Недавно посмотрел х/ф «Левиафан» Звягинцева, и он поверг меня в недоумение. Критику на фильм я и раньше слышал (чернуха, пасквиль на нашу жизнь), но посмотрев создал свое мнение: этот фильм снят с любовью к русскому народу и верой в него, это лучшее, что снято в России за последние года, в фильме глубокий философский смысл, и он наверняка будет классикой.
Фильм не понят на Западе, хоть и обласкан критиками и награжден, но обидно, что он не понят соотечественниками. Вот теперь попытаюсь объясниться.
При рассмотрении фильма помните: это не детектив! Это притча, которая учит как жить, и, оценивая, исходите из этого. Теперь разбираемся.
В фильме две противоположности: хорошие ребята и плохие.
Плохие. Это команда мэра северного приморского городка в составе: мэр, прокурор, судья, главный мент и полубандитская команда охраны. Они неправедными методами держат город, прессуют горожан. Их связывает не дружба, а грязные делишки... Команда по долгу службы вписана в вертикаль власти (портрет Путина у мэра).
Вот именно это и поняли на Западе, как критику режима, плюс неприятное изображение простых русских людей, которые матерятся, пьют немеряно, и, как итог - Пальмовая ветвь и овации на Западе.
Но мы-то с вами местные! Ведь очевидно, что это не так. Команда мэра - это наше типичное в России явление самоуправства уездных князьков. Это проблема в России со времен царя Гороха. И эти князьки не опора власти (вертикали), а ее враги. У власти не хватает сил до всех добраться, а когда они сильно борзеют, власть обращает на них внимание и сажает, как Цапков. Это не та категория «которых не сдают» Это шпана. Даже по делам видно, что они занимаются только воровством, и никаких государственных дел у мэра нет (а в городе рыбзавод!). Никакая это не вертикаль, хотя наверху у них есть кой-какие подвязки. И по поведению мэра видно: он трусит. Боится всего: выборов, свой электорат, заезжего адвоката, шума лишнего, и даже не верит своим связям. Поэтому нервничает, всх подозревает и пьет при любом случае.
Однажды к нему приходит на обед архимандрит, мэр дрейфит и спрашивает: «А как жить то? Научи, владыко.» Тот (зная о его делишках, но принимая подношения) отвечает так: «Любая власть от бога. Она тебе дадена, и ты должен использовать ее так, как считаешь нужным». Это важно. Владыка обозначил отношение церкви к мирским делам: церковь не вмешивается в них, люди живут сами, церковь отвечает только за души людей и учит жить по заветам Христа. И что тут плохого? Это ж официальная позиция нашей церкви, и ничего крамольного.
Далее, создателей упрекают, что народ изображен презрительно, он матерится и пьет. Ну, мат мне показался уместным, все-таки ситуации экстремальные, и крепкие словечки совсем не редкость в нашей жизни. А вот насчет питья другая картина. Да, в России есть проблема алкоголизма, но она медицинская, и фильм не о ней. Обратите внимание: все действия героев осмыслены, делаются сознательно и обдумано. И ни одного тупо, по пьяни, с дуру... Употребления все по поводу или в стрессе... А это уже не акоголизм. Да, много пьем и на Западе нас считают за алкашей. Да просто у них жизнь другая. За справедливостью они идут к прокурору, а лечится к психологу. Где вы такое видели в России? А жизь то у нас куда труднее, чем там, у них...Мы в трудностях берем бутылку и идем к другу. Просто у нас так и другого нет...
Теперь подробнее о «хороших парнях». А вот это как раз все остальные, в т.ч гл. герой - Николай. Он живет на берегу моря в доме отца, который отжимает мэр, себе под строительство дворца. Николай борется.
Немного о собственно Левиафане. Он упомянут, когда Николай после смерти жены упрекнул попа: «И где же твой бог? Почему я должен ему верить, если он со мной так?» . Поп поведал, что в бибейские времена жило в море страшное чудище, с которым бороться бесполезно, а ловить его на удочку, и учить жить по-человечески глупо. Намекал на бессмысленную борьбу с мэром, и, далее, приглашал приобщиться к церкви.
Я не буду останавливаться на перепитиях сюжета, скажу так: досталось там всем, и очень много. А плюс сами еще нашли себе приключений на пятую точку (жена Николая спуталась с его другом, но потом, прикинула и вернулась к мужу). Друга-адвоката отлупили, и симитировали расстрел, жена Николая погибает, Николаю вешают 15 лет за убийство, спрашивается за что? Ну несправедливо же! Так вот докладываю, что все это называется «нести свой крест», а он очень тяжел в России.
На себя оглянитесь, неужели трудностей не было, не безобразили в жизни? Только прямой дорогой к свету? Да у любого русского наверчено в жизни, а о «сидельцах» или фронтовиках вообще романы писать...
И, опять же, это просто фон событий. Главное - это как «хорошие ребята» ведут себя в трудностях. Заметьте, ни один не сломался. Адвокат под пистолетом не просил пощады, Николай (гл.герой) в суде, таки не признал вины. Даже их друзья, вроде настучали на Никлая ментам (но они так понимали честность), а потом усыновили сына Николая, проявив благородство и человечность...
Вот они - люди русские в фильме. Все - настоящие, сильные и честные, даже в условиях полной ж...пы.
И, в заключение фильма, на проповеди архимандрит поведал главную мысль фильма. Своими словами это примерно так: «Сила - в правде. Правду знал только Христос, он боролся за нее, и этим праведным путем вел людей к истине (построению земного рая). Сейчас в миру обстановка сложная, людям трудно разглядеть правду, она спрятана, а ложные ценности преподносятся как истинные (изврат всякий, нажива). Люди должны быть внимательны, и тщательно выбирать свой путь сами, только они сами отвечают за свои дела, и должны следуя правде (праведным путем) стремиться к истине»
Я, хотя и коммунист-атеист, ничего не имею против такой постановки вопроса, за исключением конечной цели - рай на Земле мне видится, как построение беспроблемного коммунистического общества, а библейские заповеди мне понятнее в Моральном Кодексе строителя коммунизма)
Ну а вы то граждане критики, почему против всего этого?
И еще, не могу не обратить внимание на схожесть фильма с нынешними событиями на Украине (Сорри за имперское мышление))). Все-таки Украина никогда не была самостоятельной. Все равно это бывшая часть империи - Малороссия, или часть СССР - УССР. По любому окраина. Конечно такую трактовку украинцы примут за оскорбление, но это история так рассудила, что центр нашего одного народа - русского оказался в Москве. И разница велика: все-таки Россия самодостаточна, а Украина (Малороссия, УССР) нет, она по-любому должна с кем-то «дружить»...
И, вот бывший ваш Президент Янукович уж больно напоминает мне зарвавшегося окраинного князька. Мало думал о стране и много о себе, крутил дела малопонятные, и сильно достал народ. И вот, год назад, украинский народ, движимый стремлением к справедливости, хотя и не без посторонней помощи, собрался с силами, отважил и «убил» своего Левиафана. Много радости от победы? Уже год, как свободнее и свободнее становятся украинцы...
Что делать? Сходить в церковь, как советуют авторы фильма. Хуже не будет, там правильно посоветуют.
П.С. Если кто саблоговолит ответить, не вставляйте картинки, пожалуйста. Комп не тянет.
Николай Ню
Комментариев нет:
Отправить комментарий