четверг, 1 июля 2021 г.

П.В. Осколков Политизация этничности и этнизация политики

 

П.В. Осколков

Политизация этничности и этнизация политики

Ознакомительный фрагмент из книги: "Очерки по этнополитологии", Аспект пресс, Москва, 2021

...В последние десятилетия наблюдается явление, получившее название этнического парадокса современности: казалось бы, отошедшие в архаику концепты с новой силой заявляют о себе, приводят к человеческим трагедиям, способствуют созданию новых государств и в целом совершенно не спешат в уготованную им могилу. Происходят как политизация этничности, так и этнизация политики, а также иных сфер жизни, которые напрямую не связаны с этническими характеристиками, - таких, как спорт или бизнес. Политизацию этничности можно определить как наделение этничности политическими функциями. Также необходимо упомянуть и сходный по смысловому наполнению термин этнополитическая мобилизация, который подразумевает стимулирование определенных общественных настроений путем задействования этнической идентификации...Иными словами, во всех случаях, когда этнос заявляет о себе как о политической силе (а не только как о любопытном экспонате в антропологическом музее), речь идет о политизации этничности и об этнополитической мобилизации.

Политизируется этничность, как правило, реактивно, в ответ либо на крупномасштабные общественно-политические потрясения, которые требуют от этнических групп определенного поведения, чтобы они не оказались ущемлены в своих правах, либо на репрессивную политику со стороны ?национализирующего государства? (термин Роджерса Брубейкера). Так, баскское и каталонское национальные движения политизировались и приобрели наиболее активную политическую форму именно в ответ на репрессии со стороны режима Ф. Франко (возникнув, впрочем, гораздо раньше); то же произошло и с фламандским и бретонским национальными движениями в ответ соответственно на бельгийскую и французскую централизаторскую политику. Характерны эти явления не только для Европы: в ответ на репрессивную политику активизировалось берберское национальное движение в алжирской Кабилии, получили популярность курдские националистические движения в Турции и соседних странах.

...

Вероятно, манипуляции общественным сознанием и реакции на ту или иную политику - взаимосвязанные явления, и к политизации этничности обычно приводит совпадение множества факторов.

Таким образом, предварительно суммируя, мы можем выделить следующие основные факторы этнополитической мобилизации (список, безусловно, не исчерпывающий): недовольство этнической группы различными аспектами собственного статуса, политические возможности, материальные и нематериальные ресурсы, целенаправленные действия этнополитических элит. Дж. Ротшильд считал, что рост этнополитической активности связан с политической и экономической модернизацией второй половины XX в., точнее, с неравномерностью этой модернизации: необходимость борьбы за ресурсный потенциал оказалась подкреплена ?окном возможностей?, открывшимся в результате модернизационных процессов. Однако подобный подход подразумевает ?пробуждение? этничности в достаточно определенный момент истории; тем не менее ?пробуждение? и ?угасание? этничности - это циклический процесс, происходящий столько, сколько существуют этносы, и привязывать мобилизацию к конкретному историческому моменту вряд ли целесообразно.

Не стоит полагать, что этнополитическая мобилизация всегда подразумевает конфликтное развитие. Если этничность приобретает политические функции, как правило, конечной целью этого процесса является повышение статуса этноса в соответствующем государстве. В такой ситуации многое зависит и от стратегии, избранной самой этнической группой (если баски и корсиканцы предпочли прибегнуть к террору, то фламандцы и каталонцы действовали преимущественно в рамках закона), и от ответных мер со стороны государства. Предоставляя этническим группам, ранее ущемленным в правах (или формирующих соответствующий образ), большую автономию или гарантии политического представительства (о чем речь пойдет далее), нередко государство может нивелировать процесс этнополитической мобилизации. Безусловно, однажды приобретя политические функции, этничность их в краткосрочной перспективе не потеряет; однако конфликта вполне возможно избежать при наличии воли к такому избеганию с обеих сторон.

Если речь идет об этнополитической мобилизации, то можно говорить и об этнополитической демобилизации. Любой процесс социальной мобилизации, на каких факторах он ни был бы выстроен, по определению кратковремен: невозможно постоянно поддерживать группу в мобилизационных условиях, первоначальный этнополитический ?заряд? имеет свойство иссякать, а группа — уставать от мобилизованного состояния. И чем быстрее возможный конфликт (если речь идет о конфликте) будет нивелирован, тем быстрее этничность демобилизуется.

Процесс (им)миграции, в первую очередь демографический и экономический, часто имеет этнический аспект (в случае очевидной иной этнической принадлежности мигрантов), что влияет на степень актуальности этнополитических вопросов в общественной жизни... К проблеме возникающей в том числе и таким образом ксенофобии, этнического и цивилизационного национализма мы вернемся в последующих главах.

(конец ознакомительного фрагмента)

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Красильщиков Аркадий - сын Льва. Родился в Ленинграде. 18 декабря 1945 г. За годы трудовой деятельности перевел на стружку центнеры железа,километры кинопленки, тонну бумаги, иссушил море чернил, убил четыре компьютера и продолжает заниматься этой разрушительной деятельностью.
Плюсы: построил три дома (один в Израиле), родил двоих детей, посадил целую рощу, собрал 597 кг.грибов и увидел четырех внучек..