Роман
продолжается.
Борис
Гулько
Конец осени и
начало зимы евреи проводят, разбираясь в житейских хитросплетениях наших
патриархов. В годичном цикле изучения Торы – от Симхат Торы и примерно до
Хануки – мы читаем главы, посвящённые первым поколениям евреев. Комментарии,
некоторым по тысяче лет и больше, объясняют скрытое в повествовании. Важно осознать:
почему произошедшее когда-то с праотцами – столь важно для судеб человечества
сегодня?
Понять смысл описываемых
событий, рассматривая их по отдельности, мудрено. Наш первый патриарх Аврам,
спасаясь от голода в Ханаане, спустился в Египет. «Когда он близко подошел к
Египту, то сказал он Сарай, жене своей: вот, я знаю, что ты женщина, прекрасная
видом; И когда увидят тебя египтяне, то скажут: "Это жена его"; и
убьют меня, а тебя оставят в живых. Скажи же, что ты мне сестра, дабы мне
хорошо было ради тебя…» (Бытие 12:11-13) Так и произошло: египтяне забрали Сарай
в гарем фараона. А тот «оказал Авраму милость ради нее; и был у него мелкий и крупный
скот, и ослы, и рабы, и рабыни, и ослицы, и верблюды. И поразил Господь фараона
и дом его большими язвами за Сарай, жену Аврама». (12:16-17) Сарай вернули мужу, и стал «Аврам очень богат скотом, серебром и золотом» (13:1-2).
Было бы неверно
сделать вывод из этой истории, что Аврам был робок. Через несколько лет после
умыкания Сарай армия четырёх царей увела в плен жителей Содома, а также жившего
среди содомчан племянника Аврама и брата Сарай Лота с его семьёй. Услышав об
этом, Аврам «вооружил воспитанников своих, рожденных в доме его,
триста восемнадцать, … и бил их, и преследовал их до Ховы, что влево от Дамаска.
И возвратил всё имущество, а также Лота, сродника своего, и имущество его
возвратил, а также женщин и народ» (14:14-16).
Важное событие случилось
вскоре: «После этих происшествий было слово Господа к Авраму в видении, и
сказано так: не бойся, Аврам, Я щит тебе; награда твоя весьма велика… посмотри-ка на небо и сосчитай звезды; ты
сумеешь счесть их?... таково будет потомство твое… В этот день заключил Господь
с Аврамом союз, сказав: потомству твоему Я отдал землю эту, от реки Египетской
до реки великой, реки Евфрат» (15:1-18).
Вряд ли Аврам был
награждён за спасение жителей Содома. Тем освобождение не пошло впрок. Скорее
наоборот, оно содомчан погубило. Вскоре «Господь пролил дождем на Содом и на Гоморру
серу и огонь», (19:14) уничтожив всех его жителей кроме вынесенных ангелами из
города Лота и двух его дочерей. А окажись содомчане в плену – спаслись бы.
Не менее
загадочна история похищения нашим праотцом Яковом у отца своего Ицхака
благословения основателя избранного народа: – «Проклинающие тебя – прокляты; благословляющие
тебя – благословенны!» (27:29), приготовленного Ицхаком для другого сына –
Эйсава. Чтобы имитировать перед слепым отцом образ Эйсава и получить
благословение, Якову пришлось нарядиться в одежды брата, а руки и шею, изображая
волосатость Эйсава, прикрыть шкурками
козлят.
Другой обманщик
– дядя Якова и отец его жён Лаван – в число праотцов не включён, и, более того,
в пасхальной Агаде мы читаем о нём: «Что хотел сделать Лаван-арамеянин Яакову,
отцу нашему? Фараон приказал (уничтожить) одних только еврейских мальчиков, а
Лаван желал искоренить всех, как сказано: «Арамеянин – губитель отца моего...».
Обман Лаваном
Якова тоже был связан с переодеванием (точнее – с раздеванием) – он подменил
Якову в первую брачную ночь свою младшую дочь Рахель старшей – Леей. Благодаря
этому подлогу наш праотец имел двух жён вместо одной и не 4-х сыновей, а 12; евреи
же, соответственно, 12 колен. Мы должны быть Лавану за это премного благодарны.
Однако культивируем к нашему предку дурные чувства.
Я думаю, основное
послание помянутых историй и многих других в первых главах Торы – оно о любовных
отношениях Создателя и его народа евреев. Всевышний сообщает через пророка
Исайю о своей любви к нам: «Сделаю тебя светом для народов»; «Забудет ли женщина младенца своего, не жалея сына чрева
своего?» и о наших с Ним семейных отношениях: «Супруг твой – Создатель твой, Господь
Цеваот – имя Его» (49:6 - 54:5), а через пророка Хошею: «И обручу тебя Мне
навеки… и обручу тебя Мне верностью, и познаешь ты Господа» (2:21-23).
Действия наших
праотцов и праматерей тоже объясняются любовью – их ответной любовью к Творцу. Дважды
в день в своей главной молитве «Шма Исраэль» мы произносим: «Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем своим,
и всей душою своей, и всем существом своим». Этой взаимной любви посвящена библейская «Песнь песен». Комментарии в Сидуре
(издательства Артскрол) сообщают, что «виток кожаного ремешка тфилина
(который соблюдающий еврей накладывает по утрам 6 раз в неделю) на среднем
пальце руки подобен кольцу, которое жених одевает на палец невесты».
Первые главы
Тора – это любовный роман. В ракурсе любовного романа, со всеми его атрибутами,
становятся понятными многие загадочные действия наших праматерей и праотцов. Яков,
перекупая у своего брата Эйсава первородство и перехватывая отцовское
благословение главы народа, стремился стать предельно близким Всевышнему – и достиг
этого. Вскоре после получения им благословения от Ицхака, Якову было сказано: "Я
Бог – Всесильный Авраама, отца твоего, и Всесильный Ицхака. Землю, на которой
ты лежишь, – тебе отдам ее и потомству твоему… и благословятся тобою и
потомством твоим все племена Земли» (28:14-15).
Из этого обещания
видна особая роль Святой Земли в отношениях Создателя с евреями, его любовного
подарка нам. Поэтому понятно наше отвержение Лавана, который хотел отвадить
Якова от верности дарованной ему Земле обетования, желал, чтобы Яков со своей
семьёй растворились среди жителей Арама. Верность Святой Земле – обязательный
атрибут наших интимных отношений с Творцом. О ней говорится и в знаменитом эссе
рава Й.Б.Соловейчика «Голос любимого зовёт».
Главный продукт
любви – дети. В акте зачатия, учат мудрецы, задействованы трое: отец, мать и
Всевышний. Рожая, праматери продолжали развивать наш любовный роман с Творцом.
Через них осуществлялось обещанное Авраму: «Сосчитай звезды; ты сумеешь счесть
их?... таково будет потомство твое».
Как многие важные
дела, акт любви наших праотцов и праматерей ко Всевышнему – принесение в этот
мир детей – оказывался часто чрезвычайно трудным, требовавшим нестандартных
решений. Вернёмся к истории, в которой Аврам и Сарай спустились в Египет. Они
уже были женаты более полувека. Сарай оказалась бесплодной. Поэтому Пинхас
Полонский предлагает объяснение, что Аврам сознательно допускал ситуацию, при
которой Сарай заберут в гарем фараона, а он сможет взять себе в жёны египтянку,
с которой родит потомство. Но Всевышнему такой ход событий оказался неугоден.
Прошло ещё 10
лет, и «сказала Сарай Авраму: «Вот, Господь лишил меня
плодородия; войди же к рабыне моей: может быть у меня будут дети через неё»
(16:2). И родила Агарь, служанка Сарай, от Аврама сына Ишмаэля, прародителя
арабов. А Сара (ей и её мужу Всевышний к тому времени изменил имена) в 90 лет
зачала от Авраама, и родила нашего второго праотца Ицхака.
Подобным же
образом подстёгивали своё плодородие жёны Якова: «Увидела Рахель, что она не
родила Яакову… И она сказала: вот служанка моя, Бильга; войди к ней; пусть она
родит на колени мои, чтобы и я имела детей через нее. И она дала ему Бильгу, рабыню свою, в жены» (30:14). После того, как Бильга
родила Якову двоих сыновей, прошло время, «и вспомнил Бог о Рахели, и услышал ее Бог, и отверз утробу
ее. И она зачала, и родила сына» (30:22-23). Между тем «увидела Лея, что перестала рождать, и взяла рабыню свою
Зильпу, и дала ее Яакову в жёны» (30:9). Зильпа родила Якову двоих сыновей, и
Лея вновь обрела плодовитость.
Ещё необычнее
появление потомства у Лота. Тому, решив, что после уничтожения Содома весь остальной
мир погиб, родили сыновей две его дочери. Возникшие от сыновей\внуков Лота два народа
были в основном враждебны евреям. Тем не менее, от одной из дочерей Лота, через
Рут, произошёл царь Давид, а другая – в родословной Машиаха, который
задерживается.
Не всё идёт гладко
в нашем романе со Всевышним. Ещё в пророчестве Хошеа Он упрекал нас: «Шла за любовниками своими, а Меня забывала, – сказал Господь»
(2:15). Такую измену Всевышнему совершают в последние десятилетия американские
евреи. С начала 70-х годов прошлого века еврейское население США снизилось,
примерно, с 6-ти миллионов до 5-ти. При этом в страну за это же время
эмигрировало более миллиона евреев из бывшего СССР. То есть потеря – более
одной трети.
Количество
смешанных браков среди американских евреев оценивается ныне в 82% от
заключённых ими. Сделав поправку на ортодоксов, у которых смешанные браки –
редкость, получим для остальных цифру, приближающуюся к 100%. Это означает, что
ещё одно-два поколения, и в недавнем прошлом самая большая в мире община евреев
– американская – исчезнет. Она почти не производит на свет еврейских детей.
Другое
проявление неверности американских евреев их любовному союзу с Творцом –
падение их поддержки Израилю – реализации нашей связи со Всевышним через
дарованную Им Землю. В Америке активно функционируют еврейские антиизраильские
организации типа пресловутой Джей-стрит. Особенно велико количество
антисионистов среди молодых евреев.
В истории
случались процессы, подобные нынешней американской трагедии: в Испании в 15-м
веке половина евреев, избегая изгнания, приняла католичество и растворилась
среди испанцев; в 40-е годы ХХ века около 6-ти миллионов европейских евреев
сгинули в Холокост. Отличие от с того Холокоста – исчезновение евреев в США
происходит добровольно.
Ситуацию,
похоже, может изменить приход к власти в США самого произраильского в истории президента.
Суперзвёздами на небосклоне американской политической и общественной жизни
обещают стать дочь президента Иванка со своим мужем – яркие, красивые, талантливые,
успешные молодые иудеи-ортодоксы. Иванка – преуспевающий бизнесмен и
писательница, автор бестселлера. Её муж Джаред Кушнер – инвестор и владелец
газеты. Это он организовал победную кампанию Трампа к президентству,
противопоставив телевидению и традиционным СМИ, работавшим на Хиллари,
социальные сети в интернете – прямое обращение Трампа к избирателям. Джаред ещё
и составлял речи тестю.
Удивительна
динамичность американской социальной лестницы: в войну предки Джерада бежали из
гетто белорусского городка Новогрудок и спаслись в еврейском партизанском
отряде братьев Бельских. А ныне их внук-богач, муж одной из красивейших женщин
Америки, способствует своему тестю в победе на выборах президента США и
становится одним из влиятельнейших людей мира!
Не изменят ли
новые герои американского общества – молодые Кушнеры – грустную динамику
угасания американского еврейства? Если красавица и умница Иванка, родившаяся
нееврейкой, стала иудейкой, рожает еврейских детей и поддерживает Израиль, не вернутся
ли под её влиянием к тому же многие рождённые еврейскими родителями американцы?
Это могло бы спасти еврейскую общину США от исчезновения. Ведь обещал Всевышний
в пророчестве Исайи не оставлять народ свой: «Так сказал Господь: где то письмо
развода матери вашей, которым Я прогнал ее?» (50:1).
Комментариев нет:
Отправить комментарий