Герои-грешники
23.10.2015
Комментируя недельную главу Лех Леха, великий еврейский мудрец Нахманид, живший в XIII веке, беспощадно критикует Сару и Авраама. Во-первых, за то, что Авраам, придя уже в землю Ханаанскую, решает продолжить свой путь и спуститься в Египет, потому что «голод был в Земле Ханаанской». Нахманид пишет, что «наш праотец Авраам совершил великий грех, сделав свою жену приманкой для чужого вожделения. Ему следовало уповать на Всевышнего, что Он защитит и его, и его семью, и всё, что у него, поскольку в Его власти помогать людям и спасать их. Кроме того, он покинул Святую Землю по причине страшного голода и тем самым совершил еще один грех, потому что Всевышний избавил бы его от голодной смерти. Именно из-за этого поступка Авраама его потомкам впоследствии было суждено снова оказаться в Египте и попасть в рабство к фараону».
Впрочем, другие еврейские мудрецы находили обильное число аргументов в защиту позиций Сары и Авраама. В Святой Земле был голод, прямых указаний от Всевышнего по вопросу своих действий в этой ситуации они не получили, что ж им было делать – умирать с голоду? Да и в Египет они отправлялись впервые, средств коммуникации тогда не было, и о нравах этого места они ничего не знали, как и не знали, что подвергнут там свою жизнь опасности.
Нахманид осуждает и Сару. Отчаявшись забеременеть, она уговорила Авраама взять в наложницы служанку Агарь в надежде, что хотя бы она родит Аврааму сына. Когда же Агарь забеременела и «перестала уважать свою госпожу, она начала ее притеснять», и Агарь сбежала в пустыню. Вот как комментирует эту историю Нахманид: «Согрешила праматерь наша, с нею же согрешил и Авраам – так как допустил, чтобы она мучила служанку. Но Господь внял скорби Агари и даровал ей сына – Ишмаэля, человека необузданного, потомки которого истязают сынов Авраама и Сары всеми видами мучений».
Впрочем, и на этот выпад Нахманида другие мудрецы приводят ответные доводы. Во-первых, Агарь, и это прямо сказано в тексте Торы, вела себя неуважительно по отношению к Саре, так много для нее сделавшей, возведшей ее фактически в ранг второй жены. И Сара не хотела и не должна была терпеть в своем доме такое неуважение к себе. А во-вторых, если посмотреть на развитие этой истории, уже после рождения Ишмаэля и возвращения Агари из пустыни обратно между женщинами снова начались трения, Аврааму было сложно в этой ситуации, и на этот раз Всевышний повелел ему: «Слушаться жены своей Сары».
Получается, на все критические замечания Нахманида есть свои контраргументы. Для чего же он их озвучил? Вряд ли просто от желания покритиковать: Нахманид один из крупнейших еврейских авторитетов и комментаторов Священных текстов и Талмуда. Вероятно, таким образом он стремился показать причинно-следственные связи в истории еврейского народа. Объяснить, почему еврейский народ оказался в результате в египетском рабстве, и откуда взялись исламские террористы. Ведь были они уже во времена Нахманида, просто назывались тогда по-другому – альмохады. Эта династия радикальных исламистов положила конец расцвету Испании, случившемуся в период правления Омейядского халифата.
В позиции Нахманида по отношению к Саре и Аврааму доминирует стремление подчеркнуть отрицательную сторону их поступков. Вероятно, это он делает еще и для того, чтобы дать ответ на главный вопрос, возникающий во время прочтения недельной главы Лех Леха, да и всей книги Берешит: как нам относиться к представляющим сомнения с моральной точки зрения поступкам праотцов?
Истории, рассказанные в Торе, в моральном отношении зачастую довольно неоднозначны. Можно вспомнить, как Яков за чечевичную похлебку выкупил у Эйсава первородство, или как Шимон и Леви вырезали целый город, мстя за изнасилованную всего одним его жителем свою сестру Дину. При этом сама Тора крайне редко дает однозначную характеристику поступкам героев ее повествования. И поступки эти, мягко говоря, далеко не всегда можно использовать в качестве образцов нравственного поведения. При этом именно на Торе базируются все моральные догмы человечества. Как такое возможно?
Во-первых, Тора – это не черное и белое, есть громадное число полутонов. В Торе сжато и лаконично изложена канва истории, а множество деталей передавалось в рамках устной традиции от отца к сыну и сейчас известны нам в виде мидрашей и комментариев мудрецов. Из них, например, можно узнать, как Сара видела, что Ишмаэль, сын Агарь, поклоняется идолам, предается разврату и совершил убийство. И именно поэтому попробовала второй раз изгнать их из своего дома, потому Всевышний и повелел Аврааму в данном случае слушаться Сары.
Во-вторых, нравственный образ жизни формируется не в одночасье. В детстве мы воспринимаем истории из Торы как рассказы о героях и злодеях. Мы учимся разделять поступки на хорошие и плохие. Взрослея, мы постепенно осознаем, что мир гораздо сложнее и большинство вещей невозможно вот так влегкую разделить на хорошие и плохие.
Стоит ли идти в Египет? Или остаться в Ханаане? Что делать с сыном служанки, который сам учится дурному и плохо влияет на вашего собственного сына? Думать, что такие проблемы имеют простые и очевидные решения и легко даются людям, может только незрелая личность. И в разные периоды жизни мы понимаем библейские истории на разных уровнях.
Людям присуще множество разнообразных качеств, и ни один из персонажей Торы не идеален. История героя Ноаха, единственного персонажа Танаха, который открыто был назван праведником, закончилась пьянством и унижением. Моше, Аарон и Мирьям также были наказаны за свои грехи. Впрочем, как и царь Давид. Царь Шломо, мудрейший из людей, написал в Коэлет, более известной как книга Экклезиаста: «Ибо нет на земле такого праведника, который творил бы благо и не согрешил бы». Ни одна из книг Священного текста не идеализировала героя и не делала из его образа культ. Напротив, даже у отрицательных героев библейского повествования есть свои положительные черты характера. Например, Эйсав очень любил своего отца Ицхака, всегда старался заботиться о нем, да и вообще ценил семью: встретив своего брата Якова после многих лет ссоры и вражды, он обнимает и целует его. Дочь фараона, поработившего еврейский народ, оказалась праведной и доброй женщиной, воспитавшей Моше как родного сына. А потомки Кораха, поднявшего в пустыне восстание против Моше, воспевали псалмы в Храме. Всё это свидетельствует об отказе от дуализма в иудаизме, хотя он очень привычен для многих других религий. Мир сложнее и не разделяется на «людей света» и «людей тьмы».
Немецко-американский философ и поэт Вальтер Кауфман писал: «В Индии Джина и Будда, основавшие в VI веке до новой эры две новые религии, впоследствии были обожествлены своими последователями. В Китае Конфуций и Лао-цзы также уподобились богам. По мнению многих нехристиан, Иисус также был обычным человеком, воспетым в качестве бога. Одним из родителей героев древнегреческих мифов непременно были бог или богиня, поэтому со временем граница между богом и человеком в этой культуре оказалась размытой. Фараон всегда считался в Египте богом. В народе же Израиля ни один человек не был наделен божественным или полубожественным статусом. И это одно из уникальных свойств Ветхого Завета».
В иудаизме никогда не было ни культа Авраама, ни культов Ицхака, Якова или Моше. Как и культов других исторических героев. Неслучайно «никто по сей день не знает, где погребен Моше»: его могила была сокрыта для того, чтобы ее никогда не превратили в место паломничества. И Тора честно указывает на ошибки величайших из людей. Всевышний не просит нас стать безупречными – это невозможно. Он хочет, чтобы мы жили и ежедневно решали, что хорошо, а что плохо для нас, и как себя вести.
Нравственная жизнь – это не какая-то точка или высота, которую ты взял и удерживаешь. Это процесс, постоянное движение, и даже великие могут совершать ошибки, а люди, на первый взгляд, недостойные – неожиданно демонстрировать положительные качества. Тора призывает нас быть скромными в суждениях о себе и щедрыми по отношению к другим. Это уникальное сочетание идеализма с реализмом и есть нравственность – в самом ее расцвете.
Джонатан Сакс
Материал подготовила Шейндл Кроль
http://www.jewish.ru/
Комментариев нет:
Отправить комментарий