пятница, 30 декабря 2022 г.

КАГАЛЕВА

 

Кагалева

Говард Джейкобсон. Перевод с английского Юлии Полещук 29 декабря 2022
Поделиться
 
Твитнуть
 
Поделиться

Материал любезно предоставлен Tablet

 

Октябрь 1953 года. Я вместе с тысячами других манчестерцев стою под дождем и жду, пока мимо проедет автомобиль королевы. В школе нам раздали флажки, чтобы ими махать, но я своим не машу. Махать флажком — все равно что петь хором, а я не из тех, кто поет хором. Но это не значит, что я республиканец. Раз уж королева в самом начале своего правления дала себе труд посетить север Англии, я чувствую себя обязанным выказать ответное любопытство. Тем более это история, и я хочу стать ее пусть маленькой, но частью. Как знать? Не исключено, когда‑нибудь моим внукам будет интересно послушать, что я был там и видел ее. Но мне смелости не хватает протолкаться вперед сквозь толпу на тротуаре или хотя бы попросить тех, кто загораживает мне обзор, опустить зонтики, так что я лишь по крикам вокруг понимаю: ее машину заметили, она приближается, она здесь, она уехала.

Во время королевского визита в Манчестер.

Позже бабушка c тетей — они в некотором смысле роялистки, у них в серванте стоят кружки, выпущенные в честь коронации, — спрашивают меня, какая она. Очень красивая и очень величественная, отвечаю я. Королева до кончиков ногтей. Не то чтобы я рассмотрел ее ногти в той большой машине. И, если честно, мне показалось, что с этой короной она выглядит несколько отстраненно. Короной? Ну ладно, диадемой. Она помахала мне? Не уверен, говорю я им, мне ли она помахала, но, кажется, да. Какого цвета у нее перчатки? Синие. Или черные.

Вообще‑то я полагал, что она и впрямь могла заметить меня сквозь частокол капающих зонтов: ведь я был единственным мальчиком, кто не махал флажком. По всей вероятности, единственным мальчиком во всем ее королевстве, кто не размахивал флажком. На следующий день я начал писать рассказ о королеве, в нем она заметила мальчика, который не махал флажком, когда она проезжала мимо, и ее покорила его независимость. Она разослала придворных во все концы страны, повелела отыскать мальчика, но они так его и не нашли. С каждым днем она тосковала все сильнее, и никто из врачей не мог определить причину ее тоски и вылечить королеву. Я начитался сказок о царевнах‑несмеянах: лишь проделки неотесанных деревенских пареньков сумели вызвать у них улыбку. «Спящая красавица» — вариация на эту же тему, пусть даже в некоторых пересказах вместо неотесанного деревенского паренька красавец принц. Рассказ я так и не закончил, не сумел придумать окончание, которое не выглядело бы нелепо, но тем не менее задаюсь вопросом: быть может, те нахалы, которые карабкаются на стены Виндзорского замка или Букингемского дворца, тоже воображают себя — пусть не неотесанной деревенщиной, а принцами?

Через десять лет после коронации тогдашний премьер‑министр Австралии Роберт Мензис — он уже написал о том, какую глубокую и пылкую преданность питает к королеве, — смутил всю страну, поприветствовав ее на открытии парламента в Канберре строчками Томаса Форда, поэта XVII века: «Я видел только, как она прошла, но буду обожать ее всю жизнь».

Быть может, я преувеличиваю, но в наш великий век простолюдинов одна из первых обязанностей королевских особ — заставить нас мечтать, однако в погребах нашего национального характера в избытке мифов и небылиц о королях и королевах, и немногие оставшиеся монархи, даже заядлые республиканцы, невольно пробуждают в нас былое благоговение и фантазии. Кто знает, какое стихотворение Мензис выудил бы из памяти, узри он, как мимо проходит принцесса Диана, сама сказка во плоти. К ее величайшей чести, Елизавета Александра Мария Виндзор избрала для своего правления роль более прозаическую, допуская при этом, что и прозаическая принцесса может считать себя помазанницей Божией.

Вместе со всей страной я смотрел коронацию — по маленькому черно‑белому телевизору. Сегодня экранчики такого размера мы носим на запястьях. Но это ничуть не уменьшило величие того дня. От музыки у нас по спине бежали мурашки, бриллианты сверкали райски, мы млели от фимиама. Учителя уже рассказывали нам о божественном происхождении королевской власти, чтобы лучше подготовить нас к этому событию, и теперь мы в точности понимали, что они имели в виду. Если Бог и не присутствовал лично в аббатстве, дабы убедиться, что все происходит в соответствии с Его планом, Он явно был где‑то неподалеку. Проявление государственной религии, когда ее паруса полнятся дыханием подданных, ошеломляет. Казалось, оно повергло в трепет даже будущую королеву, защитницу веры и главу церкви Англии. Сколь же более пугающим и чуждым оно представлялось сыну иммигрантов второго поколения из Украины и Литвы. Однако по ходу службы нельзя было не заметить (по крайней мере, если вслушиваться в слова), что у церкви Англии и, следовательно, у королевы еврейские корни.

Когда Елизавета вошла в аббатство, ее встретили 121‑м псалмом, молитвой о мире Иерусалиму и благоденствии в чертогах его. Прежде чем возложить руки на священный сосуд с миром, архиепископ воззвал к Богу с просьбой благословить и освятить избранную слугу Его, Елизавету, как издревле Он благословлял царей, первосвященников и пророков учить и править «народом Твоим, Израиля». Вдруг оказалось, что я — краеугольный камень, на нем же зиждется сие величественное строение. И вот уже — не без помощи Генделя — входит Садок‑священник . «И как помазали на царство Соломона Садок священник и Нафан пророк, так и ты, о королева, будь помазана, благословенна и священна». Вот так, со всей мыслимой помпой, Елизавета приняла данную Богом власть править — не только на языке, заимствованном из еврейской Библии, но и с точными отсылками к принятому в еврейской Библии толкованию торжественных (пусть и противоречивых) переговоров, в которые приходилось вступать монарху, прежде чем Бог назначит его служить на своем посту.

Я, разумеется, вовсе не утверждаю, что коронация — та же бат мицва, только больше дыма. Или что я тогда опознал все отсылки к Ветхому Завету. Но язык проникает в сознание, как церемония в душу, непостижимо и долговечно. Садок и Нафан — возьмем тривиальный пример — для меня навсегда останутся названием, которое я избрал для выдуманной фирмы еврейских портных.

Королева Елизавета II с матерью и сыном Чарльзом во время коронации. Лондон. 1953

Как бы то ни было, английские евреи питают к королевской семье великое доверие и уважение, порой неотличимое от любви к самой королеве.

Джонатан Ромэйн, раввин синагоги в Мейденхеде, рассказывает, как в 1990 году принцесса Маргарет во время посещения синагоги изумилась, услышав молитву за здравие и здравомыслие королевы: эту молитву читают во всех синагогах в шабат и многие еврейские праздники. «Как это мило, — сказала принцесса Маргарет. — В церкви за нас не молятся. Я расскажу сестре».

Чтобы объяснить, почему синагога выражает роялистские симпатии более пылко, чем церковь, придется существенно углубиться в еврейскую историю и те уроки, которые евреи вынесли за свое продолжительное изгнание. Ключ — в словах пророка Иеремии, увещевавшего евреев две с половиной тысячи лет назад, во время вавилонского пленения: «И заботьтесь о благосостоянии города, в который Я переселил вас, и молитесь за него Г‑споду; ибо при благосостоянии его и вам будет мир» . И хотя этот совет не во все времена и не во всех странах был евреям во благо, они, как правило, следовали ему — столько же из любезности, сколько из благоразумия. По словам журналиста газеты Times Дэниела Финкельштейна, его бабушка говорила: «Пока королева в безопасности в Букингемском дворце, мы в безопасности в Хендон‑Сентрал». Такой вот Иеремия в современном пересказе для лондонцев.

Однако симпатия евреев к королеве как к человеку не сводится к дельному совету Иеремии и трогательному оптимизму бабушки Дэниела Финкельштейна.

И хотя в 1953 году, когда ее кортеж проезжал мимо моей школы, мне не удалось разглядеть королеву за зонтами зевак, думаю, назвав ее отстраненной, я не так уж ошибся. Я смотрел в новостях, как она после долгой разлуки здоровается с довольно грустным и одиноким принцем Чарльзом, и думал о том, что она верна протоколу до бесчувствия. В моей семье тоже не принято душить в объятиях всех подряд, но, глядя на эти холодные рукопожатия, я чувствовал себя так, словно всю жизнь провел в обнимку с мамой. Нет‑нет, я все понимаю. Я отдаю себе отчет: королеве нельзя обнаруживать истинные чувства (если, конечно, она чувствовала больше, чем обнаружила), потому что она не «настоящая» в том смысле, в каком все остальные, и никогда не была настоящей.

На глазах у всего света она взяла на себя обязательство «отныне стоять и держать  достоинство королевы и империи, занять трон, дарованный именем и властью Всемогущего Бога». После таких слов, проникших в душу, ни одна женщина, рожденная от смертных, не сумела бы в тот день встать с коронационного трона и жить дальше как ни в чем не бывало — разве что она сочла бы всю эту штуку ложью, масштабным спектаклем, в котором ей выпала роль откровенной мошенницы; а поскольку в тайны чужого сердца никому из нас проникнуть не дано, королева ни минуты не выглядела — и о ней этого не говорили — так, будто играет роль, в которую сама не верит.

Незнакомому с королевой рассуждать о ее всем известной духовности невозможно, если не сказать дерзко, но христианские чувства, которые она выражала в посланиях к народу — ее нескрываемое смирение перед властью высшей, нежели собственная, — казались искренними. Даже те, кто считал ее дорогостоящим анахронизмом и слово «самопожертвование» приберегает для поступков более героических, соглашались с тем, что она исполняла государственные обязанности исключительно добросовестно; неутомимо, однако без ригоризма соблюдала протокол, была любезна в светских беседах, терпелива с идиотами премьер‑министрами, уважительна к мудрым и не допускала, чтобы привычную серьезность ее лица сменили скука или презрение. Сколько раз ее, наверное, подмывало сбежать или хотя бы на год порвать свое расписание? Сколько раз в безмолвной беседе с самой собой она мечтала о другой жизни?

Какой бы ни была на самом деле ее личная жизнь, держать лицо ей было не так‑то просто. Мне казалось, на нем написаны сдержанность и самоотречение: быть может, это всего лишь мои выдумки, однако ничто в ее отношении к нам — ее подданным, ее народу, к простолюдинам, называйте как хотите, — не выдавало того малодушного приглашения к задушевности, которого мы привыкли ожидать от тех, кого зовем знаменитостями. Королеве посвятили больше колонок, чем любому из них, но она не стремилась добиться того, чтобы ее лучше узнали или полюбили: такой цели у нее не было.

Меня никто не уполномочивал говорить за всех евреев, но если что‑то в поведении королевы и было близко мне как еврею, так это ее серьезность. Жизнь — дело нешуточное, и она это понимала.

Когда евреи рассуждают о своей богоизбранности, они не имеют в виду духовное превосходство. Завет, который Г‑сподь заключил с евреями, требовал отказаться от легкомыслия и самоутверждения ради достижения нравственной цели. Назовите это заветом объективности и беспристрастности. В 1953 году королева заключила завет почти столь же серьезный и обременительный.

У британских евреев есть все основания ощущать себя в безопасности под покровительством британской королевской семьи. Широко известно, что мать герцога Эдинбургского, принцесса Алиса Баттенбергская, во время Второй мировой войны прятала у себя в доме еврейских детей и иерусалимский мемориал «Яд ва‑Шем» удостоил ее звания праведницы народов мира. В соответствии с последней волей принцессы похоронили ее на Масличной горе в Иерусалиме. Нынешний король Карл III, а ранее принц Чарльз, — постоянный гость на еврейских благотворительных мероприятиях, он часто и красноречиво выступал против антисемитизма во всех его проявлениях. Распространяется ли интерес королевской семьи к евреям на стремление узнать о них больше, прочесть книги, которые они пишут, попробовать блюда, которые они едят, я, если честно, не знаю. Но с точки зрения атмосферы и в силу своего принципиального аполитичного равнодушия королевская семья обещает убежище.

Мемориальный камень принцессы Алисы Баттенбергской в «Яд ва‑Шем»

Сама королева почти не высказывалась по этим вопросам, по крайней мере во всеуслышание. Но такая позиция над схваткой (и речь не только о политике: та в конце концов пятнает каждого, кто к ней прикоснется) и вообще над определенностью делала ей честь. Быть может, то была символическая абстрактность, вмененная ей в обязанность, когда ее на псевдоветхозаветном языке объявили помазанницей Божией? Б‑г евреев незрим, это, скорее, мысленный образ, тем более священный, чем менее осязаемый: вполне возможно, Его вовсе нет. Всякий раз, как я смотрел на портрет королевы или слушал ее выступления, мне казалось, я видел не безразличие к бурям, что сотрясают страну, но невозмутимость той, кто прислушивается к власти высшей, нежели парламент или народ.

Оригинальная публикация: The Kveen

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Красильщиков Аркадий - сын Льва. Родился в Ленинграде. 18 декабря 1945 г. За годы трудовой деятельности перевел на стружку центнеры железа,километры кинопленки, тонну бумаги, иссушил море чернил, убил четыре компьютера и продолжает заниматься этой разрушительной деятельностью.
Плюсы: построил три дома (один в Израиле), родил двоих детей, посадил целую рощу, собрал 597 кг.грибов и увидел четырех внучек..