Герою фильма «Вальс с Баширом»
стали сниться бешеные псы, ровно столько, сколько было Бакинских комиссаров -
26 собак. Мчатся эти собачки по улице современного Тель-Авива, чтобы растерзать
упомянутого героя. В ходе просмотра этой
ленты выяснятся, что мстит ему подсознание. Двадцать шесть собак в арабской
деревне убил он из винтовки с глушителем, потому что псы лаем своим могли
предупредить боевиков об опасности.
В финале фильма выясняется, что жуткие собаки
Баскервилей мстят практически всем солдатам и офицерам ЦАХАЛа за участие в
Первой ливанской войне. Таков пафос этого израильского антивоенного фильма,
наполненного беспощадной критикой Еврейского государства и его армии.
Бог с ними, с невинно убиенными собачками,
очередной жертвой «израильской агрессии». Откуда взялось такое количество
«друзей человека» в исламской деревне, среди арабов, ненавидящих собак и
считающих их нечистыми животными, одним авторам фильма известно. Повторю, не в
деталях этого фильма дело, а во сне, который мне явился ночным кошмаром совсем
недавно. Накануне наткнулся в дневнике на свои записи о давней поездке в
Варшаву и Аушвиц. Видимо, начитался неразборчивых, нервных фраз на ночь. Вот и
приснился мне этот жуткий сон.
Апрель 1943 года. Я узник Варшавского Гетто.
Мне предлагают оружия, зовут сражаться. Я говорю, что стар, плохо вижу, от меня
будет мало толку, но я согласен помочь восставшим всем, чем в силах. Спрашивают
о моих силах. Я отвечаю, что профессионально работал в кинематографе….
Дальше пунктиром, застывшими или движущимися
фотографиями: горящее Гетто, группы приговоренных к смерти женщин и детей на
улице, танки, бьющие прямой наводкой по подвальным этажам рушащихся зданий.
Меня ведут перебежками через этот ад - и вот я
в подземелье. Длинный коридор, по которому почему-то черными тенями носятся
летучие мыши, затем коридор расширяется, превращаясь в зрительный зал.
Несколько рядов обшарпанных кресел, с потолка капает холодная, как лед, вода,
на полу хлюпает под ногами грязная жижа, но одна из стен чиста и на этом ярком
пятне мелькают кадры черно-белого, документального фильма. Фильма о восстании в
гетто.
Мой спутник шепчет, что в Гетто есть
киностудия, созданная евреями, и сейчас
я, как специалист, обязан дать оценку увиденного. В этом и будет
состоять моя помощь восставшим.
Я начинаю всматриваться в
движущее изображение на стене. Солдаты СС, весело смеясь, идут по улице гетто.
Бойцы Мордехая Анилевича поджидают их в засаде – и вот начинается отстрел этих
веселых ребят, горит танкетка, подожженная еврейскими боевиками. Из танкетки
выскакивают солдаты вермахта. Вот один из них падает, сраженный пулей угрюмого
еврея – снайпера. Мы видим убитого: перед нами почти ребенок, мальчишка, этакий
немецкий Гаврош, сраженный безжалостной рукой.
Фильм снабжен текстом, из которого зрителям
должно стать ясным, что сама война, как таковая, ужасна, люди, стреляющие в людей – убийцы и сам факт
сопротивления врагу, кем бы он не был, преступен.
В финале ленты вижу известные кадры обыска
немцами детей гетто, посмевших достать за его стенами морковь и картошку. И
ползущий через это чудовищное изображение не менее чудовищный титр: ЭТИ ДЕТИ
ЗАБЫЛИ ЗАКОН БОЖИЙ: НЕ УКРАДИ.
Все – конец фильма.
- Ну, как? – спрашивают меня.
- Господ, - бормочу я. – Это ужасно. Чем
заняты эти люди, которым полшага до печей Треблинки. Что вы делаете? Вы
оплакиваете ваших врагов? Вы призываете к миру с палачами и убийцами?!
Я говорю все это, срываясь на крик, но вдруг
вижу, что кричу в пустоту, что рядом со мной нет никого и я бегу обратно по мрачному коридору, навстречу
метущимся черным теням летучих мышей.... Из подвала вырываюсь на свет в мертвую, жаркую тишину
разрушенного, горящего гетто.
Только в молодости нас посещают сны, из
которых не хочется возвращаться. С годами грехи наши мстят нам же муками сновидений.
В чем провинился я – не знаю, но,
проснувшись, думаю, что не так уж много изменилось в нашей еврейской жизни, что
государство Еврейское окружено точно такой же лютой ненавистью, как Варшавское
гетто 1943 года. И только Армия Обороны Израиля хранит сам Израиль и его
граждан от геноцида, замышленного новым, теперь уже арабским нацизмом и его
друзьями по всему миру, даже в Еврейском
государстве.
Не потому ли самое большое раздражение у этой
публики вызывает именно ЦАХАЛ? Не потому ли и приснился мне этот нелепый,
страшный сон с еврейской самокритикой накануне печей Треблинки?
Честно говоря, долго не решался о нем
рассказать, но вдруг наткнулся на один из рассказов о восстании Гетто. Вот
отрывок из этого рассказа: «"ZOB" в основном состояла из организаций
левого толка, придерживающихся социал-марксистской идеологии. Противоречие было
в том, что в "ZOB" входил BUND состоявший из противников сионистского
движения социалистического толка. По сути, члены BUND примкнули к ZOB слишком
поздно. И потом BUND хотел присоединиться не к еврейским бойцам, а польским
социалистам. Вышесказанное, наглядное доказательство тому, что между
восставшими варшавского гетто существовали устаревшие идеологические
разногласия, даже после невиданной по своему масштабу волны депортаций. Все
анти-сионисткие группировки пришли к выводу, что "бейтар" был целиком
про-фашисткой организацией, а ее члены состояли в бывшем в рядах дивизии
Жаботинского и других социал-сионистов. По сути уже изначально
"бейтар" был отвергнут движениями сопротивления. За неделю до начала
восстания, когда подавляющее число заключенных уже было отправлено в Треблинку,
встал вопрос об объединении сил. Но, как я уже говорил, ZOB был категорически
не согласен объединяться с движением считавшимся про-фашистким. Ввиду того, что
у Френкеля и его людей был количественно больше оружия, Мордехай Анилевич
предложил им присоединится не в качестве группы, а как разрозненные боевики. По
причине того, что люди Френкеля обладали военными навыками на много лучшими,
чем у ZOB они согласились на предложение. В контексте данной ситуации
идеологический спор между двумя группами сопротивления выглядел несколько
странным, ибо немцы не различали между ними никакой существенной разницы. Было
просто удивительно наблюдать, как каждый из бойцов с патриотизмом отстаивал идеологию
своей организации. После войны, когда были опубликованы списки погибших этого
восстания, под каждой фамилией стояло упоминание о той политической группе к
которой он относился».
Рональд Ш. Зусман «Восстание в Варшавском Гетто».
Ничего не меняется. В фильме Ари
Фольмана «Вальс с Баширом» меня больше всего раздражали не мифические жертвы
«израильских агрессоров», не эти самые собачки, не портреты офицеров ЦАХАЛа,
будто скопированные с карикатур в газете «Правда» за 1952 или 1967 годы, не
полное отсутствие трактовки целей и смысла той войны в Ливане, а назойливая
партийность автора: постоянно мелькающий на телеэкранах, без устали вещающий,
Менахем Бегин и Ариэль Шарон, алчно поглощающий яичницу с мясом, в то время,
как гибли ни в чем не повинные старики, женщины и дети в Сабре и Шатиле.
Судя по всему, «группы сопротивления» в
Израиле продолжают свой извечный спор, забывая, что для врагов Еврейского
государства они всегда были и будут одним народом, не имеющим право на
жизнь. Какая, в сущности, разница, если
за фамилией кинорежиссера Фольмана обозначат его партийность, вполне возможно,
партию «Мерец», а за моей чиркнут – беспартийный.
Я пишу этот текст 7 мая. Завтра исполнится 66
лет с того дня, когда был погашен последний очаг сопротивления в Гетто.
Восставшие, несмотря на партийные распри, сражались с нацистами почти месяц,
дольше, чем многие европейские государства. Они знали, что обречены, но знали и
то, что погибать, сражаясь и убивая врагов, дело достоинства и чести любого
народа. Да и кошмарный фильм, сотканный моим больным сном, не мог, конечно же,
не мог! тогда появиться. Вот в 2008 году - совсем другое дело.
Комментариев нет:
Отправить комментарий