Утёсов.
Две жены и две половинки ЛЕОНИДА УТЕСОВА
Восьмидесятисемилетний
Утесов позвонил своему старинному приятелю – такому же
одесситу,
как он сам:
-
Как ты думаешь, мне еще не поздно жениться?
-
Вам? Конечно не поздно, Леонид Осипович! Женитесь, и ни о чем не думайте!
Но я
вот уже двадцать два года вдовец. Мне не хотелось бы оскорбить память
Леночки…
-
Елена Осиповна была умной женщиной, она бы первая сказала, что жениться вам
просто
необходимо!
-
Необходимо? Это почему?
-
Конечно, я желаю вам прожить до 120 лет и потом еще 20, но все же… Должен же
кто-то
ухаживать за могилой!
Леонид
Утесов и Тоня Ревельс
И
Утесов женился - на Тоне Ревельс; их роман длился без малого 40 лет, а брак –
считанные недели. Весной 1982 года, оставив в Москве “молодую” супругу (Тоне было
тогда шестьдесят лет), Леонид Осипович уехал поправить здоровье в военный
санаторий
в Архангельское. Во время прогулки к нему на лавочку подсел генерал Дмитрий
Тимофеевич Шепилов. Утесов пожаловался, что чувствует себя неважно, сердце
пошаливает. Потом сам себя перебил: “Ну что это я все жалуюсь по-стариковски.
Хотите анекдот?” Пока Шепилов смеялся, Леонид Осипович тихо умер. Это случилось
в день его рождения – Утесову исполнилось 88 лет.
СКАНДАЛ
НА ВСЮ ОДЕССУ
“Я
считаю, что родился 22 марта 1895 года, энциклопедия, считает, что 21-го.
Она
энциклопедия и ей видней”, - смеялся Леонид Утесов. Место рождения -
Одесса,
Треугольный переулок, дом 11. Впрочем, его настоящая фамилия вовсе не
Утесов,
а Вайсбейн, а имя - Лейзер, по-домашнему Ледечка.
Отец
будущей знаменитости - тишайший и боязливый Осип Калманович - служил
экспедитором
порта, т.е. следил за отправкой товаров морем за жалование,
которое
его супруга считала “прямо-таки смешным”. Настоящей главой семьи была
Малка
Моисеевна – дама неустрашимая, решительная и крутая нравом. Ее не смели
обсчитывать
даже на одесском привозе. Каждый вечер, вернувшись со службы
домой,
Осип Калманович робко присаживался за стол напротив супруги.
“Выкладывай”,
- говорила она. Осип Калманович “выкладывал”: “Так. Выхожу я
утром
из дому. Так. Встречаю Мирона Яковлевича. Он мне и говорит…”. Его
монотонный
монолог время от времени прерывается жениным: осуждающим “Ай!”.
Пятеро
детей сидят рядком на диване, молчат и слушают.
Взрослым
Утесов в шутку сказал отцу: “В Саратове один мужчина изменил своей
жене.
Так что ты думаешь? Умер!” Отец ответил наставительно: “Вот видишь, как
бывает…”
По
общему мнению Ледя пошел в Малку Моисеевну. Он был зачинщиком и победителем
доброй
половины всех мальчишеских боев в Одессе. К тому же у него вечно
водились
какие-то мелкие деньги непонятного происхождения. Родные
беспокоились:
сможет ли Ледя в будущем найти себе профессию, не связанную с
какими-нибудь
аферами, грабежами и тому подобным. Вся надежда была на училище
Файга
– там даже отъявленных сорванцов выводили в
люди…
Комерческое
училище Генриха Файга на углу Торговой и Елизаветинской знали
далеко
за пределами Одессы. Это было единственное в Российской империи учебное
заведение,
где допускалось обучать не пять, а пятьдесят процентов евреев из
общего
числа учеников. Да вот только состоятельные русские семьи предпочитали
платить
за обучение своих детей в какой-нибудь гимназии. Получалось, что
еврей,
чтобы отдать своего отпрыска в училище, должен был платить и за него, и
еще
за какого-нибудь русского мальчика, родители которого хотели сэкономить. К
Файгу
съезжались русско-еврейские пары из Гомеля, Бердичева, да что там! из
самих
Москвы да Киева. Это был настоящий Ноев ковчег! Цена на обучение была
установлена
весьма умеренная, а порядки в училище - самые демократические: за
всю
двадцатипятилетнюю историю существования коммерческого училища Файга
оттуда
был отчислен один единственный ученик – Ледечка Вайсбейн!
Однажды
преподаватель математики позволил себе схватить шестиклассника
Вайсбейна
за ухо. Мальчик освободился, дернув кудлатой головой, встал из-за
парты,
подошел к окну и зачем-то опустил глухую штору – в классе воцарилась
тьма.
Когда штору подняли, на лице бедняги-математика обнаружился только один
здоровый
глаз – второй заплыл, а бровь сочилась кровью. Это было слишком даже
для
ангельского терпения Генриха Файга.
Терять
Леде было совершенно нечего. Тем же вечером, не дожидаясь родительской
кары,
он уехал из горда с бродячим цирком некоего Бороданова,
гастролировавшего
по Малороссии. Его приняли в труппу как человека, способного
написать
афишу – никто из барадановских артистов грамоты не знал.
ОТ
ТРАГЕДИИ ДО ТРАПЕЦИИ
Год
1910. Ледя колесит с Барадановым из города в город, хватает на лету
опасную
цирковую науку: работает на трапеции, ходит по канату под самым
куполом
без какой-либо страховки. Его бесстрашие восхищает даже бывалых
цирковых.
“А я заговорен, - хвастается Ледечка. – Жены у меня нет, дома нет,
состояния
нет, даже костюма приличного – и того нет. Удача таких любит”.
Впрочем,
женой пятнадцатилетний Лейзер уже совсем было обзавелся. Выгодная
невеста
подвернулась ему в Тульчине: Анна Кольба была красива и имела
приданное
(100 рублей, портсигар и серебряные часы). Ледя, прибавив себе для
солидности
пару лет, сделал предложение, но в последний момент вдруг попросил
у
будущей свекрови рубль семьдесят копеек и уехал в Одессу – якобы за личными
вещами
и за родительским согласием. Аня слала ему письма каждый день, на
конверте
выводила: “Лети мое письмо к Ледичке в окно. А если неприятно, прошу
вернуть
обратно”. Ледичка на эти послания не отвечал.
Много
лет спустя в кафе-шантане на Крещатике черноглазая красавица пела
цыганские
романсы. Не в правилах Утесова было оплачивать ужин малознакомым
дамам,
но тут он не устоял – пригласил ее за свой столик, просил заказывать,
что
душеньке угодно. “Цыганка” придирчиво изучила меню и заказала какую-то
дешевую
малость – всего-то на рубль семьдесят копеек. Молча съела, поднялась
из-за
стола, сказала: “Я Анна Кольба, ваша невеста. Считайте, что долг моим
родителям
вы отдали”.
В
Одессе Ледя дебютировал на театральных подмостках. Его первая роль была
небольшой:
выбежать на сцену перед началом представления и крикнуть: “Хватит
хлопать,
хочу лопать!” А в один прекрасный день на морском берегу ему
встретился
знакомый артист Сковронский: “Тебе нужно придумать сценический
псевдоним.
Что-нибудь красивое, возвышенное…”. Возвышенное? Ледя осмотрел
прибрежный
пейзаж. Возвышенности в поле зрения имелись. Скалов? Нет, такой в
Одессе
уже есть. Горский? Их вообще двое! Тогда Утесов! Леоднид Утесов!
И
вот уже не Ледя Вайсбейн, а Леонид Утесов колесит по стране. Его репертуар
значительно
расширился: один из его бенефисов назывался “От трагедии до
трапеции”.
Представление начиналось в восемь часов вечера и длилось до двух
ночи.
Сначала шла сцена у следователя из “Преступления и наказания” (Утесов в
роли
Раскольникова), потом – первый акт из оперетты “Прекрасная Елена” (Утесов
пел
Менелая), потом - скрипичное трио (Утесов – первая скрипка), потом
пантомима,
куплеты, комический рассказ, эксцентрический танец, романсы,
пародии,
жонглирование и полет на трапеции.
Особенно
горячо Утесова принимает Одесса-мама. В числе верных поклонников –
некоронованный
король города Михаил Виницкий, более известный как
Миша-Япончик.
Вообще-то Миша по своим воровским законам должен был Утесова
убить:
тот позволил себе ударить кого-то из его ближайшего окружения. Но дело
кончилось
миром, да так, что Утесову позволено было в любое время захаживать в
кафе
“Фанкони” (что-то вроде штаба Япончика). Леонид Осипович этим
пользовался.
Однажды куплетист Лев Зингель пожаловался ему: фрак украден, не в
чем
выступать. Утесов кинулся в “Фанкони”, а когда приехал обратно в театр,
увидел
ошарашенного Зингеля, утопающего в разноцветном ворохе фраков –
“мальчики”
Миши-Япончика не смогли припомнить, какой именно они украли из
театра,
и привезли все восемнадцать. Когда же во время гражданской войны и
безвластия
жители Одессы, опасаясь грабежей, стали неохотно ходить в театр,
Утесов
снова обратился к Мише-Япончику. “Король” вник в проблему и велел
написать
на афишах: “Свободный ход по городу до 6 утра”. Одесситы все поняли
правильно
и снова стали покупать билеты.
СПАСИБО,
СЕРДЦЕ!
А
сколько у него было поклонниц! А ведь это не всегда идет на пользу артисту.
Одна
экзальтированная поклонница, прочитав в утренней газете, что Утесов
погиб,
упав с каната, застрелилась за несколько часов до того, как в вечерних
газетах
вышло опровержение - на самом деле он, действительно упав, отделался
ушибами
и как ни в чем не бывало продолжил спектакль. В другой раз за Утесовым
с
шашкой наголо гонялся усатый верзила-полицейский, муж очень хорошенькой, но
ветреной
жены, любительницы театра и актеров. С каждой из своих партнерш (а
их,
учитывая частую смену театров, у Утесова была уйма) он непременно заводил
роман.
Вот и актриса Леночка Гольдина (Сценический псевдоним – Ленская), сразу
влюбилась
и на второй день знакомства согласилась выйти за семнадцатилетнего
Утесова
замуж. Почему он вдруг решил жениться, и почему именно на Леночке? Не
то
чтобы Утесов влюбился сильнее обычного, и не то чтобы партия оказалась
сколько-нибудь
выгодной… Но Лена, будучи старше его на три года, была
неуловимо
похожа на Малку Моисеевну – и лицом, и нравом.
Елена
Гольдина
У
Лены были утеряны документа, и целый год Утесов искал раввина, который бы
согласился
их обвенчать. Наконец, когда Лена была уже глубоко беременна,
нашел.
Выйдя из синагоги, молодой супруг сказал: “Твой единственный
действующий
документ – мой паспорт, в котором ты теперь записана. Ты никогда
от
меня не уйдешь!”. А через несколько дней у них родилась дочь – Эдита,
Диточка.
Отцом Леонид Осипович был, может, и не совсем обычным, но точно –
хорошим.
Семья
артиста Утесова в очередной раз переезжает из одного города в другой.
Поезд
набит мешочниками, спекулянтами – повернуться негде, духота, шум...
Маленькая
Дита плачет. Утесов заговорщицки подмигнул дочери и жене и вдруг,
вылупив
глаза и дергая ртом, взвыл: “Ой, черти побежали!” и полез руками в
чье-то
бородатое лицо, потом под платок к какой-то бабе… Очень скоро в купе
они
остались одни.
В
шестнадцатом году Утесова забрали в армию. После трех недель обучения он
неминуемо
попал бы в маршевую роту, а там на фронт, в окопы, если бы у
фельтфебеля
Назаренко не было молодой жены. Леонид при каждой встрече так
галантно
целовал ручку чернобровой Оксане, что Назаренко не выдержал и … помог
выправить
фиктивную медицинскую справку, освобождавшую Утесова от армейской
службы
по причине порока сердца. Это было настоящим спасением для Лены и Диты
–
артистический заработок Утесова, пусть и не слишком большой, был их
единственной
статьей дохода.
Сорок
девять лет Леонид Осипович прожил со своей женой. Шло время, росла его
слава,
а вместе с ней - его состояние. И вот Елена Осиповна - оплывшая,
грузная
– скупает все новые и новые музейные бриллианты у полуподпольных
московских
ювелиров. Мотовство? Отнюдь нет: припас на черный день. Она вообще
очень
рационально вела финансовые дела семьи, не позволяя ни копейки потратить
попусту.
Характерный пример: дом Утесовых славился купеческим безудержным
размахом.
Владимира Маяковского, Исаака Бабеля, Михаила Зощенко, Исаака
Дунаевского
еженедельно кормят рябчиками, осетрами, черной икрой, стол сияет
столетним
хрусталем, двухсотлетним фарфором… А вот скромной театроведке
Людмиле
Бурлак, на протяжении трех лет ежедневно приходившей в дом к Утесовым,
чтобы
помогать в работе над воспоминаниями, ни разу не предложили даже чашки
чая.
Утесов вполне разделял женину любовь к экономии. Даже на хорошеньких
женщин,
которых, женившись, вовсе не забыл, он умудрялся совсем не тратиться.
Леонид
Осипович со своей первой супругой Еленой Осиповной в Доме творчества,
г.
Старая Руза
Одна
актриса из театра Немировича-Данченко вспоминает: когда Утесов впервые
напросился
к ней домой, она бегала по знакомым и занимала деньги на угощение.
Удалось
раздобыть бутылку водки, две порции бычков в томате… Увидев стол,
Утесов
удивился: “У тебя что, больше ничего нет? Надо прислать тебе корзину от
Елисеева”,
- и … ничего не прислал. А на следующий день на столе снова были
одни
бычки, и снова Утесов удивлялся.
Когда
его упрекали в изменах жене, он отвечал: “Не волнуйтесь, Лена не в
обиде.
Моего еврейского сердца хватит на всех”. Но однажды Утесов влюбился не
на
шутку, и даже, собрав чемоданчик, ушел к очаровательной и юной партнерше по
спектаклю,
Елизавете Тиме. Был февраль, метель, лютый холод. Елена Осиповна
купила
подводу дров, прислала к дому Тимме вместе с запиской: “Топи. Следи за
здоровьем
Леонида Осиповича”. Он первый нашел записку. Собрал чемодан и
отправился
домой. С тех пор Елена Осиповна старалась держать романы мужа под
строгим
контролем, не позволяя им перерасти во что-либо серьезное. Она вообще
стала
одерживать верх над Утесовым, а он все охотнее и охотнее подчинялся…
В
29-ом году Утесов поехал посмотреть Европу (тогда еще железный занавес не
опустился
до конца). Особенно интересным он там ничего не нашел, за
исключением
нового музыкального стиля – джаза. Приехав в Москву, Леонид создал
свой
джаз-оркестр, но не простой, а театрализованный, разыгрывавший целые
музыкальные
представления. Публике очень нравилось, а вот чиновники,
отвечавшие
за репертуар советских артистов, считали теа-джаз чуждым советскому
искусству.
1935
год. Спор разгорелся из-за песни “С одесского кичмана”. “Успех был такой,
что
вы себе не представляете, - рассказывает Леонид Осипович. - Вся страна
пела.
Куда бы ни приезжал, везде требовали: “Утесов, “С одесского кичмана!”.
“Если
вы еще раз споете про этот ваш приблатненный кичман, это будет ваша
лебединая
песня”, - предупредили его. В то время машина массовых репрессий
набирала
ход, спорить было слишком опасно, и Утесов послушался. Но тут ледокол
“Челюскин”
застрял во льдах, и вся страна следила за тем, спасут ли
герои-летчики
героев-челюскинцев. Спасли. В Георгиевском зале Сталин устроил
прием
в честь полярников, пригласил петь Утесова. В разгаре концерта к артисту
подошел
дежурный с тремя ромбами в петлице и шепнул: “Просят спеть “С
одесского
кичмана”. “Мне запретили, - объяснял Утесов. – Ведь чуждая
идеалогия!”.
“Пойте!”, - настаивал офицер. Утесов спел. Полярники залезли на
стол,
топча унтами тарелки и бокалы. Сталин довольно попыхивал трубкой. Потом
Утесов
еще трижды исполнил запрещенный шлягер на бис…
Утром
16 мая 1939 года бледная, встревоженная Елена Осиповна разбудила мужа:
“Ночью
арестовали Бабеля. Его книги с дарственными надписями нужно уничтожить.
И,
конечно, это”, - показала она на фотографический портрет Исаака
Эмануиловича,
стоявший на утесовском письменной столе. “Он мой лучший друг, -
слабо
сопротивлялся Леонид Осипович. Я уверен, он ни в чем не виноват, в НКВД
скоро
разберутся и его выпустят”. “Ай!, - отмахнулась жена. - Ледя, делай, как
я
говорю”. Если бы Утесову, как прежде, нечего было терять… Но теперь он -
уважаемый
человек, народный любимец, владелец стометровой московской квартиры,
всевозможного
антиквариата, сберкнижки… У него жена и двадцатишестилетняя
дочь,
которых нельзя ставить под удар. Наконец, у него свой оркестр – кто, как
ни
Утесов, обеспечит музыкантам кусок хлеба? Словом, Леонид Осипович сдался.
Вместе
с портретом друга и его книгами он заодно уничтожил и еврейскую
энциклопедию…
Утесов и сам не заметил, как в его душу вползало нечто, чего
раньше
он ведать не ведал - страх…
ВТОРАЯ
ЖЕНА
Однажды
в 1944 году в коридоре Мосэстрады к Утесову кинулась безумного вида
девица,
с криком: “Если не у вас танцевать, то все равно где, хоть в колхозе”.
Рядом
с ней топтался застенчивый молодой мужчина невероятной красоты. Утесову
эта
пара чем-то сразу понравилась. А посмотрев, как они танцуют, Леонид
Осипович
воскликнул: “Дети, сама судьба привела вас ко мне!” “Ну конечно!
Стала
бы я ждать, пока судьба приведет меня туда, куда мне надо!”, - подумала
Тонечка
Ревельс. На самом деле ей пришлось применить всю свою немалую
природную
изворотливость, чтобы, пробившись через бесконечные военные патрули,
доехать
самой и довезти мужа – Валентина Новицкого, мужчину вполне призывного
возраста
- из Хабаровска в Москву без каких-либо проездных документов.
Главный
администратор утесовского оркестра, почуяв в характере новой
танцовщицы
изрядную долю авантюризма, с первых минут невзлюбил Тоню,
пробурчал:
“Танцевала тут до вас одна, и были романтические эпизоды. Жене
Утесова
все это не понравилось, и я уволил девицу”. Да что тут изменят
предупреждения?
Тоне – двадцать два, она честолюбива, бедна и никому не
известна.
Утесову – под пятьдесят, он знаменит, шикарен и моложав. И еще –
утратив
собственное бесстрашие и бесшабашнсть, он очень ценит эти качества в
других…
Их
любовь началась на гастрономической почве. Гастроли. Гостиничный номер.
Тоня
подпольно жарит котлеты. Раздается стук. “Администратор!”, - пугаются
супруги
Новицкие-Ревельс. Но на пороге обнаружился улыбающийся Утесов: “Дети,
а
почему вы прячетесь в номере?” Попробовал котлету, и стал наведываться
каждый
вечер. Узнав от администратора по телефону об этих трапезах, Елена
Осиповна
позвонила в гостиницу: “Леонид Осипович полнеет, ужин у него должен
быть
легким”. Котлеты Тоня в срочном порядке заменила на кефир…
Одни
гастроли кончались, другие начинались. “Тонька - чудо. Остроумная
изобретательная,
веселая. Умереть можно. Клянусь гастрономом!”, - восхищался
Утесов.
И думал: “Эх, встретил бы я Тоньку лет на пять раньше”… Теперь же
страх,
однажды поселившийся в душе Утесова, не позволял ему взять и резко
поменять
свою жизнь. Впрочем, все устроилось без семейных драм: Новицкий был
не
ревнив, да и Елена Осиповна очень скоро перестала возражать против нового
мужниного
романа. Видимо, ей и без ревности хватало забот, особенно с дочерью.
Эдита
давно уже выступала вместе с отцом и вела ту же кочевую гастрольную
жизнь.
Да и характером она пошла в Утесова. Словом, своему мужу Альберту –
добропорядочному
режиссеру документального кино – Дита изменяла с таким
размахом,
что честь семьи Утесовых часто оказывалась под угрозой.
Очень
скоро Тонечка Ревельс научилась быть необходимой всем членам этого
семейства.
Для дочери она стала бескорыстной наперстницей: “жилеткой”, в
которую
можно было выплакаться, подружкой, перед которой можно было
похвастаться,
компаньонкой, которой можно было поручить организацию очередного
романтического
свидания… Для жены Тоня была “глазами” и “ушами”: в случае,
если
увлечения Эдит становились слишком угрожающими, именно Тоня должна была
предупредить
Елену Осиповну. К тому же та, загруженная хлопотами о московском
доме,
не могла сопровождать своего мужа на гастроли, а кому еще можно было
поручить
заботу о здоровье Леонида Осиповича, его режиме и гардеробе, как не
верной
Тоне! Ну а для отца семейства Тонечка была праздником, свежим ветром,
оживлявшим
и разнообразившим его немолодую жизнь. При этом Утесов мог отругать
ее
за опоздание с возвращением ему двухрублевого долга: “Елена Осиповна будет
недовольна”…
С
годами его характер все сильнее менялся, становясь все менее похожим на
материнский
и все более – на отцовский, робкий… Утесов стал
мнительным,
неуверенным,
часто впадал в депрессии. Выход на сцену теперь превратился для
него
в пытку – его преследовал страх провала, ничем, впрочем, не обоснованный
(публика
принимала его с неизменным восторгом). Чтобы взбодрить мэтра перед
выступлением,
Тоня придумывала всякие смешные штуки: то приколет к его
сценическому
костюму целую бездну голубых бантиков (Утесов откалывал один за
другим,
но находил все новые), то увесит дурацкий фикус на подоконнике
гримерки
яблоками, то просто нарисует какую-нибудь смешную картинку. А уж как
она
умела его хвалить! Целые истории ему рассказывала о нем же самом –
величайшем
джазмене. “Тоня, дальше!”, - молил Утесов с детской доверчивостью.
Иногда
тонины “штуки” оказывались рискованными. То в Ленинграде она зазвала
его
на замерзшую Неву, а лед дал трещину - Утесов боялся идти к берегу, Тоне
пришлось
вести его за руку. То в “Астории” она потащила его в пустой, без
лифтера,
лифт, уверив, что умеет управлять рычагами, а кабина застряла (в тот
раз
у Утесова случился приступ страшнейшей клаустрофобии, и Тоня еле-еле
успела
вытащить его на свет Божий).
Как-то
весной Тоня и Леонид Осипович шли по улице. Она сказала:
-
Сейчас мы с вами будем целоваться, потому что весна.
Это
авантюра.
Тоня
не слушала. Она забежала вперед и пошла ему на встречу:
Голубчик,
дорогой! Какая неожиданность! А я только-только приехала из
Ленинграда!
Потом
Тоня точно так же “приехала” из Тулы, из Рязани…“Эта любовь у меня
никогда
не пройдет, - вдруг подумал Утесов. – Ну почему Тонька – не моя жена!
А
Елена Осиповна все болеет. И, кажется, неизлечимо”... Его стали одолевать
какие-то
смутные мечтания о том, что было бы, стань он вновь свободен…
Елена
Осиповна умерла, когда Утесову было 65 лет. Никакого освобождения, и тем
более
облегчения, он не испытал. Да что там! Даже Тоня как-то сразу стала не
нужна.
Утесов засел один в своей гулкой огромной квартире, не вылезая из
халата,
почти не вставая с кресла, слушая собственные записи и предаваясь
воспоминаниям.
На сцену он решил больше не выходить - страх совсем одолел его.
Да
тут еще Эдита испугалась, что отец может жениться на Тоне, кстати, тоже
недавно
овдовевшей. Золото-бриллианты Елены Осиповны она увязала в узел
разметом
с хороший абажур и отдала на хранение сначала тетке, потом каким-то
знакомым,
державшим дома собаку, потом еще кому-то: имея в квартире такое
сокровище,
его хранители переставали спать ночами и просили Диту поскорее
забрать
от греха свое золотишко.
Дочь
Лаонид Утесова Эдит. К несчастью, отец пережил дочь. Последний разговор с
мачехой
Тоней Ревельс вызвал у Диты приступ, с которым она попала в больницу,
откуда
уже не вышла.
Тоня
почувствовала, что Утесовы видеть ее больше не желают. Обменяла свою
пятиметровую
комнату в Москве на квартиру в Воронеже и уехала. Через месяц
раздался
звонок: “Приезжай! Я очень люблю тебя!”.
Тоня
приехала, распекла домработницу за грязь и духоту, выбросила на помойку
уютный
утесовский халат – жизнь снова заискрила! Тоня даже заставила Утесова
снова
выйти на сцену. Но о женитьбе и речи не заходило. И все же она
чувствовала:
он уже никогда не будет принадлежать ей. Елена Осиповна его не
отпустит,
и дело тут не в том, что Утесов любил свою законную жену сильнее,
чем
ее, Тоню. Просто та, робкая половина его натуры, которая досталась ему от
отца
и которую всячески развивала в нем властная, экономная и осторожная Елена
Гольдина,
вконец задавила, материнскую, бесстрашную и своевластную, которая
была
созвучна ей, Тоне Ревельс.
Потом
Дита тяжело заболела (рак крови вместе с опухолью в голове) и, изрядно
намучавшись
сама и измучив отца, умерла. Только тогда Утесов, наконец, сделал
Тоне
предложение. Свадебная церемония была упрощена до крайности – из уважения
к
возрасту жениха, работники ЗАГСа согласились
зарегистрировать брак у него
дома.
Гостей не было. И никто не может сказать, было ли на немолодых лицах
новобрачных
что-то такое, что говорило бы: “Мы ждали этого сорок лет. Мечта,
казавшаяся
несбыточной, исполнена. Мы счастливы”
Комментариев нет:
Отправить комментарий