Вращение «чёртова колеса»
Надо быть законченным дебилом, чтобы не видеть 100% провал «соглашений Осло», «Размежевания» и прочих попыток мирного развода евреев с «палестинцами». С каждой пробой ситуация обостряется, необходимость близкого (боевого) взаимодействия и внимательного наблюдения друг за другом (через оптический прицел) растёт. 7 октября наибольшему разгрому подверглись те места, где прилагали особенные усилия для дружбы и мира с кузенами. «Новый Ближний Восток» куда опасней старого, количество (огневых) контактов стремительно растёт. Словно в аттракционе «Чёртово колесо» всякий, кто не в самом центре, немедленно отбрасывается на обочину и стукается о борта. Ни развод, ни «брак по расчёту» не состоялись, всё сильнее скандал в нашей общей коммунальной квартире.
План — вовсе, как будто, недурной — создания Палестинского государства, дабы они друг друга кушали, террорами нас не трогали и вообще поняли преимущества торговли перед мордобоем — стал популярен. Только — не там, где задумывался. Подавляющее большинство евреев его ныне отвергают, палестинцы, судя по опросам — тоже. И те, и другие понимают, что по большому счёту вопрос стоит: «или-или». Зато идея пришлась ко двору иностранным правительствам, от демократических до тоталитарных, и под неё Израилю выкручивают руки, дабы пособить самоуничтожиться «в границах Освенцима» с ласковой помощью устроенного в его сердце «государства», нашпигованного оружием и ненавистью к «гяурам».
А ведь задумывали грандиозные концепции совсем не глупые люди — как Шимон Перес, гений политической эквилибристики, Ицхак Рабин, начгенштаба в Шестидневной войне. И не были они врагами своего народа! Тот же Перес — «отец» ядерной программы Израиля, сильно умеряющей аппетиты «милых соседушек»; «бульдозер» Шарон — герой войн и блестящий военачальник, Йоси Бейлин — боевой солдат и отличный политолог… Отчего же их прекраснодушные и неплохо просчитанные планы сработали по Черномырдину: «хотели как лучше, а получилось как всегда», «никогда так не было и вдруг опять»…? К чему привели все хитроумные комбинации ради утверждения «ослиных» «мирных договоров» (типа перекупки наркоторговца Сегева и электромонтажника Гольдфарба), принятых при поддержке арабских партий и под бойкотом оппозиции, зачем все компании шельмования оппонентов в прессе, полицейское подавление любого общественного противостояния… Уж точно не к тому пришло, о чём мечтали «новые чемберлены». Колесо отбросило их замыслы к железному бортику, сделало миролюбцев повитухами войн.
Но где тот центр, на котором можно удержаться на быстро вращающемся диске? И — кто и зачем крутит это «чёртово колесо»?
Для начала вопрос: в чём смысл нашего краткого пребывания на голубом шарике? Тоже, кстати, вращающемся. Ответов предложено немало, часть из них — просто пересказы друг друга. «Мы актёры и режиссёры», «люди — пешки в глобальных шахматах» и т.д. Всё это неплохо описывает процесс игры, но — не её цель. Есть более глубокий пласт анализа, например: «исправление изломов души», «восстановление кармической справедливости, отдача долгов из прежних перерождений», «достижение гармонии и нирваны» и прочее. В сем — немало истинных практических приложений. Однако и это уровень операционный, он не расскажет, зачем весь спектакль.
Тора (и те, кто у неё научились) затронули аспект более сущностный, хоть и в нём человечий язык заставит разлагать «белый цвет» на радужные блики. «Творец хочет насладить сотворённое, оно должно заслужить своё благо, иначе счастье неполно». «Человек способен достичь совершенства и максимально приблизиться к Создателю». «Всё существует ради Славы Б-жьей». Можно продолжать, поворачивая бинокль, по сути — тут грани одного трудно выразимого целого. Ради этого «одного» и запущено «чёртово колесо».
Кто его вращает? Б-г, разумеется, кто же ещё? «Нет ничего, кроме Него». Однако Он проявляет Себя по отношению к сотворённым мирам, говорит Традиция, в двух словно несовместимых ипостасях. 1. Как «окружающий все миры» (то есть Он всегда вовне, непостижим и неопределим — «Тот, кто всё видит и делает, но невидим и на Него невозможно повлиять») и 2. Как «проникающий все миры» (на что ни укажешь — там Б-г. И есть у Него особое, ощутимое проявление, именуемое Шехиной).
Две этих грани в человеческом космосе проявляются по-разному, скажем, вторая даёт возможность завета, договора с Вседержителем. Ещё угол зрения — есть различные моменты в заповедях: они просто «декреты великого Царя» — или при этом имеют определённый, пусть не исчерпывающий «земной смысл»? Их надо тщательно постигать лишь ради исполнения — или же углубление в них открывает человеку качественно иные бесконечности? Странность для нашего разума в том, что Всевышний постоянно и совсем рядом, и бесконечно далеко.
Тот, Кто вращает Колесо, не раскрывает нам — может быть, кроме единиц, как Авраам и Моше, да и тем лишь до предела возможностей «человеческой формы» — планы и перспективы переключений рычага. Оттого нам неизвестна «награда за большинство заповедей». Но Он хочет — сие нам поведано — чтобы люди влияли на вращение своего шарика, выбирали ритмы и музыкальное сопровождение. «Б-г — тень человека»
То есть в определённом контексте колесо мира мы вращаем вместе со своим Создателем. Заказываем меню, торопим или замедляем шестерёнки… И особую рьяность проявляет народ Израиля — как «избранный (ради этого) первенец». Но коли матрос не удержит на повороте штурвал, тот может основательно по нему вдарить.
Чего ради это устроил Творец? Дабы люди «стали хозяевами своего блага», проявляли — под внимательным взглядом Инспектора — качества и реализовывали достигнутые (подаренные) способности. Например так: «Всевышний постановляет — праведник отменяет»…
А теперь от метафизических эмпиреев к сугубой практике. Моше рассказывает, как умолял Творца отвести «пламя пугающего гнева» от народа после греха Золотого Тельца. И предупреждает: «Не за праведность твою Б-г ведёт тебя на Святую Землю, но во исполнение клятвы праотцам. И из-за нечестия народов, её населяющих, изгоняет их с неё». Грех Тельца — это было не просто обращение к идолу, но — материализация, приземление духовного; именно подобное зовёт гнев. Самые тяжкие по числу жертв и немедленные кары Тора упоминает после проступков с Бааль-Пеором (насмешка, издевательство над духовным), с Тельцом и раздора Кораха.
Что у нас сейчас? Мало слуг Бааль-Пеора? Низведения всего до чисто вещественных причин и методов? Дефицит конфликтов?.. Мда.
Конечно, «утешает» изрядное нечестие врагов. Это из пасука: «коли будешь гневить Меня не-богом, Я пойду против тебя не-народом, народом-извергом сердить стану тебя». Ладно, сейчас не до ненарода-изверга…
Но Творец очевидно не хочет, чтобы проблемы Израиля, которые он честно «заслужил» и которые должны подтолкнуть нас к изменению путей и возвращению в «центр чёртова колеса», решились лишь дипломатическими и экономическими трюками. Без духовных подвижек. И потому «мудрёные планы» только ухудшают ситуацию, отбрасывают нас всё дальше от центра,- туда, где давление и враждебность растут. От «Торы, пути которой мирные». От: «если увидишь, что приходят напасти, прячься в ней (Торе)». Прячься, конечно, не от реальности, но от раздоров, ложных идеалов, безбожной и бесцельной жизни.
Конечно, необходимо воплощать возвышенное в этом мире, это мы видим из подаренных нам заповедей. Рамбам вообще не включает в номенклатуру заповедей те, в которых нет конкретного действия. Речь не о том, что нужны (увы) армия, разведка, МИД… Но о том, что нам выбирать, как — со скрипом или гладко и свободно — будет вращаться «чёртово колесо» планеты. И сколь далеко мы окажемся на нём от центра. Хорошо ещё, есть у нас главы поколения, которые несут в себе частицу Моше («Ифтах в его поколении как Моше в его время»). Значит, есть кому за нас молить. Но 7 октября напомнило о «палящем гневе»…
Комментариев нет:
Отправить комментарий