Помните известное определение разницы между правыми и левыми. Начиналось оно, кажется, так: "Если правому не нравится свободная продажа оружия, он оружие не покупает. Левый - требует полного запрета продажи" и т.д.
Вот о чем подумал, вспомнив о книге В. Дашкевича: "Великое культурное одичание". Для развития живописи, скульптуры, музыки и даже литературы никакой технический прогресс не был нужен. В "дикие", неспешные времена ослиной и лошадиной тяги писали свои шедевры Эзоп и Эсхил, сочиняли музыку Бах и Моцарт, творили Леонардо Да Винчи и Рафаэль. Дьявол или ангел технического прогресса проснулся к середине 19-го века. Паровая машина начала великую гонку рода людского: погоню за скоростью, породив первый вид искусства - целиком и полностью обязанный техническому прогрессу - мой любимый кинематографу. Закономерно: первым фильмом, когда от экрана в ужасе отшатнулись зрители, было "Прибытие поезда" братьев Люмьер. И вот круг замкнулся: по извечному принципу: тебя породивший, тебя и убьёт, упомянутый прогресс убил искусство кинематографа, вернувшись к тому же "паровозному ужасу", техническим трюкам на экране, особому цирку. Вяло сопротивляются пугалкам и страшилкам нехитрые сплетни, в тысячный раз веселящие и расстраивающие кумушек у экрана. И это всё. Технический прогресс, породив интеллект искусственный, начал успешную атаку на труд писателя, поэта и художника, предусмотрительно избавившись от значимых имен, личностей в искусстве. Уйдем от оценок. Здесь и фантастическая классика знаменитых писателей - нам не в помощь. И знать нам не дано, как великая изобретательность мозга человека кардинально преобразит жизнь наших потомков. Но, убеждён, существовать они будут совсем в ином мире, под началом особой, тоталитарной власти - технического прогресса, в век невиданных скоростей, космических странствий, постижения непостижимого и полного отсутствия тех нехитрых радостей и смыслов, которыми жил род людской последние тысячи лет.
Комментариев нет:
Отправить комментарий