Виктор
Шендерович, Дмитрий Быков. В литературной тусовке России эти два еврея –
личности заметные, яркие, талантливые. Шендорович согласен евреем быть. Быкову
это не нравится. Оба автора плечом у плечу сражаются с правящим режимом во
главе с В.В. Путиным. Собственно, и заметны они, прежде всего, как бойцы на
баррикаде. Сколько страсти, сколько ненависти к гаранту, сколько решимости
довести свое дело до конца. До победы в России подлинной демократии, свободы, правового
общества и так далее. Та страна, в которой им приходится жить, их категорически
не устраивает. Спорить не приходится. Нынешняя России, похоже, утратила шансы к
серьезному обновлению и начинает искать себя в мало привлекательном прошлом. В трагедии и ошибках прошлого.
Но проблемы, подчас, очень существенные, были
у северной империи всегда, на протяжении всей тысячи лет ее существования, но
наряду с проблемами была культура, традиции и первоклассное искусство, особенно
литература. Сомерсет Моэм считал, что в мире есть две великие литературы:
русская и французская. И он был прав. Можно ли литературу нынешней России
назвать великой? Нет, конечно. Все по рецепту Н.А. Некрасова. Классик разрешил - и поэты исчезли, остались
одни граждане. Нет, и Быков и Шендерович – люди многопищущие, но прозой и
стихами назвать то, что слышится и публикуется,
- трудно. Оба автора «к штыку приравняли перо». И вот здесь начинаются проблемы,
теперь уже не России, а Быкова и Шендеровича.
Антон Чехов советовал писателям «сидеть в
потемках» и тихо делать свое дело. Он видел в творчестве нечто интимное,
далекое от пошлости толпы и массовки. Сегодня ни о каких «потемках» не может
быть и речи. За потемки и тишину никто нынче денег не платит. Оба наши автора
сверкают и гремят в эфире и на сцене. Не знаю, есть ли свой продюсер у
Шендеровича, но Быков – это целая фирма, с планами занятости и расценками за
выступления. Нужно быть на виду. Необходимо постоянно напоминать о себе – иначе
забвение и нищета. Так устроен нынешний литературный мир. Но мне кажется, что
именно это устройство: громкого шоу, постоянной необходимости мелькать, быть на
виду – саму литературу уничтожает начисто.
Скажут, что Быков и Шендерович – авторы книг
прозы и поэзии, причем совсем не дурного качества. Это верно, но, на самом деле,
этим «не дурным качеством» – все и кончается. Скажут, что подобное наблюдается
во всем мире, что практически некому вручить Нобелевскую премию по литературе,
что общественной деятельностью заняты Шендерович и Быков по необходимости,
из-за отсутствия в народе интереса к «поэту» и обостренного внимания только к «гражданину».
Все это так, но иной раз кажется, что, если бы не стрельба по воробьям из пушки, сколько бы
первоклассной прозы и великолепных поэм и стихов написали бы эти двое! А Путин?
Что Путин? Как признавался король из бессмертной сказки Евгения Шварца: «Все
мы изверги - один к одному». Наверно, и Быков, и Шендерович не догадываются,
что своим поединком не на жизнь, а на смерть с президентом России – они, тем
самым, поднимают этого человека, делают его ровней себе, аристократом,
достойным дуэли. Невольно ставят на одну доску себя с обычным человека власти.
Никогда, в истории русской словесности, такого не было. Никогда Пушкин, Толстой
или Чехов не позволяли себе путать должность хозяина с призванием от Бога. Зло
не замешивалось с добром, а существовало отдельно. Ну, ладно: был бы у этих
литераторов - евреев шанс на выигрыш в борьбе с «партией жуликов и воров» - так
нет его и в помине. Один фейерверк с искрами для своих же единомышленников.
Понимаю, деньги проклятые. «На Путине» делать их пока можно и на принятии этой фигуры и на критике её, а вот на литературе - затруднительно. Все понимаю «общество потребления» диктует свои дьявольские
законы. И нужно особое мужество, чтобы уйти в тень и заняться своим, кровным
делом: Божьим делом литературы и любви, а не пустой суетой обычной ненависти к очередному
временщику в истории России.
Комментариев нет:
Отправить комментарий