не осквернять ногами святыню, не топтать ее, евреям был запрещен вход и в мечеть Омара, и вообще на Храмовую гору. Вообще-то, зная топографию местности, в принципе, можно подняться на Храмовую гору, нельзя только заходить в мечеть Омара, где находились Скрижали Завета. Но общий запрет подьема на Храмовую гору существует, и тут уже каждый принимает решение индивидуально: подниматься или нет. Хотя в последнее время, с началом в двухтысячном году арабской интифады Аль Акса, вход на Храмовую гору практически закрыт, так что вопрос подьема на гору временно снят с повестки дня…
Из литературных источников известно, что в мечети Омара под камнем расположена пещера, называемая арабами «святой пещерой», «пещерой бездны» или же «колодцем душ».По арабской традиции считается, что именно здесь в день Страшного Суда будут собраны души всех умерших. На стенах пещеры имеются надписи, указывающие места молитв праотца Авраама, царей Давида и Соломона, пророка Элиягу (Ильи), а также место, где стоял ангел Джибраил (Гавриил), когда, по мусульманскому преданию, пророк Мухамед взлетал с камня на небо. Камень, не желая расставаться с любимым пророком, тоже начал подниматься в небо и тогда Джибраил рукой придержал непослушную скалу. В память об этом событии, естественно, остался на камне и отпечаток руки расторопного ангела и трещина, появившаяся после успешного подъема пророка.
В пещеру, как считается, собираются ветры со всего света и затем разлетаются в разные стороны. В потолке пещеры имеется отверстие. Существует гипотеза, что именно через это отверстие в период Иерусалимского Храма стекала кровь жертвенных животных.
Сегодня, по прошествии многих сотен лет, нам представилась уникальная возможность увидеть «камень фундамента, на котором основан мир»,- краеугольный камень Земли, вне пределов Храмовой горы, на которую евреям, как известно, вход запрещен. Увидеть нижнюю часть краеугольного камня Земли можно в древнем туннеле Хасмонеев, который был открыт для широкой публики в сентябре 1996 года.
В туннеле Хасмонеев для обозрения доступен небольшой участок камня мироздания в основании Храмовой горы с хорошо просматриваемыми включениями минералов зеленого и черного цветов,возможно, медесодержащие и железосодержащие минералы.
Обращает внимание несоответствие внешнего вида нижней части камня в туннеле Хасмонеев и верхней части, расположенной в мечети Омара. Если в туннеле Хасмонеев мы видим горную породу с минеральными включениями преимущественно зеленого и черного цветов, то верхняя часть камня мироздания в мечети Омара представлена однообразной породой, вероятно, известняком. Почему же визуально отличаются верхняя и нижняя части священного камня? Естественно, делать однозначные выводы по результатам визуального осмотра камня и анализа фотографий не представляется возможным. Говорить о проведении специальных видов анализа камня мироздания, учитывая ближневосточные политические реалии, можно только в виде пожеланий на весьма отдаленное будущее. Сегодня остаются предположения и гипотезы.
В результате собственных геологических наблюдений, изучения литературных материалов, консультаций специалистов можно сделать определенные гипотетические выводы о увиденном камне мироздания, его природе и влиянии на людей.
Первое, что бросается в глаза при осмотре камня в туннеле Хасмонеев,- его отличие от окружающих горных пород и от верхней части камня в мечети Омара (Золотой купол). В районе Старого города Иерусалима, где находятся Храмовая гора и туннель Хасмонеев, преобладают карбонатные породы (преимущественно известняки) различной степени доломитизации и глинизации,- это осадочные горные породы. Минеральные включения в камне в туннеле Хасмонеев, как представляется по результатам визуального осмотра, являются результатом вулканической деятельности и это уже осадочно- вулканогенные породы. С этим согласен и бывший сотрудник Академии Наук Белоруссии литолог ("литос"- греч.- камень, "логос"- изучать) д-р Илья Урьев, проживающий сегодня в Иерусалиме.
Итак, не исключено, что в районе краеугольного камня миллионы лет назад произошло внедрение вулканогенных пород, минеральные включения которых черного и зеленого цвета мы видим сегодня в туннеле Хасмонеев.В результате этого изменилась форма камня,- вспомните «пещеру бездны» в мечети Омара. Камень приобрел дополнительные магнитные, энергетические, тепловые и другие свойства, резкое отличающие его от окружающих пород.
Может быть именно поэтому на фоне монотонных Иудейских гор наш праотец Авраам увидел (и почуствовал) скалу, отличавшуюся от соседних гор как по цвету, так и по внешнему виду? И именно поэтому эта скала и была выбрана для жертвоприношения Ицхака?
Поскольку состав почвы в районе краеугольного камня отличался от соседних районов, здесь произрастали и особые виды растений. Название, закрепившееся за этим местом в библейские времена,- «Страна Мориа» или же «гора Мориа». «Мориа» переводится с древнего канаанского языка как «шалфей» (иврит- «марва»). По одной из гипотез, много росло шалфея в этом месте, и само место назвали по имени маленького пушистого цветка, по внешнему виду похожего на семисвечники-меноры.
Но почему же это место было названо «страшным»? Почему утверждалось, что сам Всевышний присутствует здесь? Вот как ответил на этот вопрос великий еврейский мыслитель Рамбам в далеком от нас 12 веке в работе «Бейт ха бхира»: Говорится о «…месте, на котором Авраам построил жертвенник и на нем связал своего сына Исаака. На том же месте Ной построил алтарь, когда вышел из своего ковчега и там же стоял жертвенник, на котором приносили жертвы Каин и Авель, и там же принес жертву Адам, первый человек, и там же он был создан».
Следует вспомнить гипотезу советского ученого академика Вернадского, который выделял на планете Земля так называемую «ноосферу»- единую сферу природной и разумной (или не очень разумной) человеческой деятельности. Сторонником этой теории в нашей стране является д-р Яков Беккер, ныне житель иерусалимского района Гило. Согласно этой гипотезе, как природа может воздействовать на жизнь и деятельность человека, так и человек своей общественной и духовной деятельностью вызывает ответную реакцию природных сил. В частности, д-р Беккер связывал землетрясения в Узбекистане в конце 80-начале 90-х годов двадцатого века с небывалым разгулом насилия в этих местах: гражданскими волнениями, грабежами и убийствами мирных жителей. Сюда же можно отнести и разрушительное Спитакское землетрясение, произошедшее в период жестокой войны за Нагорный Карабах.
Интересно, что самая сейсмоопасная зона Европы – Балканский полуостров, в то же время самая взрывоопасная и политически нестабильная территория. После многочисленных природных и политических катаклизмов конца 19 – начала 20 века именно здесь с убийства студентом Гаврилом Принципом австрийского эрцгерцога Фердинанда в городе Сараево в 1914 году и началась первая мировая война. Кстати, одно из самых разрушительных землетрясений в мировой истории произошло в Сараево в 1963 году.
А сколько войн прокатились по Святой Земле и Иерусалиму, сколько было пролито и проливается крови возле камня мироздания…
Природных катаклизмов в районе краеугольного камня было великое множество. Одно из первых описаний такого катаклизма,- это библейский рассказ о разрушении городов Содома и Гоморы, располагавшихся, как представляется, в районе Мертвого моря, по сегодняшним меркам, - в двух часах езды от Иерусалима.
То давнее время, выражаясь современным языком, было временем народных волнений, сейсмической нестабильности, активизации сейсмоопасного планетарного Сирийско-Африканского разлома и значительной вулканической деятельности.
Да и разрушение Иерусалимского Храма и камня мироздания, опустошение Святой Земли, многовековое изгнание евреев с родных мест,- это можно рассматривать и как природный, и как духовный катаклизм.
Не исключено, что именно духовная связь еврейского народа с разрушеной горой Мориа и оскверненным камнем мироздания как-то опосредствованно влияла и на многочисленные галутные бедствия евреев: изгнания и издевательства, ужасные погромы, убийства, инквизиции, Хмельницкого, Гитлера, Катастрофу европейского еврейства. Да и сейчас далеко до мира и благополучия на Святой Земле.
Но ведь не только бедствия и катастрофы переживал этот район. Были здесь и времена величия, средоточия мудрости и славы. Интересно, что во все эти времена краеугольный камень был окружен особым почетом и уважением. История не донесла до нас сведений о значительных природных катастрофах того времени, когда краеугольный камень находился в Святая Святых Иерусалимского Храма. Зато существует много описаний достатка и благополучия в земле Мориа в те давние времена…
В прямом смысле в двойственном положении находится краеугольный камень на протяжении последних нескольких десятков лет в неспокойном святом городе Иерусалиме. Верхняя часть камня охраняется в мечети Омара мусульманским советом Храмовой горы, а нижняя находится в туннеле Хасмонеев под контролем правительственных организаций Государства Израиль. Сколько времени такое положение будет сохраняться и как это скажется на политической стабильности региона,– покажет время.
Комментариев нет:
Отправить комментарий