Дмитрий Гаранин | Империя в основе всего
С давних пор, и в свете происходящих в настоящее время печальных событий с удвоенной силой, меня мучает загадка русской ментальности, в просторечии – русской души.
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
Хоть я и оставил ту страну тридцать лет назад, чем неизмеримо доволен, всё же считаю, что имею право интересоваться этим вопросом. А вопрос этот сейчас ещё как важен, потому что Россия обиделась на весь мир и ему угрожает. Или же Россия считает, что это весь мир ей угрожает, но разницы особой нет, потому что, как известно, бить надо первым.
Так вот, считается, что Россию и ментальность населяющих её людей со стороны не постичь. Как поётся в известной песне:
и как ранее сформулировал Тютчев:
Это, конечно, верно. Более того, я и сам всю жизнь эту страну не понимал, хотя там родился и вырос. Перед моими глазами был Великий Застой, и все мысли были о природе социализма и о том, когда же он, наконец, потерпит окончательный крах. Где-то в начале 70-х я высчитал, что это должно произойти примерно к 1985 году, когда уйдёт военное поколение. Оно и ушло, а за ним ушёл СССР, а потом и я оттуда уехал. Дальнейшую судьбу России я понимал с трудом, и у меня были другие первоочередные задачи. Издалека было видно, что коммунистическую идеологию в головах замещает православие, потому что природа не терпит пустоты. Все вдруг стали религиозными, зачастили в церковь. В первых рядах, разумеется, бывшие партийные и комсомольские работники. В целом же я надеялся на хорошее для России, в долгосрочной перспективе.
Теперь же стало ясно, что ничего хорошего не вышло, и что проблема у России и у русских гораздо серьёзнее, чем преходящий социализм. В истории этой страны коренится изъян, уже на генетическом уровне отразившийся в русской душе. К несчастью, русским ни разу в истории не удалось свергнуть тираническую власть, и свойственное человеку стремление к свободе ни разу не получило практического подтверждения и не пошло в рост, как оно этого заслуживало. Восстания Разина, Пугачёва и декабристов, революция 1905 года были подавлены. Зато удались разгромы Новгорода и Пскова, усмирения Новочеркасска, Будапешта и Праги. Жертвами террора пали десятки миллионов россиян. Как писал мой бессмертный тёзка Дмитрий Александрович Пригов,
Произошла лишь одна успешная революция, Февральская революция 1917 года, да и та была вызвана внешней причиной – Первой мировой войной. Последовавшая за ней ВОСР никакая не революция, а военный переворот, приведший к власти тоталитарную группировку, отнявшую только что завоёванные свободы. То есть, не революция, а скорее контрреволюция. Причём с большим перехлёстом, потому что по сравнению с большевиками царский режим того времени был демократическим раем. Можно вообразить, что ожил Иван Грозный со своими опричниками и сместил с трона мягкотелого Николая Второго. Вот вам и революция…
Секрет загадочной русской души в том, что она пропиталась страхом перед репрессиями и ложью, веками заполнявшей публичное пространство этой страны. И большевики со своим социализмом лишь продолжили эту общую линию. Правда проста, а ложь сложна, неоднозначна, непонятна. Как непонятны были общественные науки, которые меня заставляли изучать в школе, а потом и в институте. Как непонятна вся история этой страны, которая фальсифицировалась каждым следующим амбициозным царём или царицей.
Среди понятий России чемпион вранья и спекуляций, видимо, народ. На моей памяти, а видимо и раньше, и позже, народу всегда пелись дифирамбы. Народ считался основой всего социального устройства. «Народность» преподносилась как высшее качество. И вот эта самая непонятность, неоднозначность, умственный разброд в народе, интерпретировалась как глубина и добродетель. А на самом деле, как мне стало ясно, русская мысль презирает народ. Русская мысль рассматривает народ как хорошего раба и не верит в то, что народ способен на какие-либо активные действия по своей собственной инициативе. В сегодняшней России принято считать, что всем (что против правящей партии) руководят таинственные «кукловоды» из-за кулис. Они смущают народ, они проплачивают протесты. При этом сторонники такого взгляда считают себя умнее других, потому что они якобы стараются смотреть глубже. Простые наивные люди видят только кулису и принимают действия народа за чистую монету, а эти умники видят «закулису». И число их огромно, даже среди экс-россиян, давно живущих за границей. Потому что всё это, после негативного отбора на протяжении сотен лет, уже сидит на генетическом уровне.
После краха социализма в СССР мне была непонятна государственная идея России. В какую сторону идти? Как увязать осуждение преступлений большевиков и реабилитацию царизма с одновременной реабилитацией Сталина и сталинизма? Формирующаяся новая российская идеология всё ещё левая или уже правая? И есть ли эта идеология вообще, или в умах одна эклектика и жажда наживы? Мой ум, рассуждавший в терминах социальных систем, не мог этого охватить.
Вот с Лениным сложнее. Он, конечно, «любил детей», но при этом разрушил российскую империю, позволил улизнуть Польше и Финляндии, и, по словам российского лидера, создал Украину, теперь возомнившую себя суверенным государством. Неэффективный менеджер этот Ленин! Сталин его ошибки исправил, но лишь частично. А потом Горбачёв опять всё профукал. Так что перед нашим современным Петром Первым стоят большие задачи.
На личном уровне, лишённому индивидуализма русскому человеку неважно, что он ходит в дырявых штанах в сортир во дворе, а важно, что его страна первая в космосе. Ценность жизни отдельного человека невелика, его можно пустить в расход ради высшей цели, а потом бабы опять его нарожают. Человек – просто клетка в большом организме. Если при царизме русский человек ещё был способен на протест, то 70 лет социализма его от этого полностью отучили. Первые двадцать лет путинского правления, которые можно сравнить с НЭПом, дали народу какую-то передышку. В столице и других больших городах зажили получше, и можно сказать, что общество заключило с властями негласный договор: делайте там наверху, что хотите, воруйте, а нас не трогайте, дайте нам пожить. Но этот период сейчас закончился, поскольку у властей большие планы. Наворовано достаточно, теперь хочется творить историю. Жить народу больше не дадут, и защитить себя он не способен. После начала так называемой «спецоперации» те, кто располагает средствами, сбежали за границу, а остальные мобилизуются и покорно идут на убой. Опять негативная селекция населения России.
Осталось сказать пару слов о культуре. Рост культуры нелинейно связан с размером государства. Немногие большие государства внесли значительный вклад в культуру, а о вкладе большого количества маленьких государств мало что известно. Наличие многих людей, говорящих на одном языке, способствует росту культуры. Может быть, дело ещё и в том, что большим государствам, особенно империям, удаётся сохранить свой культурный багаж на протяжении длительного времени, в то время как малые страны на это не способны. Мы знаем много о культуре Римской империи, но очень мало о культуре, скажем, даков.
Вышеперечисленные факторы, видимо, объясняют значительное количество «имперцев» среди российской творческой интеллигенции. Помимо въевшихся в гены всех россиян великодержавных представлений, здесь есть ещё и личный интерес. Творцы хотят, чтобы их продукция получила наибольшее возможное распространение, а это лучше всего работает в империи, если, конечно, эта продукция не запрещена как «вырожденческое искусство» или «вражеская пропаганда». Часто к пониманию преимущества империи авторы приходят во второй половине творческой карьеры, когда юношеское бунтарство сменяется консерватизмом и думами о том, как бы остаться в дискурсе после смерти.
Такую эволюцию проделал, например, Пушкин: от юношеского «Властитель слабый и лукавый…» до зрелого «Клеветникам России» и «Бородинской годовщины». Иосиф Бродский подвергся позорному преследованию без достаточных на то оснований, но уезжать из России не хотел, потому что чувствовал себя в своей родной среде и видел шанс именно здесь стать первым поэтом. Видимо, не случайно он с такой злобой стихотворно отозвался на объявление независимости Украины в 1991 году – выпадение этой территории из «русского мира» с переходом на украинский язык в перспективе сужало его ареал. Комбинацией генетического кода и личного интереса, по-видимому, объясняется феномен Z-литераторов в современной России. Так и подмывает им всем сказать: «Если вас так интересует количество читателей, то переходите на мировые языки: английский, испанский! На китайский, в конце концов!» В самом деле, умный Бродский в Америке стал писать по-английски и в конце концов получил Нобелевскую премию за свои эссе.
В общем, маски сброшены, и в России на место «Морального кодекса строителя коммунизма» выдвинулись имперские ценности с православной церковью как главным инструментом идеологического охмурения. «Чудовищна, как броненосец в доке», по словам Мандельштама, Россия заканчивает свой затянувшийся отдых. За имперским фасадом маячит нацизм. Пока нет речи о «врагах народа», но публично несогласные получают статус «иноагентов». Что принесёт России 2037 год?
Комментариев нет:
Отправить комментарий