Основой для этого цикла послужили многочисленные статьи и эссе, написанные Алексом Тарном на эту и сопутствующие темы, а также документальная повесть, посвященная относительно давним поколениям его семьи. Хаскала в Европе и в России, народничество, Чириковский инцидент, дилеммы, стоящие перед образованными евреями в начале прошлого века, гибель традиционных местечек черты оседлости, насильственная ассимиляция евреев в Советской России, сравнимая с насильственным крещением в большевизм… - все это требовалось осмыслить в рамках некой единой парадигмы, понять, откуда всё вышло и куда придет.
Мы должны вести этот дискурс сами – свой, еврейский дискурс. Мы должны говорить о себе, о своей судьбе, а так называемые «судьбы России… мира… вселенной…» оставить пока их соответствующим гражданам. Мы рассматриваем этот цикл лекций как часть общего большого разговора, в котором еще предстоит проанализировать историю завершившегося на наших глазах еврейского присутствия в России – проанализировать честно, с точки зрения самих евреев, без оглядки на гневный окрик великодержавного гоя.
Почти каждая из затронутых здесь тем требует куда более глубокого погружения, чем то, которое возможно в рамках короткого цикла лекций. Тем не менее, при всей вынужденной поверхностности изложения, мы надеемся передать атмосферу уникальности завершившейся эпохи еврейского присутствия в России, надеемся, что предложенная здесь парадигма временной трансформации еврейской галутной истории из двухполюсной (Традиция vs Ассимиляция) в трехполюсную (Традиция vs Сионизм vs Ассимиляция) найдет отклик в умах и сердцах слушателей.
Ментальные особенности ассимилированных российских евреев разбираются прежде всего на примере евреев-литераторов. И, в качестве «лабораторной работы», - сравнительный анализ русской рождественской поэзии авторов-евреев и авторов-«представителей коренной национальности». Ведь именно они, эти чисто ментальные различия, сигнализируют окружающим нас людям, что перед ними «другой», чужак, следствием чего является ксенофобская реакция, естественная для каждого живого существа. Именно это – ментальные различия (а не религия и атеизм, богатство и нищета, вездесущесть и ограниченность, высокомерие и самоуничижение и прочие т.н. «материальные» причины) являются причиной того, что именуется «антисемитизмом».