«Боящиеся государства Галахи не понимают, о чем идет речь»
«Растущий страх перед «государством Галахи» в свете формирующегося правительства – не оправдан»
«Нет ничего страшного в концепции «галахического [основанного на еврейском религиозном законе] государства», - уверенно заявляет глава исследовательской группы Центра [взаимоотношений] Торы и государства, раввин-профессор Нерия Гутель.
В свете разрастающейся общественной дискуссии, он, посвятивший много лет изучению этого вопроса, объясняет, что это – ни в коем случае не вопрос «удобочитаемого» и технического применения законов Торы – скорее уж речь идёт о возвращение к управлению государством в соответствии с галахическими принципами.
Слова раввина прозвучали в рамках подготовки к выпуску книги на эту тему, которая будет представлена общественности в Иерусалиме уже на этой неделе.
«Термин «государство галахического закона» неверно истолкован и, следовательно, представляет собой «страшное нечто», потому что люди думают, что мы стремимся применять законы так, как они записаны в письменной Торе, а не так, как они интерпретировались поколениями устной Торы», - указал он.
«Думающий так не знает галахическую литературу, ни её видов, ни её частей. В Галахе содержится множество процессов, которые приводят к далеко идущим изменениям. [Для установления спокойствия] скажем так: побивание камнями за осквернение Шаббата не стоит на повестке дня. Поэтому вся эта паника носит случайный характер, не говоря уже о формировании трендов», - добавил раввин Гутель.
В том же выступлении он объяснил, что «правильное в отношении к «государству Галахи» состоит в том, чтобы понять, каковы галахические элементы, утонченные принципы управления государством, и как их можно применять в настоящее время. Например, некоторые опасаются, что мы вернемся к монархическому строю, но концепция монархии не вписывается в современный мир, поэтому это звучит пугающе и угрожающе, а также неуместно».
«Однако, когда вы исследуете законы царей [как их изложил] РАМБАМ, и особенно то, что написано во всей галахической литературе – как в той, что расходится во мнениях с Маймонидом, так и во всех поколениях, – вы можете увидеть, как формула этих галахических законов присутствует в демократическом [устройстве] правлении. Есть модели управления, которые фактически встроены в этот механизм. Я имею в виду, хотя мы говорим о царях, мы фактически говорим о демократии. Галаха имеет пути перехода от монархического правления к демократическому, при этом включая и реализуя важные вопросы – например, вступление в войну», - добавляет раввин Гутель.
«Так, согласно Галахе, для ведения войны – по крайней мере, войны определенного типа, – нужен царь. Однако Галаха говорит, что «инфраструктура» роялистского режима принадлежит народу. Народ – суверен, даже по отношению к царю, так что когда нет царя, то сувереном является тот, кто способен им быть. Правление, которое существует в [нашем] обществе – Кнессет, правительство и т.д. в современных терминах, это, фактически, галахическое отражение понятие монархии. Правда, премьер-министр не помазан елеем, но, в конце концов, он имеет полномочия начать войну, принимать драматические решения в «спорных областях», например, в напряженной ситуации между министерством финансов и министерства здравоохранения в период кризиса, вызванного эпидемией коронавируса, и т.п., а также в отношении сбора налогов и прочего, касающегося этой сферы», - объяснил он.
Комментариев нет:
Отправить комментарий