Я ПРОВЕРЯЮ ЛЮДЕЙ ПО ИХ ОТНОШЕНИЮ К ЕВРЕЯМ", - писал в воспоминаниях Д. Шостакович.
Среди русской интеллигенции были люди, начисто лишённые
комплекса антисемитизма: В. Стасов, В. Соловьев, Н.
Римский-Корсаков, А. Глазунов (которого называли «отцом иудеев»
за то, что помогал евреям устроиться на жительство в Москве и на
учебу в Московской консерватории), М. Горький, Е. Евтушенко с
его «Для антисемитов я еврей».
Список можно продолжить. Одним из первых в этом ряду стоит Дмитрий
Шостакович. Название статьи — цитата из книги воспоминаний великого
русского композитора, записанной музыковедом Соломоном Волковым в
Нью-Йорке в 1979 году. В этой книге Дмитрий Дмитриевич пишет: «Для
меня евреи стали символом. В них сконцентрировалась вся человеческая
беззащитность…» Понятно, что такая книга не могла выйти в то время на
территории Советского Союза. Не могла хотя бы потому, что в ней автор
знаменитой Седьмой симфонии Ленинградской пишет об антисемитизме
советского руководства, а также подчеркивает, что многие его сочинения
отражают влияние еврейской музыки. Как такое могло случиться?
Невероятно и непостижимо. Почему человек, в котором нет ни капли
еврейской крови, становится юдофилом, глубоко переживает за нелегкую
судьбу потомков Авраама? Почему еврейская тема звучит так ярко и
пронзительно в его творчестве и в его жизни? Почти все биографы
Шостаковича в той или иной степени пытаются ответить на этот вопрос.
Одни делают упор на воспитание, другие указывают на менталитет
композитора, близкий еврейскому, третьи говорят о схожести судьбы
подвергавшихся преследованиям евреев (дело врачей, обвинения в
космополитизме) и самого Дмитрия Дмитриевича,
которого обвиняли в «формализме и буржуазной деградации».
Впрочем, есть еще одна причина. Шостакович вставал на защиту
евреев еще и потому, что считал их, особенно после Катастрофы,
самой беззащитной, самой дискриминируемой частью общества.
Вероятно, все эти факторы переплетаются и дополняют друг друга.
Попробуем разобраться подробнее. Действительно, как правило, отношение
к евреям формируется в детстве. Ребенок, еще не понимая до конца сути
слов и поступков взрослых, на удивление точно и глубоко перенимает их
привычки, эмоциональные отношения, те или иные предпочтения. Дима
Шостакович рос в интеллигентной петербургской семье, где антисемитизм
считался чем-то неприличным и мерзким. Как писал сам Шостакович, «в
нашей семье считали антисемитизм пережитком варварства. У нас
антисемитов презирали, им не подавали руки. Человек с претензией на
порядочность не имеет права быть антисемитом». Это понимание
антисемитизма, как чего-то грязного, отвратительного, непорядочного,
Дмитрий Дмитриевич пронес через всю жизнь. Великий композитор рвал
отношения с самыми близкими друзьями при малейшем проявлении грязного
предрассудка. Среди друзей Дмитрия Дмитриевича было много евреев, и он
приходил к ним на помощь, подчас с риском для жизни.
Когда 13 января 1948 года по личному приказу Сталина был зверски убит
чекистами Соломон Михоэлс, Дмитрий Дмитриевич
навестил дочку великого еврейского артиста Тали и выразил ей
свое соболезнование. Вскоре арестовали зятя Михоэлса, молодого
талантливого композитора Моисея Вайнберга. Шостакович позвонил
Берии и сказал, что он готов поручиться, что никакой Вайнберг не
американский шпион, а «нормальный советский гражданин». Более
того, Дмитрий Дмитриевич сказал главному сталинскому инквизитору
слова, которые могли стоить ему жизни: «Я знаю, у вас там бьют.
У Вайнберга слабое здоровье. Он не выдержит». Видимо, в то время
слово автора Ленинградской симфонии имело определенный вес - Берия
передал их разговор Сталину, и тот смилостивился: Моисея
Вайнберга не только выпустили на свободу, но и дали квартиру.
Причем квартиру (скорее всего, тоже по указанию Сталина), окна
которой выходили на Бутырскую тюрьму. Таким образом вождь
народов напоминал Вайнбергу, что до тюрьмы ему всего один шаг.
Вызовом антисемитизму можно, конечно, считать и создание
композитором в самый разгар борьбы с космополитами в 1948 году
сборника народных песен «Из еврейской народной поэзии». Тексты
песен Дмитрий Дмитриевич (тексты составлены Добрушиным и Юдицким)
случайно обнаружил в небольшом букинистическом магазинчике. Правда,
исполнить эти песни в концерте в то время не
представлялось возможным. Тут уместно сказать несколько слов о
том, как воспринимал гениальный композитор еврейскую народную
музыку. «На меня, — говорит Шостакович в той же книге
воспоминаний, — еврейская народная музыка повлияла сильнее
всего. Я не устаю ею восторгаться. Она так многогранна. Она
может казаться радостной, а на самом деле быть глубоко трагичной».
Этот шолом-алейхемовский смех сквозь слезы, этот
философско-саркастический, эмоционально окрашенный взгляд на
жизнь характерен и для некоторых других произведений Шостаковича,
написанных на еврейские мелодии.
Впервые еврейская тема в музыке композитора прозвучала в
Трио №2 для фортепиано, скрипки и виолончели (1944). Трио было
посвящено памяти И. Соллертинского, с которым Шостакович дружил.
В трио сначала у скрипки, а потом у виолончели проходит тема, в
еврейском характере которой нельзя ошибиться. Возможно, примером
для Дмитрия Дмитриевича в выборе мелодии и в том, как она была
преподнесена, стало увлечение творчеством Густава Малера. Для
музыки австрийского композитора еврейского происхождения
характерна та самая еврейская раздвоенность, в которой радость
легко переходит в горе, лирика — в гротеск, так называемый бодрый
патриотизм — в сарказм и пародию, веселый танец - в чудовищный
танец смерти.
Позже еврейская тема прозвучит во многих произведениях
Шостаковича: в Квартете №4, в Первом скрипичном концерте, в
квартете №8 (этот квартет Дмитрий Дмитриевич называл своим
автопортретом), во Втором концерте для виолончели с оркестром,
где в финале звучат известные «Бублички», в некоторых других
произведениях. Но особенно ярко и полно эта тема раскрылось в
Тринадцатой симфонии, первая часть которой написана на текст
поэмы «Бабий Яр».
Сегодня можно сказать со всей определенностью, что 13-я симфония
- один из самых значительных и великих памятников 6 миллионам
безвинно погибших евреев.
Прошло более сорока лет со дня смерти Шостаковича. Дерева,
посвященного его памяти, нет на аллее Праведников народов мира,
но память о великом русском композиторе навсегда останется в
наших сердцах — как память о великом друге еврейского народа.
Закончить хочу словами Дмитрия Дмитриевича: «Никогда не надо
забывать об опасности антисемитизма. Мы должны постоянно
напоминать о ней, потому что зараза жива, и кто знает, исчезнет
ли она когда-нибудь».
*Андрей Орлов - Орлуша
День Катастрофы ...*
Поговори со мной, антисемит!
Не отводи презрительного глаза.
Теперь, когда лежит в руинах Газа
И в сердце раной ненависть саднит.
Сейчас поговори со мной, сейчас,
Когда дрожат от взрывов катакомбы,
Куда зарылся твой дружок ХАМАС,
Хоть знает, что и там достанут бомбы.
Поговори со мной, антисемит,
О мной убитых детях Палестины,
Умножь на сто ужасные картины,
Дай посмотреть на разрушенья вид.
Скажи, что «так нельзя и так нельзя»,
Но так как я – «нельзя, конечно, больше»,
Ведь мой еврей сгореть бы мог и в Польше,
А тут – ребёнка свежая слеза!
Поговори со мной, антисемит!
Про мой зловещий заговор всемирный,
Про то, что я живу довольно жирно
И на иврите сын мой говорит.
Поговори про то, что мой народ
Коварно рушит мирные тоннели,
Где мирно дети мирные засели,
А про шахидов пропаганда врёт.
Поговори со мной, антисемит!
Не прячь топор бердичевский за спину,
Задай вопрос одесскому раввину,
За что он был погромщиком убит.
У преступлений есть свой прайс и кост.
Спроси меня, мне твой вопрос привычен:
Ну сколько можно ныть про Холокост,
Тем более, что он – преувеличен?
Поговори со мной, антисемит!
На языках тех стран, что я оставил,
Где жили Гитлер, Хорти, Ленин, Сталин,
Где я, как раньше, называюсь «жид».
Скажи мне: «Да ведь это же – любя!
Мы с вами на соседних нарах спали!»
Вы, выдавив евреев из себя,
Уверены: они Христа распяли!
Поговори со мной, антисемит!
Сравни меня с фашистом и убийцей.
Пусть слово Греты Тунберг прозвенит:
- К ответу сиониста-кровопийцу!
Ведь после отключения воды
С убийцы на рассвете взятки гладки.
Там – палестинцы плачут без еды,
А вы нам – про заложников, ребятки?
Поговори со мной, антисемит!
Ты думаешь, что мне ответить нечем?
В сердцах и венах наш ответ гремит:
Мы не пойдём опять покорно в печи!
Пусть под ногой врага земля горит,
Пускай о мире все мечты наивны,
Я не хочу с тобою говорить.
Мне даже мысли о тебе противны.
Не говори со мной, антисемит!
x x x
Текст послания - это обращение не только, конечно, к евреям. Пошлите
всем, кому сочтёте необходимым. Не бойтесь выглядеть банальными,
бойтесь лучше своего, не дай Бог, равнодушия.
Не удаляйте послание, ведь нужна всего одна минута, чтобы передать
информацию дальше....
ПО ПОСЛЕДНИМ АРХИВНЫМ ДАННЫМ НЕМЦАМИ, ПОЛЯКАМИ, УКРАИНЦАМИ, ЛИТОВЦАМИ,
ЛАТЫШАМИ И ДРУГИМИ.. БЫЛИ ИСТЕРЗАНЫ, ОГРАБЛЕНЫ, ИЗНАСИЛОВАНЫ,
ОТРАВЛЕНЫ ГАЗОМ, ПОВЕШЕНЫ И РАССТРЕЛЯНЫ В РАЗНЫХ "БАБЬИХ ЯРАХ" СВЫШЕ
12 МИЛЛИОНОВ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ ТОЛЬКО ЗА ТО,
ЧТО ОНИ БЫЛИ ЕВРЕЯМИ.
ЭТА СВОРА НЕГОДЯЕВ УНИЧТОЖАЛА МИРНОЕ, БЕЗОРУЖНОЕ НАСЕЛЕНИЕ , СРЕДИ
КОТОРЫХ БЫЛИ СТАРИКИ, ЖЕНЩИНЫ И ДЕТИ. СВЫШЕ 2 МИЛЛИОНОВ ПРЕДАТЕЛЕЙ,
ДЕЗЕРТИРОВ, УБИЙЦ, ВСТАЛИ ПОД ЗНАМЕНА ГИТЛЕРА В КАЧЕСТВЕ ПОЛИЦАЕВ,
ДУШИТЕЛЕЙ , ПОСОБНИКОВ НЕМЕЦКОГО ФАШИЗМА.
ЛЮДИ, БУДЬТЕ БДИТЕЛЬНЫ !!!! ФАШИЗМ ВНОВЬ ПОДНИМАЕТ ЗВЕРИНЫЕ ГОЛОВЫ!
Уважаемые господа! Огромные силы уже на протяжении 70 лет вбивают в
головы всего мира, что только!!
6 миллионов и только Германией убиты в страшном огне Холокоста 1934-1947 года.
В действительности, 6 миллионов - это цифра, которая устроила
Нюренбергский трибунал, ибо там одни убийцы - Черчиль (как не хочется
соглашаться с этим именем!), Сталин и Рузвельт - судили других убийц -
высших чиновников Германии. 6 миллионов - это, что было представлено
суду и относилось к документации Гестапо по лагерям системы Гестапо.
Были еще лагеря СС, и других ведомств, были массовые расстрелы на
месте, были Бабий Яр и подобные места казни местных жителей в других
городах, были массовые погромы по всей Европе. И были уничтожены
многие документы, касающиеся концлагерей.
Более честные и точные подсчеты дают вдвое большую цифру, и этого
нельзя забывать, как нельзя забывать конференцию в Эвиане и британскую
(!!!) эскадру, которая топила суда со спасшимися евреями.
Как детям объяснить: шесть миллионов Исчезнувших в застенках навсегда,
Замученных, отравленных Циклоном.
Неужели демократическая Англия поможет Ирану поднять знамя
антисемитизма, выпавшее из рук гитлеровской Германии?
Почему Bесь Мир не возмущается ракетным обстрелом из Газы мирных
городов и посёлков Израиля?
Чего вы ждёте? Неужели чтобы евреи, доведенные до отчаяния, защищаясь,
сами, собственными силами, - стёрли Газу с лица земли?
Прошло более 70 лет с момента окончания Второй Мировой войны..
Это письмо посылается с целью создания цепочки памяти, в память о
6,000.000 (или 12,000,000!!!) евреев и многих миллионов людей других
национальностей и вероисповеданий, убитых, замученных, изнасилованных,
сожженных, умерших от голода и униженных фашистами.
Теперь, более чем когда-либо, ввиду усилий Ирана и некото-рых других
стран, объявивших Холокост мифом, крайне не-обходимо сделать все,
чтобы мир никогда не забыл об этом.
Этот Е-mail должен достичь, по крайней мере, 40 млн. человек во всем мире!
Присоединяйтесь к нам и включитесь в цепочку памяти,помогите
распространить его по миру.
Пожалуйста, пошлите это письмо 10 знакомым людям и попросите их продолжить цепь.
Не оставайтесь равнодушными!!!
Не удаляйте послание, ведь нужна всего одна минута, чтобы передать
информацию дальше!
Комментариев нет:
Отправить комментарий